16. 9 Новый взгляд на мораль

Лариса Болотова
 «Нечистыми и личными эмоциями правильно познавать нельзя. Поэтому в интересах правильного познания мира должна происходить эволюция эмоций, состоящая в их очищении и возвышении. И эта эволюция может идти, как безсознательно, так и сознательно. Последнее приводит нас к совершено новому взгляду на мораль.

Мораль, цель которой заключается именно в том, чтобы установить систему правильного отношения к эмоциям и содействовать их очищению и возвышению, перестаёт быть в наших глазах каким-то скучным и замкнутым в себе упражнением в добродетели.

Мы видим всё огромное значение, какое мораль может иметь в нашей жизни; мы видим, значение, какое мораль имеет для познания, потому что есть эмоции, которыми мы познаём и есть эмоции, которыми мы заблуждаемся. Если мораль действительно может помогать нам разбираться в них, то ценность её неоспорима, именно, с точки познания».

                Возможность заблуждения присуща любому познанию. Это надо учитывать.

«Есть эмоции, увеличивающие наше знание, и есть эмоции, увеличивающие наше незнание.

Психология обыкновенного разговорного языка хорошо знает, что злоба, ненависть, гнев, ревность – ослабляют человека, затемняют его рассудок; она знает, что страх сводит с ума и прочие, и прочее.

Но кроме этого мы знаем, что каждая эмоция может служить и знанию, и незнанию.

Возьмём такую ценную и способную на очень высокую эволюцию, эмоцию, как наслаждение деятельностью. Эта эмоция является могущим двигателем культуры, служит совершенствованию жизни и выработке всех высших способностей человека. Но она же является причиной безконечного количества заблуждений  и faux pas  (последствий?) человечества, за которые ему приходится после очень горько расплачиваться. В увлечении деятельностью человек склонен очень легко забывать цель, ради которой он начал действовать; принимая за цель саму деятельность: и ради сохранения деятельности жертвовать целью.  Отправившись в одном направлении, человек, сам не замечая того, поворачивает в обратное и очень часто идёт в бездну, думая, что он поднимается на высоты.

Насилие во имя свободы. Насилия во имя любви. Проповедь христианства с мечём в руке. Костры инквизиции во славу Бога милосердия. Насилия над свободой мысли и слова со стороны служителей религии. Всё это воплощение абсурды, на какие способен только человек, благодаря странной двойственности своей души.

Правильное понимание морали в значительной степени может нас предохранить нас от подобных извращений мысли. В нашей жизни вообще очень мало морали. Европейская культура пошла путём интеллектуального развития. Интеллект изобретал и устраивал, не думая о моральном значении своей деятельности. Поэтому и получилось такое положение, что венцом европейской культуры как будто являются «дрэдноты» ( дредноуты - класс кораблей).

Многие думают так и многие в силу этого отрицательно относятся ко всей культуре. Но это тоже несправедливо. Кроме дрэднотов  европейская мысль создала очень много нужного и ценного, облегчающего жизнь. Выработка принципов свободы и права; хотя номинальное – уничтожение рабства; во многих областях победа над враждебной человеку природой; средства распространения мысли, печать; чудеса современной медицины и хирургии – всё это, несомненно, реальные завоевания.

Но в них нет морали. Европейский культурный человек одинаково легко изобретает пулемёт и новый хирургический аппарат. Европейская культура началась от жизни дикаря, как будто взяв эту жизнь за образец и начав развивать все её стороны, совершенно не думая об их моральном значении. Дикарь разбивал своему врагу голову простой дубиной. У нас для этого изобретены очень сложные приспособления, дающие возможность сразу разбивать целые сотни голов. Поэтому и получается такая вещь, что одновременно с изобретением аэроплана появляются известия о призах за «метание бомб с аэроплана».

Введение морали в нашу жизнь сделало бы её менее парадоксальной, менее противоречивой, более логической и главное – более цивилизованной. Потому что теперь нашу знаменитую цивилизацию очень сильно компрометируют «дрэдноты», смертельная казнь при помощи электричества, усовершенствованные одиночные тюрьмы, где заключённый обязательно сходит с ума через пять лет, и прочие прелести культуры».

                Получается, что цивилизация отличается от общества дикарей наличием морали?

                Такое впечатление, что Большая Жизнь ищет разные способы своего проявления и развития через человечество. 

Источник информации книга П.Д. Успенского «Ключ к загадкам мира» (стр. 155).