Предисловие

Том Кларк
Натурализм и благополучие. Томас В. Кларк


Предисловие

Представления о человеческом процветании различаются, но есть требования к благополучию, которые почти все одобрили бы: удовлетворение основных физических и эмоциональных потребностей, наличие возможностей для обучения, мастерство и самовыражение, потребность быть ценным членом безопасного сообщества, и найти свое место в окончательной схеме вещей. Эти области благополучия отражают сложность и разнообразие человеческих побуждений, не все из которых, к сожалению, находят воплощение в каждой жизни.

Поскольку мировоззрение касается всех этих областей — материальной, психологической, социальной и экзистенциальной, оно может одушевлять весь спектр человеческого процветания. Натурализм — это научное мировоззрение, которое помещает нас в безличный космос, без бога и очевидной цели. Хотя такое суровое видение условий жизни человека может показаться лишенным ресурсов для благополучия, в этой главе будет доказано обратное: натурализм — это богатое, полезное и, что важно, истинное понимание реальности, которое предлагает этическую и духовную мудрость, психологическую стабильность и практическое руководство.

В этом сборнике основных положений не ставится цель оправдать натурализм как мировоззрение, хотя некоторые замечания в его защиту будут, и оно будет выгодно контрастировать с другими мировоззрениями. Скорее, цель — показать, как натурализм может способствовать концепции человеческого процветания, широко, хотя и не повсеместно. Натурализм имеет этически позитивные и политически прогрессивные последствия в его поддержке прав человека для всех людей, независимо от их пола, расы, сексуальной ориентации или религиозных убеждений. Это имеет гуманитарные последствия для политики в области уголовного права и социальной справедливости, а также для нашего понимания зависимостей и поведенческого здоровья. Оно предоставляет большую свободу для личного самовыражения и автономии, чем многие религиозные мировоззрения, обеспечивая при этом удовлетворительную перспективу на экзистенциальные вопросы смысла и целей в жизни.

Однако следует подчеркнуть, что натурализм — не единственный путь к таким необходимым качествам. Адепты сверхъестественных религий, а также натуралистических вариантов буддизма (и тех, кто не придерживается мировоззрение вообще) могут прийти примерно к  аналогичным выводам о человеческом процветании, хотя из разных предпосылок. Тем не менее, натурализм уникален тем, что использует научное понимание себя и свое место в космосе, чтобы ответить на многогранный вопрос о том, как найти осуществление в жизни.

Мировоззренческий натурализм явно выходит за рамки атеизма (отрицания существования богов) или агностицизма (отсутствия четкого представления о существовании богов), представляя полную картину реальности и условий жизни человека, которые могут служить руководством к осмысленному проживанию.  Хотя есть близкое родство с секулярным гуманизмом, который принимает натурализм как свою метафизику (секулярные гуманисты обычно не имеют дела со сверхъестественным), натурализм, пожалуй, менее ограничен в своей ориентации. Он привлекает большее внимание к глобальной безличной картине — естественному космосу и его причинным законам, которые создают основу и в конечном итоге формируют человеческую драму. Люди являются лишь одним из триллионов природных явлений. И натурализм не следует путать с трансцендентализмом Эмерсона (1836 г.) и Торо (1854 г.), которые утверждают, что общение с нетронутой природой (подумайте о лесах и полянах) дает нам доступ к более высокой, истинной реальности. Мировоззренческий натурализм не устанавливает глубокой дихотомии между человеческой культурой и коммерцией и природным миром, из которого они происходят; и не предполагает, что переживания, какие бы ни были трансцендентные, обязательно раскрывают истины о мире.



сл. стр. http://proza.ru/2023/08/15/1319