В. Ширяев. Камчатский текст

Фаустов
 В. Ширяев. Камчатский текст
Делать все дела как вразумит Христос, не отписываясь.
(из инструкции кн. Гагарина камчатским приказчикам)

В этой статье мне хотелось выявить то, что объединяет всех камчатских писателей, их некую общую черту, общие темы, схожий подход к освоению этих тем. Таким общим подходом является для них отношение к почве. К почве в широком смысле, включающем не только твердь, но и воду, и воздух, и минералы.
А.А. Смышляев в своём очерке цитирует слова Геннадия Иванова: "таинственная связь всех писателей". Последуем этому правилу и проявим "таинственную связь всех камчатских писателей", "камчатский текст".
Камчатский текст растёт из рыбалки.
Все мы ловим или когда-то ловили рыбу. Любительским, промысловым или браконьерским способом.
Иногда ловили и нас.
Рыбалка — глобальная метафора не только камчатского, но и мирового священного текста.
"Идите за мной и я сделаю вас ловцами человеков", сказано рыбакам в одной мудрой книге.
Рыба по-гречески — это Бог. ;;;;;, ;;;;;; ;;;;;;;, ;;;; ;;;;, ;;;;;, "Иисус Христос, Божий Сын, Спаситель" напоминает нам камчатский поэт Владимир Владимирович Татауров.
Рыба — это Слово, которое Рыбак выуживает из Реки, некоего недооформленного смыслового потока сознания. Возможна контаминация с Рабби, "господин мой" по-арамейски.
Камчатка, если смотреть на неё из космоса, имеет форму горбуши. Недаром среди жителей Камчатки ходит легенда-предсказание о грядущем отрыве полуострова от материка, превращении в плавучий остров, и миграции в Южный Пацифик. Я сам много раз слышал это предсказание, а Павел Львович Калмыков оформил его в виде сказки.
Мы ловили и нас ловили. Рыбаку требуется лишь чуть пораскинуть мозгами, чтобы понять, что он не на самом верху пищевой цепочки. "Жук ел траву, жука клевала птица, Хорек пил мозг из птичьей головы..."
Планктон фильтрует воду, рыба ест планктон, люди едят рыбу. Большая Рыба поедает офисный планктон, а Верхние люди ловят Большую Рыбу.
Это не просто аллегория.
Если Виктор Алексеевич Евдокимов описывает дофамин и адреналин рыбака-любителя, то Геннадий Яковлевич Струначёв-Отрок — укрупнение рыбацких колхозов. Укрупнение колхозов шло в параллель с укрупнением хуторов на материке, на родине Струначёва, в Сталинградской области. Струначёв выпукло описывает неправильности в рыбном промысле, "поскольку дело то исконно воровское". Укрупнение рыбацких колхозов, что это было? Первые ласточки глобализации, развалившие нашу Родину СССР. Та же пищевая цепочка, рассмотренная в экономическом плане. Цепь хищников, пожирающих друг друга, с финансовым капиталом на вершине (at the top of the food chain).
Людей ловят как рыбу, кого на дешёвку, кого на смартфон,кого на кредит, кого на информацию, кого поддевают яблочком Стива Джобса, кого колют мариком Цукерберга. (Прим.: яблочко — камчатская рыбачья снасть, тип остроги.)
В реку нельзя войти дважды, потому что Река — это Жизнь. Что делают люди, которые не хотят покидать свою реку?
Люди инстинктивно обращаются к источникам Вод, к корням, как это делают Струначёв, Татауров и многие краеведы. У нас мощное краеведение.
Обращение к истокам — к истории своей земли, краеведение как история самого себя перетекает в историю легендарную, как история казаков-хазар у Струначёва-Отрока, в альтернативную историю, как у Валентина Пустовита: цесаревич Алексей спасается на Камчатке.
И в финале поиски корней посредством альтернативной истории переходят в комплексную историософию и общую теорию всего, у Владимира Ивановича Нечаева в "Третьей земле".
