Не судите- не судимы будете. Комментарий

Али Шугаюпов
«Не судите и не судимы будете», - как правильно понять эти слова Христа? Некоторые священники трактуют эту заповедь дословно. Это значит, что мы никого не должны осуждать, никого не должны критиковать, даже если это справедливая критика, что, если есть зло, то мы не должны его осуждать. Но если продолжать в этом духе, то дойдёт до абсурда. Злодеи могут делать, что хотят, а мы должны всё терпеть и никого не судить и не осуждать. Тогда зачем суды, зачем вообще законы? Получается чушь, белеберда. Даже, проповедуя, говоря, что есть грех, что не грех, мы что разве не критикуем грех и тех, кто грешит, разве не осуждаем?
Если мы вспомним Христа, то он что, разве не осуждал фарисеев, лицемеров, разве не боролся против зла своей проповедью? Истинное зло, причина всех зол – это незнание Бога и Его воли, Его законов. И Христос, проповедуя, боролся с этим злом. Важно кто судит, как судит, справедливо или нет, в соответствии с законами Бога или нет, с какой целью судит, для блага всеобщего или из корыстных побуждений. Назвать вора вором, сказать правду – является ли это грехом или нет? Сказать, что нарушаются законы Бога, что совершаются неправедные поступки, - является ли это предосудительным? Когда Льва Толстого отлучили от церкви, он написал в ответ Синоду: «Почему вы не встретились со мной, не ответили на мои вопросы?» Почему не дали ответа на его критику, не доказали, что его критика неконструктивная?
Христос не стал осуждать женщину-блудницу, которую хотели побить камнями, то есть убить. Иисус их пристыдил: «Кто из вас сам без греха, чтобы осудить эту женщину?» Тем более так строго осудить, убить? Суд должен быть справедливый: на фоне того, что все грешат, начиная от царя и до самого низу, какое они имеют право, будучи сами грешниками убивать женщину? Убейте сперва себя, вы, судьи, ведь вы такие же грешники! Против этого лицемерия боролся Христос, и Он имел право судить, потому что не был грешником. Прежде чем судить, человек сам должен исправиться, иначе он получается лицемер. Можно долго размышлять на эту тему, можно ли судить, кого судить, за что судить, насколько строго судить или осуждать. Всё зависит от конкретного случая, человека или явления. Есть Ману Самхита, ведическое писание, где описаны законы, по которым должно жить человечество. Там говорится, что государством должен управлять царь, и он должен защищать людей от разбойников и воров, иначе сильные зажарят слабых, как рыбу на вертеле. И что разбойники и воры бывают двух типов: одни на большой дороге, другие в лице государственных чиновников. И от тех, и других царь обязан защищать своих подданных. В Ману Самхите чётко написано, что царь обязан выполнять свои обязанности. Что есть достойные цари, которые выполняют свой долг перед Богом, служат Богу, людям и государству. И есть люди недостойные того, чтобы быть царём, поскольку они не обладают необходимыми качествами, чтобы выполнять свой долг пред Богом.
В Шримад Бхагаватам, священном писании, в 12 Песне, предсказано, что в этот век вражды и лицемерия, Кали югу, цари превратятся в грабителей, и люди будут страдать под управлением таких царей, что практически все цари за редким исключением будут демоническими натурами, греховными людьми. Также в Шримад Бхагаватам и других ведических писаниях, в Махабхарате, предсказано, что деградация класса кшатриев начнётся с деградации класса брахманов. Брахманы утратят свою духовную чистоту, превратятся в придворных льстецов. Будут брать деньги у царей-кшатриев и поэтому не будут их осуждать и критиковать, разоблачать, когда цари зарываются и начинают грешить, когда поступают не по дхарме, не по Ману Самхите. Брахманы, священнослужители, станут зависимыми от правителей и превратятся в подхалимов власти.
Согласно священным писаниям, брахманы, священнослужители, должны обучать царей-кшатриев духовной науке и справедливому управлению государством в соответствии с законами Бога. Если глава государства не получает должного обучения от духовных людей, то он не способен управлять по Божьим законам, и люди от этого страдают.

Появилось такое толкование заповеди «Не судите», что мол мы отвечаем пред Богом за свои поступки, а правитель или правительство, они сами будут отвечать за свои поступки. Поэтому мол ты не лезь в размышления о политике, занимайся своими делами, следи за собой, и с ними Бог Сам разберётся.
С ними то Бог разберётся, но Он разберётся и с тобой за то, что ты терпел зло и никак ему не противодействовал, вёл себя, как страус, засунув голову в песок. Иисус велел любить ближнего, как самого себя. Почему ты не вступился за своих ближних, когда ближние страдали? Почему не старался улучшить этот мир? Придётся держать за всё ответ пред Богом. Это ложное толкование «Никого нельзя осуждать» придумано придворными льстецами.

