Контакт, сострадание и контроль

Том Кларк
 Натурализм и благополучие. Томас В. Кларк


Контакт, сострадание и контроль

Прежде чем углубляться в детали того, как натурализм может влиять на благополучие человека, следует сделать обзор. Хотя натурализм опровергает притязания на то, что мы маленькие боги, стоящие над природой, он предлагает определенные компенсации, которые делятся на три основные категории, отвечающие универсальным человеческим потребностям.

Контакт

Во-первых, при натурализме мы полностью чувствуем себя как дома на планете, в Солнечной системе и в космосе, ни в чем не отчужденные от того, что породило нас. Наши сугубо личные планы участвуют в чем-то гораздо большем, чьи истоки, масштабы и конечная судьба могут всегда ускользать от нашего понимания. Несмотря на то, что он помещает нас, так сказать, в нашу природную среду, это понимание может прибавить размеры значимости и удивления жизнью этого конкурента и, возможно, превзойти стандартные религиозные заверения в спасении или жизни после смерти. Натурализм дает нам во всех аспектах нашего существа глубокую связь со всем, что существует.

Мы также причинно связаны: с прошлым, с нашей текущей ситуацией и с будущим по мере развития нашей жизни. Эти связи соответствуют детерминированным и вероятностным законам природы, описанным наукой, на физическом, химическом, биологическом или поведенческом уровне. Каждый из нас — это разворачивающийся естественный процесс, от момента к моменту выражение всех условий, которые составляют нас и окружают нас. Ничто в нас не ускользает от причинной связи с миром, равно как и мир не изолирован от нашего индивидуального причинного вклада в развитие событий.

Сострадание

Поскольку характер, мысли и действия человека не выходят за рамки причинно-следственных законов, которые открывает наука, все мы в равной степени являемся продуктами наших генетических дарований и окружающей среды. Поскольку вы, в конечном счете, не создали себя ни в каком отношении, вы не можете в высшей степени верить (или винить) в то, кем вы являетесь, как в некоторое сверхъестественное представление о человеческой природе. Нет привилегированных душ или духов, которые в чем-то более достойны, чем другие. Если бы не повезло с вашими генами и воспитанием, вы были бы преступником, бомжем или миллиардером. Это понимание приводит нас к тому, что мы становимся более восприимчивыми, сострадательными и сочувствующими себе и другим и менее склонны питать чувства негодования, гнева, зависти или презрения. Как сказал Бенедикт Спиноза о причинном детерминизме: «Это учение ... учит нас никого не ненавидеть, никого не уважать, ни над кем не издеваться, ни на кого не злиться и никому не завидовать ...» (Spinoza [1677] 1996, стр.68).

Контроль

Понимая, что вы полностью обусловленны, и зная о способах, которыми вы обусловленны, вы получаете контроль и власть над собой. Мы не пассивные марионетки детерминизма, поскольку люди обладают причинными силами настолько же, насколько подвержены условиям, которые их сформировали, а зачастую и больше. Однако вместо того, чтобы предполагать, что вы будто можете просто выбрать другое, и стать другим, чем вы есть, вы понимаете, что самоизменение и эффективное действие вытекают из конкретных причинных факторов. Создайте подходящие условия, и тогда последуют самоизменения и самоэффективность, независимо от того, худеете ли вы в проекте или становитесь генеральным директором «Fortune 500».

Натурализм также делает нас мудрее в создании условий, способствующих сотрудничеству и социальной гармонии. Поскольку отношения и действия всегда являются результатом причин, а не таинственной неконтролируемой свободы воли, мы можем научиться контролировать эти причины на благо нашего коллективного благополучия. Понимание причинно-следственной связи в поведении означает повышение эффективности на работе, в семье и в социальных ситуациях, и особенно в усилиях по обеспечению устойчивости на планете, что вполне может потребовать значительных изменений в поведении со всех сторон. Таким образом, к связи и состраданию мы можем добавить усиленный контроль как преимущество принятия мировоззрения, которое полностью помещает нас в естественную причинно-следственную цепочку.


сл. стр. http://proza.ru/2023/08/15/1295