Рыбацкая тема в камчатском тексте осложнена геологией и собачьей темой. Парамуширское цунами и гонки на собачьих упряжках предлагают альтернативу. Не только Верхние люди могут переловить всех нас, но и Нижний мир, мир моря, — слить и поглотить. Тогда вероятно возвращение, "коренизация": езда на собаках, питание собаками и дальнейшая  постапокалиптическая трансформация.
Очень важна также вулканологическая тема. Известно, что библейский Бог, бог Ветхого Завета, — это Бог вулканов; в разговоре Моисея с Богом на горе Синай голос Бога — это гул вулкана. Также прочие казни Египетские: жабы, гадюки и кровавые реки — это вулканические явления. Таким образом Камчатка как самый вулканоёмкий край должна считаться Св. Землёй. А не несчастная Палестина.
Альтернативная история влечёт за собой альтернативную геологию и космологию. Владимир Иванович полагает, что будущая ОТВ должна строиться на "плоской земле". При этом он опирается не только на о. Павла Флоренского, но и на А.Ф. Лосева (философ из Новочеркасска, казачьего рода).
Все эти темы в свёрнутом виде содержатся у нашего старейшего писателя и моего учителя Радмира Коренева. Радмир Коренев добавляет к этим темам, которые содержатся у него в свёрнутом виде, тему лагеря и вербовки в преступный мир, то что сегодня называется культурой АУЕ. Сразу скажем, что герою Коренева повезло — он завербовался не в АУЕ, а во флот.
Сделаю отступление. Мы с детьми недавно обсуждали повесть Довлатова "Зона". Тюрьмы, зоны, лагеря — тема модная. Она сводится к описанию закрытых коллективов: армии, закрытых учебных заведений, богемы, тусовок, субкультур, "фэндомов" по-современному. Сейчас общество фрагментировано на такие субкультуры-сети. Поэтому "зона" является как бы архетипической структурой. Наблюдение за закрытыми коллективами напоминает наблюдение над любыми другими формами жизни а ля Иван Затевахин. Поэтому неслучаен интерес Радмира Коренева к собакам. Надо понимать, что на Камчатке скрещиваются несколько собаководческих культур, культур отношения к собакам: а) исконная, как к ездовым — "Берингия", главная в мире гонка на собачьих упряжках, описанная А.А. Смышляевым и Юлей Филипс из Нью-Йорка; б) южная — собака друг человека, охранник и охотник; в) корейская — собака источник белка. В символическом плане псы (правильные кшатрии) противостоят волкам (бесхозным кшатриям и уголовникам).
Радмир Коренев пишет о хорошем отношении к собакам. Он разговаривает с собаками и собаки всё понимают. С собаками проще, чем с людьми, — человек отличается от животных тем, что умеет лгать и нарочно поймёт вас неправильно. Специалисты по биологии скажут, что даже устрицы могут лгать. Это так. Ничто биологическое нам не чуждо. Но лгать злонамеренно и последовательно способен только человек.
В повести "Бег по меридианам" Радмир Коренев использует интересную технику — сдвигает временные пласты и закругляет-закольцовывает повествование: герой, противостоя уголовникам, попадает на зону, потом после многочисленных этапов возвращается домой и вновь встаёт перед перспективой отправки на зону — "я люблю тебя жизнь, всё опять повторится сначала".
Это важный момент. Время замкнуто, земля плоская — основные чернты любого мифа.
Характерны стихи юного полу-автобиографического героя в "Беге по меридианам". Это сейчас называется рэп. Ритмическая проза. Это говорит о том, как охотно человек упорядочивает свою речь с помощью ритма, а свои мысли — с помощью мифа.
Мотивы мифа ясны. Какова его техника?
Вот Владимир Татауров слогом "Василия Тёркина" описывает военное время и неудавшийся побег уголовника с Камчатки в Сан-Франциско. Чтобы объяснить находку чемодана денег в леднике. Надо понимать, что первичен чемодан денег, и версия Татаурова имеет место быть. Но я бы не исключал возможность самозарождения чемодана денег в леднике или его изначального сотворения, вместе с костями допотопных животных.