Конечно, сидеть на лавочке, грызть семечки и перемалывать всем кости, находя эгоистическое наслаждение в критике кого-либо, – это тоже неправильно. Если человек концентрирует своё сознание всё время на негативном – это тоже плохо, нужно сознание концентрировать на Боге и том, что с Ним связано, на позитивном. «Не судите» - ещё может означать «Развивайте в себе любовь к ближнему, сострадание, милосердие», что, если даже человек является злодеем, нужно понимать, что он тоже чистая душа, но покрытая слоем грязи, невежества, что он тоже нуждается в духовном просвещении, что он может ещё даже исправиться. Христос говорил; «Поймите, что значит милости хочу, а не жертвы.» Так Он и отнёсся к блуднице, сказал: «И я не осуждаю, иди и больше не греши.»
Ещё можно понять слова «Не судите – не судимы будете» так: Иисус говорил: «Что ты смотришь на сучок в глазе брата своего, а в своём бревна не замечаешь. Вынь сперва бревно из своего глаза, и увидишь, как вынуть сучок из глаза брата своего.» Что, если человек сначала сам исправится, то он сможет помочь и другому исправиться. Но это вовсе не означает, что если Чекотила убивает людей, мы не должны его осуждать и судить, или если воры захватят власть и терроризируют людей, что мы не должны себя защищать и их судить или осуждать. Стремление всё время судить или осуждать может разрушить милосердие и доброту. Христос судил, не теряя милосердия и сострадания к людям. И сам был достойным судить, будучи свободным от греха. Но это не значит, что простые люди должны молчать, видя несправедливость и зло, как в Кущёвке. Человек имеет право себя защищать, и своих детей, и своих ближних.

Есть ещё притча Иисуса о том, как один человек был должен царю большую сумму денег, но взмолился о прощении долга, т.к. не имел возможности его отдать, и царь простил ему долг. Но, получив прощение, он, должник, тут же нашёл своего должника, который должен был ему небольшую сумму денег и стал трясти его: «Отдай деньги!» Тот взмолился к нему: «Потерпи немного!» Но он отдал его судье и бросил в темницу. Царь, узнав о том, что его должник так поступил со своим должником, очень огорчился и позвал его. И сказал ему, своему должнику: «Я же тебе простил твой большой долг, почему же ты небольшой долг твоего брата тебе не простил ему?» И бросил его в темницу, пока не отдаст всё до последнего кодранта, мелкой монеты. «Также, - говорит Христос, - и Бог не простит вам вашего греха (долга), если вы не умеете прощать своим ближним их долги (грехи)». Смысл этого в том, что нужно уметь прощать обиды своим ближним, но это не относится к принципиальным вопросам, где затрагиваются жизни людей и судьба всего общества.
Нужно вникать в заповеди Христа, стараться правильно их понять, не предаваясь дословному толкованию, если мы видим, что дословное толкование ведёт к абсурду, противоречит здравому смыслу.

Когда Иоанн Креститель осудил царя Ирода, тот бросил Иоанна в темницу, а затем приказал отрубить ему голову. Христос, узнав о смерти Иоанна очень огорчился. Такие Ироды есть порождение невежества основной массы людей, потому что не будь основная масса людей в невежестве, греховными, такие демоны, как Ирод, не смогли бы удержать власть, их бы тут же скинули люди, либо вообще они бы не пришли к власти, им никто бы не позволил захватить власть. Какие люди - такая и власть устанавливается над ними. В Шримад Бхагаватам, 7 Песнь, Плахлада Махарадж говорит, что невежественные, духовно слепые люди выбирают себе лидеров из числа себя самих, таких же слепых и невежественных. "Слепые поводыри слепых людей", - говорил о них Христос. Поэтому невежество людей - есть причина демонической власти. В аюрведе болезнь лечат, начиная с устранения причины болезни, пожар приёмника или электроприбора тушат в первую очередь выдёргивая этот прибор из розетки, отключая от источника энергии, т.е. устраняя причину. И поэтому Иисус боролся за то, чтобы устранить влияние на умы людей лицемеров-фарисеев, которые исказили истинную религию, лишили людей доступа к истинному духовному знанию.

В Шри Ишопанишад говорится, что те, кто распространяет ложное, греховное знание являются самыми большими грешниками, потому что они губят души людей. Иисус Христос сам становился новым истинным лидером людей. Но он был духовным лидером, духовным царём, а его оклеветали, говоря, что он стремится стать царём обычным. Иисус лечил души людей, их умы, сознание. Иисус знал, что причиной наличия царей Иродов является духовное невежество людей, незнание ими законов Бога. Ироды могут быть у власти только среди грешных, невежественных людей. Фарисеи исказили истинное учение Бога и поэтому не могли дать духовное знание людям, открыть им глаза, потому что сами были слепы. Христос давал людям истинное понимание Бога и Его законов и, тем самым,устранял причину наличия Иродов у власти и страдания людей.

