Чтоб вам жить в эпоху перемен

Виктория Любая
«Нас никому не сбить с пути,
                нам всё равно, куда идти».

                Мих. Жванецкий
 


Кто же не знает, что знаменитое восточное высказывание, вынесенное в заголовок, вовсе не восторженное пожелание дожить до обновляющих изменений и, перефразируя классика, успеть в переменах тех «погулять» (как, высадившему саженцы, садовнику), а совсем наоборот: по сути, проклятье. Во всяком случае, именно в таком значении оно бы, возможно, и бытовало в моей жизни, не подвергаясь сомнению, если бы не те самые «эпохи» и сопутствующие им кризисы.

Собственно, последними и страшны любые перемены. Ибо, увы, большинству свойственно не видеть их в упор до прихода тех самых неизбежных перемен, причиной и следствием которых кризисы и являются, даже если люди и в состоянии осознанно или интуитивно улавливать «витающие в воздухе» предвестники. А так как мы не видим этого в текущем моменте («большое видится на расстоянии»), то неизбежно путаем причину и следствие.

Ведь, повторюсь, страшны не столько перемены, благодаря которым мы, кстати, живем и развиваемся вообще и в частности. Человек – существо адаптирующееся. А, собственно, кризис (иероглиф которого, как известно, состоит из двух слов: «опасность» и «возможность»), и который как раз указывает на то, что возникли какие-то противоречия, мешающие своевременной и адекватной адаптации к возникающим (для дальнейшего эффективного продвижения по жизни) переменам. Таким образом «проклятьем» для человека, на самом деле, является дезадаптация: невозможность осознать происходящее, понять его причины, своё реальное место в этом процессе и свои же возможности. При таком «раскладе» человек неизбежно начинает чувствовать себя жертвой превосходящей силы, которая «не ведет, а тащит», пропуская его через свои жернова. Приятного мало, пусть кто-то в качестве поддержки или сострадания и успеет подбодрить несчастного, что, мол: «всё перемелется – мука будет» (ну, то есть, польза ото всех этих мук).  Проблема в том, что оказавшийся в кризисе далек от подлинного осознания, что, действительно, большинство любых (!) перемен могут быть обращены ему во благо, но … возможно это только при контакте с собой подлинным, а именно этот контакт, судя по всему, и был им некоторое время назад утерян. Конечно, человек, кроме прочего, существо социальное. Это одно из условий нашего существования и одна из базовых потребностей (находиться с ним во взаимопонимании и взаимодействии).  Но и социум заинтересован в нас как живой организм, состоящий из клеток. Именно клеток, а не «винтиков». Продолжая эту божественную аналогию с живым организмом, достаточно и минимальных знаний, чтобы проследить дальнейшую аналогию: организм жив и благополучно функционирует при условии, что каждая клетка знает: «Кто она? Где она? Зачем она?» Только из такой «позиции» возможны её адекватные реакции на «вызовы жизни», иначе – беда: и для всего организма, и для неё самой. Но клетка, в отличие от человека, почему-то изначально «знает» свое место и предназначение. Наша же уникальность, характеризуемая степенью свободы такова, что для того, чтобы быть в гармонии с реальностью (а социум, лишь одна из сторон человеческой реальности), мы должны каждый раз сами (а не автоматически), по собственному внутреннему «камертону» сверяться с тем, насколько находимся с ней в резонансе, звучим в унисон.  «Кто я? Где я? Зачем я?» - должны мы обращаться к себе и вслушиваться и слышать, приходящий ответ, так как в отличие от той же клетки, человек, всё отмеренное ему время, находится в процессе самоосуществления и, следовательно (прошу прощения за каламбур»), постоянно «звучит» по-разному.

Мы не рождаемся с пониманием этого. Знания, прививаемые нам тоже, увы, зачастую не являются сильной подмогой на этом пути. И только перемены и те или иные кризисы нежно или не очень «встряхивают нас за плечи», заставляя пересмотреть тот багаж, который мешает нам с легкостью трансформироваться, чтобы идти (а то и смотреть) вперед, а не пробуксовывать на месте, где мы в данный момент оказались.
   
Людям, не имеющим склонности (и потребности) к рефлексии это дается не просто. Но и у  рефлексирующих личностей, тех, кто имеет навык «беседы с собой» и, хотя бы, попытки самоанализа, тоже может возникать немало (хотя и других) проблем. В частности, мне, человеку, во многом познающему одно через другое и осознающему, что «всё в мире взаимосвязано», но и, казалось бы, понимающему, чтобы в жизнь могло прийти новое (да и просто, чтобы сделать выбор) приходится от чего-то отказываться и т.д. –  по факту, бывает сложно с чем-то (кем-то) расстаться...

Таким образом, для адаптации к неизбежным переменам (что совсем не означает неизбежное под них «прогибание»), даже отталкиваясь только ото всего вышеперечисленного, можно начать самостоятельно подыскивать себе необходимые для этого инструменты. Например, по-честному, развернуто (но, по существу), отвечая себе на вопросы: «Кто я? Где я? Зачем я?» и «Куда я иду?» в этот самый момент жизни. Скорее всего, полученная информация заставит вас удивиться или призадуматься. Лучше, конечно, взять себе такое упражнение за привычку, чтобы заранее корректировать отклонения от «самого себя». Для начала, это может выглядеть так: возникла некая непривычная для вас, да, в принципе, ситуация, спросите себя: «Что <я> (находясь в этом, столкнувшись с этим) чувствую?» Важно! Именно вы! Дабы уметь различать своё, личное и не своё, не «оглядываясь» на мнения/суждения-осуждения других. Потому что, даже самый близкий вам человек, старающийся эмпатично «подсказать» вам ответ или некто, кто оказался с вами, буквально, в одной ситуации, некоем событии и т.п., всё равно (надеюсь вы с этим согласитесь) – это не вы. Так уж мы неповторимо устроены, что наше восприятие/переработка воспринятого/ощущения/чувства у всех абсолютно индивидуальны. Что не значит, будто мы не можем, в принципе, понимать друг друга или с пользой воспользоваться чьим-то советом. Можем. Но. Не формально и с пользой, это возможно лишь в том случае, если вы понимаете себя и знаете, что такое самого себя «слышать».
Не менее важно, в связи с этим, не утратить собственной идентичности (для чего, разумеется, необходимо её иметь и осознавать). Не секрет, что перемены, врывающиеся в нашу жизнь, порой могут внести в неё не столько необходимые перемены, сколько, в лучшем случае, помехи, в худшем – хаос. Для того же, чтобы «сквознякам истории» нельзя было легко и беспрепятственно «сдуть» вас со своих позиций, неплохо иметь о них истинное представление.

И ещё, конечно (а уж в такие периоды, особенно), не стоит забывать о критическом мышлении и всё старое, а особенно, так называемое «новое»,  внимательно рассматривать через эту оптику.

И, да будут любые возникающие перемены на вашем Пути, только вам на благо!


***
Добродетель – фундамент всякого дела. Не бывает, чтобы фундамент был неустойчив, а здание простояло долго.
Сердце – корень всего совершенного нами. Не бывает, чтобы корень был испорчен, а ветви выросли могучими.

***
Если в человеке нет ни одной искренней мысли, он подобен нищему, который отовсюду уходит с пустыми руками.
Если в человеке нет ни одного подлинного увлечения, он подобен деревянному истукану, который стоит там, где его поставили.


                («Афоризмы старого Китая», пер, В.В. Малявина)