Потоп, Цунами, Апокалипсис...
Не случайно курильское цунами в "Беге по меридианам". Всемирный Потоп (в переносном смысле, наступление царства смерти: по-русски "море" однокоренное "мор") — одна из форм Апокалипсиса. В переносно-экономическом смысле — захлёст чистогана и наживы, поглощение и слияние. В ещё более переносном смысле наступление моря — реванш более элементарных форм жизни.
Из прозы Коренева узнал замечательное слово "вербота". Так раньше называли гастарбайтеров. "Приезжают на 3 года, остаются навсегда". Кстати, "вербовать" — тоже немецкое слово.
Пароход "Жан Жорес" с первой женщиной-капитаном — в копилку феминисток 5-й волны. Коренев вообще склонен рисовать фантастическое. Это жанр былички — встреча с нечистой силой, с другими мирами. Это логично. АУЕ и говорящие собаки — тоже в каком-то смысле фрагменты потустороннего.
Но это сюжет отдельного, большого разбирательства.
Как любой уроженец Камчатки я в детстве увлекался рыбалкой. Рыбалка — источник не только белка и жиров, но и дофамина, адреналина и эндорфина. Это прекрасно описано у моего соседа из пос. Сосновка Виктора Алексеевича Евдокимова.
Однако, по порядку.
Когда я увлекался рыбалкой, я читал Аксакова, Сабанеева и книги по ихтиологии. Я был похож на одного из героев Евдокимова: "побежал в библиотеку и читал о лишайниках будто в хороший роман окунулся". Хороший рыбацкий рассказ — это не просто враньё. Рассказы о рыбалке, рыбацкие рассказы — древний и почтенный жанр, корни которого также напрямую восходят к быличкам, историям о встрече с нечистой силой. Как я сам писал в молодости, в альманахе "Языки лавы": "корюшка шла крупная и злая — с добрый кутак величиной". Хороший рыбацкий рассказ — о добыче трудного дофамина и об особенностях этой добычи. Не случайно любимым эпизодом Ленина в романе Толстого "Война и мир" была сцена охоты на волка. Толстой вспоминал эту охоту как самое большое счастье в своей жизни.
Виктор Евдокимов делал крючки из иголок, ловил рыбу руками, на твистер ("бывший министер") и на валерьянку, колол мариком (я не смог узнать происхождение этого слова, вероятно от немецкого Marke), и помогал спасать медведей из капканов. "Наши люди с медведем не воюют". Как говаривал Фёдор Абрамов, общение с животными — важный источник человечности. Я надеюсь, что Медведи Верхнего мира в свою очередь в своё время спасут Виктора Алексеевича из капкана Людей Верхнего мира.
Г.Я. Струначёв-Отрок пишет о промысловой морской рыбалке. Тут уже не только дофамин и адреналин, а экономика и геополитика. В описании Струначёва отечественные браконьеры не отличаются от корейских и японских, а объединение рыбацких колхозов, соответствовавшее материковскому укрупнению деревень, — предвещает дальшейшее наступление глобализма. В целях сопротивления дальнейшей глобализации Струначёв прибегает к заземлению по-македонски. Как я уже писал, в камчатском отношении к собаке сплелось несколько культур. Струначёв ищет корни не только в Сталинградской области, но и в Русской Америке: "не преподают американцам историю Русской Америки. И к лучшему". Потому что война с Алеутами оказывается предвестьем войны с США.
У А.А. Смышляева есть схожий охотничий сюжет. Тонко подмечены гримасы глобализации охотничьего промысла. К нашим охотникам приезжают американские туристы, которые закрывают расходы на путешествия продажей трофеев.
Нельзя сказать, чтобы так уж и неизвестна американцам была Русская Америка. Недавно мы обсуждали в книжном клубе "Зиму тревоги нашей" Джона Стейнбека, американского классика, полу-немца, полу-ирландца из Калифорнии. Одна из героинь второго плана там — русская гадалка Марджи, потомственная ведьма, бабку которой сослали за ведовство в Сибирь. А у главного героя на чердаке есть книжка о Русской Америке. Упоминается Александр Баранов.