Когда Понтий Пилат спросил Иисуса: "Ты Царь Иудейский?"- Христос ответил: "Да, но царство Моё не здесь, не на Земле, а на Небесах. Если бы царство Моё было здесь, то Мои слуги вступились бы за Меня и не дали бы схватить." Пилат понял, что Иисус - святой человек, и что Его оклеветали. Понтий Пилат сказал:"Я не нахожу никакой вины в этом праведнике!" Но фарисеи и иудеи, оболваненные фарисеями, кричали:"Распни его, распни его!" И Пилату пришлось им уступить, отдать Иисуса на распятие, т.к. он думал, что фарисеи могут нажаловаться Кесарю, римскому императору Августу, на то, что он, Пилат, не казнил того, кто называл себя царём иудейским, значит бунтовщика против римлян, якобы планировавшего скинуть власть римлян и самому стать царём в Иудее.

Причина всех страданий людей - в незнании Бога, это общая болезнь всех людей, и иудеев, и римлян, и всех других народов. Христос смотрел глубже, гораздо глубже, чем скинуть власть римлян. Ну и что? После римлян придёт свой демон Ирод. Одного злодея сменит другой злодей. В царстве Иисуса вообще не должно было быть злодеев. Это возможно, если люди массово примут принципы любви к Богу и ближнему. Тогда все люди будут друг друга прощать, и совершивший проступок сам себя будет наказывать искренним раскаянием и покаянием. Уровень, который даёт Христос, гораздо выше уровня обычной мирской жизни, это уровень святой жизни. Никого не судить - это уровень святого человека, который видит чистую душу в каждом живом существе. В Бхагавад Гите 5.18 говорится: "Пандит, обладающий духовным знание и мудростью человек, одними глазами смотрит на учёного и благовоспитанного брахмана, корову, слона, собаку и собакоеда (человека из касты неприкасаемых, грешника)". Иисус обладал таким видением, Он в каждом живом существе видел чистую душу, частицу Бога, и в фарисеях, и в простых людях, и в грешниках, и в праведниках. Каждая душа изначально чиста, но она покрыта слоем грязи, невежества, незнания Бога, слоем плохой кармы из-за совершённых в прошлом грехов, в этой и прошлых жизнях. И критиковал, судил Он фарисеев из любви ко всем людям и к самим же фарисеям, и гнал в шею торговцев из Храма тоже из любви к людям, чтобы Храм не превращали в вертеп разбойников, не лишали людей дороги к Богу, не уводили в ад. Обретая духовное знание, понимая что грех, что не грех, что угодно Богу, что не угодно Богу, человек должен называть вещи своими именами, потому что цель духовного человека нести духовное знание, объяснять людям, что хорошо, а что плохо. Он делает это не для себя, а для служения Богу.

Наставления Иисуса о милосердии и сострадании к людям и о любви к ближним очень перекликаются с наставлениями ведических писаний, особенно писаний вайшнавов, Бхагавад Гиты и Шримад Бхагаватам. Есть версия, согласно Евангелию от Нотовича, найденному в буддийском монастыре в Индии, что Христос был в Индии в период до 30 лет и изучал там ведическое духовное знание. Его наставления отличаются от наставлений Моисея, который велел побивать за грех прелюбодеяния камнями. "Не нарушить пришёл Я Закон, но исполнить",- сказал Иисус. Постоянно воздерживаться от греха лишь под страхом наказания человек не сможет, и, даже несмотря на страх быть побитым камнями, всё равно грешит. Потому что сердце нечисто, полно вожделения, страсти к личному, эгоистическому наслаждению. Но если человек развил любовь и привязанность к Богу, то вожделение, кама, само собой пропадает, и человек теряет привязанность ко греху. В Бхагавад Гите 2.59 говорится:"Человек может воздерживаться от чувственных удовольствий, но тяга к ним у него остаётся в уме. Но, испытав высшее, духовное наслаждение благодаря служению Богу, человек теряет вкус к прежнему (к греховному, эгоистичному, связанному с эгоистичными желаниями)". Иисус дал новый более высший метод избавления от греха - любовь к Богу и ближним. Любовь к ближним автоматически появляется, если человек развил любовь к Богу. Но без развития любви к Богу любовь к ближним развить невозможно, потому что без любви к Богу человек будет преследовать эгоистические цели и вместо любви к ближним будет их эксплуатировать для своих корыстных целей.

Шрила Прабхупада, беседуя с полковником полиции, сказал:"Если вы хотите покончить с преступностью, то помогите распространению духовного знания. Это истинный действенный метод борьбы с преступностью, потому что сердце человека нечисто, и, несмотря на страх наказания, он всё равно грешит, потому что неспособен совладать со своими страстями, вожделением, камой. Но, благодаря действенному духовному методу воспевания святого имени Бога и слушания духовной философии о Боге,сердце человека очищается, и в нём исчезают семена греха, греховные желания, благодаря развитию любви и привязанности к Богу".