Истребители гибнут по всему фронту. Часть 32

Олег Каминский
     Итак, на этом заканчивается очередное моё исследование, посвященное потерям сентября 1943 года. Что ж, подведем итог противостояния «Сталинских соколов» с летчиками-истребителями противника.

     К нашему сожалению, этот итог оказался явно не в нашу пользу: на сегодня имеется информация о примерно 370 безвозвратно потерянных советских летчиках и 37 вражеских пилотах (наблюдателей, стрелков-радистов и других членов экипажей я здесь не учитываю). Нетрудно подсчитать, что наши потеряли ровно в 10 раз больше, чем противник! 

     Некоторые части и соединения понесли очень большие потери. Так, в боях за Духовщину в сентябре месяце 240-я истребительная авиационная дивизия (командир — полковник Г. В. Зимин) потеряла около половины своего состава — 49 самолетов Як-9 и почти треть своих пилотов — 32 человека. Обратим внимание на то, что одна только эта дивизия потеряла почти столько же пилотов, сколько противник на всем фронте!

     Знаменитая 9-я гвардейская истребительная авиационная дивизия, в которой воевал наш лучший ас майор А. И. Покрышкин, потеряла в сентябрьских боях 14 пилотов и 19 самолетов.

     Другая авиадивизия — 323-я — в конце сентября, после больших потерь на Западном фронте, была отведена в тыл на переформирование. Два полка дивизии — 149-й и 484-й — были на 50% пополнены молодым летным составом, а вместо 518-го полка в состав дивизии вошел 269-й полк, имеющий 65% молодых пилотов. 

     Понятно, что потери, причем значительные, были и в других частях. Впрочем, ничего удивительного в этом нет. Достаточно привести выдержку из одного документа, датированного июнем 1943 года. Считаю, что по этому документу можно вполне объективно судить о уровне подготовки молодых советских пилотов прибывавших на фронт:

     «За период боевой работы на Сталинградском, Южном и Северо-Кавказском фронте во 2-й смешанный авиационный корпус прибыло из запасных авиационных полков 117 молодых летчиков-истребителей, имевших всего по 1 — 2 часа налета и, которые уже в корпусе, в кратчайший срок были подготовлены к боевым действиям».

     Для сравнения: по некоторым данным, налет на боевых самолетах для немецких летчиков по июнь 1943 года составлял не менее 50, а с июля — не менее 25 летных часов. Надо ли ещё что-то объяснять по этому поводу?

     В общем, несмотря на то, что советская авиация численно превосходила немецкую авиацию, качество подготовки наших летчиков оставляло желать лучшего. Потому-то и сбивали вражеские летчики «Сталинских соколов» с таким разгромным счетом.

     Между прочим, по немецким данным, за сентябрь 1943 года истребители Люфтваффе одержали на Восточном фронте 1.017 воздушных побед. При этом безвозвратные потери составили 73 самолета-истребителя. Кроме того, 65 самолетов получили серьезные повреждения до 59%, 3 самолета — до 10%, а степень повреждений ещё 10 самолетов осталась не известной...