Струначёв копает глубже. Казаки восходят к хазарам. Но и японцы по языку восходят к алтайским народам, от которых произошли в свою очередь тюрки и хазары. А Г.Я. Струначёв является обладателем чёрного пояса сётокан каратэ-до.
Внимательный читатель непременно придерётся. "Японские браконьеры ловили вашу рыбу, а вы у них заимствуете каратэ! Это неравноценный обмен, поскольку работает на экспансию японской культуры". А мы ответим, что не экспансия, а апроприация. И что каратэ японцы в свою очередь заимствовали у китайцев. В просторечии, украли — так же как нашу рыбу. Кстати, происхождение названия "Камчатка", вероятно, китайское. Иван Камчатой носил камчатую рубаху. А камчатую ткань, камку, назвали по месту изготовления, китайскому городу Камчи.
Из верботы — в туземцы.
Глобализация — что это такое? Это когда средства связи делают далёкое близким. Геннадий Струначёв подметил такой парадокс глобализации. В детстве он ходил в школу за 7 километров, и преодоление давало цену знаниям, а сейчас информация — мусор, потому что "легко пришло, легко ушло" и "цифровое ожирение". С другой стороны Струначёв отмечает, что "строительство Транссиба дало толчок развитию Дальнего Востока". Мои предки тоже поучаствовали, инженер Ксандров строил Транссиб. Очень любил азартные игры, был по-современному игроманом. Транссиб связывал людей так же, как их сейчас связывают соцсети и глобальная сеть. Следующий за всяким развитием спад (циклы Кондратьева) — это тоже парадокс глобализации. Неводами ловят рыбу, соцсетями  людей. Нашествие "верботы", которые потом становятся "туземцами" — явление "коренизации".
Прекрасную книгу написал Сергей Витальевич Гаврилов. Историю своей семьи должен писать каждый. К тому же Сергей Витальевич — профессиональный историк.
Бабушка рассказывала, что в 20-е в Астрахани вечером было модно ходить в кальсонах, поскольку они выглядели как белые штаны. В свете этой цитаты новыми красками полыхает мечта Остапа Бендера переселиться в Рио-де-Жанейро, где все — "в белых штанах". Его отец научил камчатцев и камчадалов солить икру минтая. Или вот, фото юного Сергея Витальевича в пос. Озерновском на фоне киноафиши "Злые остаются живыми" Акиро Куросавы. Или воспоминание о том, как в Мореходке преподавали истмат: "Историю партии тоже можно хорошо читать!" Или слова с острова Русский, где Сергей Витальнвич служил раньше Гришковца: канолевый, аллё (не от венгерского Hallom, "слушаю", а от французского Allez!), хизмат — "служба", с арабского, "фасор" — Wasser. А также наши камчатские курибаны и кунгасы.
Крайне любопытны письма матери 90-х и начала 00-х. В связи с веерными отключениями в библиотеках повысилась книговыдача, на кафедре разрешили употреблять алкоголь для согрева, переморожена ул. Карбышева, добившись единства формы и содержания. Похоже на то, что Камчатка из космоса имеет форму рыбы. От себя могу добавить, в 1997 г. семинар по переводоведению проходил у нас при свечах. Парадокс! Во время отключения электроэнергии меньше времени стало пропадать впустую. Люди меньше стали тупить в телевизор. Переделали множество дел.
Характерная параллель. Если у Струначёва чёрный пояс по сётокан-до, то Гаврилов отмечает свою приверженность идеям чучхэ.
Как С.В. Гаврилов осмысляет свою работу историка на метафорическом уровне? "Бессмертный Полк — река народной памяти". "Людская память — вода", вторит ему В.И. Нечаев. Противоречие здесь кажущееся. У Сент-Экзюпери в планете людей есть эпизод. Группу шейхов из Сахары привезли во Францию и привели к водопаду. Князья пустыни стояли и смотрели: "Мы хотим увидеть, когда вода кончится".
