Неофициальные размышления о курсе валют

Наталья Наринян
Многие экономисты и аналитики давно уже разобрались, что курс рубля к другим валютам – это не только экономический показатель, но и политический; включающий в себя не только макроэкономику, но и социальные параметры жизни людей (Георгий Бовт, Михаил Хазин и др.).
Никому и никогда не нравилась сильная девальвация национальной валюты. Например, человек продал квартиру за 10 миллионов рублей при курсе рубля к доллару США 80 руб. за 1 доллар США. А через месяц его сумма в личном сейфе или под подушкой стала намного меньше. Всё это из-за того, что курс рубля к доллару США, в силу различных факторов, стал стоить 100 рублей за 1 доллар США всего через месяц после продажи квартиры. Только месяц назад этот товарищ мог бы приобрести на 10 миллионов рублей целых 125 тыс. долларов США! Ну а теперь это всего лишь 100 тыс. долларов США. 25 тыс. долларов США как не бывало! Они испарились как утренняя роса! Они растаяли как сахар в чае… И уже теперь, по новому биржевому курсу эти 25 тыс. долларов США могли бы равняться 2 500 000 рублей! Но их уже никогда не будет у него…
Кто-то будет сочувствовать этому процессу, а кто-то и злорадствовать! Люди бывают разные!
Даже если бы этот гражданин разместил бы полученные деньги в Банке в рублях, проценты бы не покрыли обесценивание. А в иностранных валютах хранить тоже стало не так удобно. Проценты мизерные, снять разрешат ограниченную сумму и т.д. Возможно, вообще заморозят или заставят купить рубли по невыгодному курсу.
Очевидно, краткосрочная выгода в падении национальной валюты появляется у экспортёров и у тех, кто имеет постоянный доход в свободно конвертируемых валютах (СКВ).
С другой стороны, курс 100 руб. за 1 доллар США – это удачный курс перед возможной деноминацией рубля в 100 раз, до 1 рубля! Тогда бы таким курсом было бы удобно управлять в плане устойчивости и обуздания волатильности. А после такой деноминации законодательно запретить волатильность вообще (как в Китае и ряде других стран с замкнутой валютой, где курс просто давно уже привязан к СКВ). Просто механически «привязать» к доллару США (в определённых пропорциях) или к другой СКВ.
Надоела всем эта волатильность! Невозможно адекватно планировать расходы и доходы! Невозможно ничего накопить! Проблемы по планированию инвестиций.
Вот и казахские тенге давно уже «привязаны» к доллару США. Это у них было и в 90-х, и в нулевых. Только они нам ничего про это не рассказали. Но это возможно понять при рассмотрении динамики курса.
Все продвинутые экономисты в один голос подтверждают: «Нестабильность национальной валюты – это неблагоприятный политический фактор!»
«Единой политики по отношению к курсу валют в РФ нет!» - констатирует Сергей Михеев. И, представляется, он совершенно прав. «Чёткого понимания, что надо делать, не выработано!» -
Сергей Михеев.
Всем известно, что концепция 90-х и нулевых в финансовых моделях давно уже не годится.
Импонирует в данном вопросе горячность того же Михеева:
«Какая нужна задача?
Ссылаются, что так регулируют рынки! Плевать мы хотели на ваши рынки!
За ослабление рубля отвечает Центробанк.
Правые либералы всё так же прут и прут…
Хочется видеть стратегию, а не дискуссию!
Ранее всё грабили и растаскивали без всяких дискуссий!
А у спекулянтов какое раздолье! Уже не такое, как раньше, но есть!
Надоело богомольство на западные учебники экономики!
Если методы не работают, то *авно ваши методы!»

Что тут ещё добавить?
Мы все как первоклассники с небольшими деньгами в кармане на школьный завтрак перед хулиганом из старшего класса. У него не будет труда отнять эти мамины деньги.
Следует ещё добавить, что при биржевых покупках-продажах валют существуют неравнозначные по устойчивости позиции валютных котировок.
1 к 100 – это весьма устойчивая позиция (без учёта иных факторов);
а 1 к 30 или 20 – самые неустойчивые котировки даже при идеальных экономических показателях.
(см. статью Наринян Н.Е. в сетевом электронном научно-популярном журнале «Цифровая экономика», № 1 за 2021 год, название статьи: «Математические ловушки биржевых валютных игр»). DOI  10.34706/DE-2021-01-05 (DOI - это ссылка на статью).
Но любую устойчивую позицию финансовые власти сегодня вправе изменить, ссылаясь на веские аргументы и соображения. Нужны законы, которые это ограничивали бы.
Немного успокаивает такое известие, что финансовые власти совсем недавно заявили, что они вообще больше никогда не будут покупать доллары США (такими же крупными партиями, как в июле-августе 2023г.). Пока не понятно, это хорошо или плохо. Если Центробанк и Минфин больше не купят ни одного доллара США, при такой устойчивой биржевой позиции, как в настоящее время… Возможно, курс доллара США к рублю тогда сильно упадёт… Но это может «загнать» рубль в невыгодные, неустойчивые позиции (например, 1 к 30). Эти закономерности подобны законам Марковских цепей, где есть позиции, из которых невозможно «выбраться» после попадания в них.
Наверное, всё же лучше, когда курс рубля к другим валютам не «слабый» и не «сильный», а просто устойчивый на все 100 процентов...
А экспортёры и так имеют выгоду от своей прибыли… Зачем им ещё «занижать» курс рубля? Для чего нам всем плясать под их дудку???

15.08.2023