Живая вода памяти не должна иссякнуть. Для этого каждый должен писать такую книгу и читать такую книгу. Писателю очень важно быть хорошим читателем.
Икра! (по-арабски "Читай!"; Джибраил ; Мухаммаду)
Вот Александр Александрович Смышляев читал Тарковского, подчёркивая. Михаил Тарковский среди людей малочитающих больше известен фильмом "Счастливые люди". Я 10 лет жил в Енисейске, бывал в тех местах.
В чём секрет успеха фильма "Счастливые люди"?
Акцентуация на хорошем.
В "Домике под вулканом" А.А. Смышляев пишет: "Не могу, например, смотреть в кино те места, где истязают или убивают детей и женщин, где жертва сама, вслепую, идёт на приманку, мне это невыносимо. Даже если понимаю, что автору для сюжета без этого не обойтись, не смотрю, выключаю, или переключаю. Так и в книгах, пролистываю. Или бросаю".
Акцентуация на хорошем (то что недавно называлось "позитив") — один из мотивов создания альтернативной истории. Образет таковой создаёт, например, Валентин Пустовит. Спасённый от расстрела в подвале ипатьевского дома цесаревич Алексей скрывается на Камчатке. Я был на презентации этой книги и предположил, что он мог бы породниться с товарищем Сталиным, — у нас в Ключах жила внучка тов. Сталина, геолог Екатерина Жданова.
Владимир Нечаев пишет о плоской земле. Почти как Терри Пратчетт. Но я в детстве как и многие узнал о плоской земле из "Диалектики мифа" Алексея Фёдоровича Лосева. Он эмоционально писал о том, что ньютонианская картина мира — "как будто меня выгнали из родного дома" в чёрную дыру, а настоящая земля — "яже не подвижется". У меня сосед был плоскоземельцем. Это нормально.
Миф мифом вышибают.
Владимир Иванович обратил своё особое внимание на эффект «парности». Эффект парных случаев описывается как:
а) Падение сов
б) Совпадение? — Не думаю!
в) Когда Бог подмигивает.
Это известное когнитивное искажение. Внимание фокусируется на чём-то и оперативная память подбирает похожий случай. Владимир Иванович — поэт. На парных совпадениях окончаний основана рифма, на сходстве положений — параллельные места в Библии. В целом — способность читать и получать от этого эндорфин. От способности нашей нейросети жонглировать гигантским количеством контекстов.
2 повтора — совпадение, 20 повторов — истина.
Владимир Иванович вводит интересный концепт — "неумытый ум". Следовательно "умытый ум" должен быть "умыт" водой, которой В.И. уподобляет людскую память. Не невидимая пехота папы римского должна контролировать накручивание меланина на ваши аксионы, а вы сами.
У Владимира Ивановича нашёл интересную игру слов. Второе Пришествие по-гречески "Парусия" через коптский можно истолковать как Россия с определённым артиклем "па-Русия". Те, кто интересовались, знают, что разница между именами Таисия и Паисий — в артикле. Таисия — посвящённая Изиде. Паисий — посвящённый Изиде. Это египетские имена. Как известно, Русь, как и Древняя Ирландия, имела особые связи с Египетским христианством. Отсюда слово "скит" и святой Христофор с пёсьей головой. Натурально, Анубис. Бог погребального обряда. Бог перехода на ту сторону.
Я думаю это очень символично в свете соседства собачьей темы и темы потустороннего в творчестве Радмира Коренева. И к 3 вышеупомянутым культурам отношения к собаке а) ездовая, б) охранник, в) источник белка можно добавить древнеегипетское понимание собаки (пса) как поводыря на тот свет.
Итого.
У Камчатского текста большой потенциал. На Камчатке сохранились местные языки, камчатский диалект русского языка. При этом на Камчатке самый чистый русский язык. У Камчатки богатая героическая история. Надо писать, надо читать, надо думать над прочитанным.
Цели ясны, задачи определены, за работу товарищи!