Зависимость и поведенческое здоровье

Том Кларк
Натурализм и благополучие. Томас В. Кларк



 Зависимость и поведенческое здоровье




Люди — уязвимые существа, подверженные множеству болезней и расстройств, которые ставят под угрозу благополучие. Расстройства поведения, такие как зависимость и ожирение, а также психические заболевания, такие как депрессия, шизофрения и обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР), часто клеймятся как личные неудачи воли и самоконтроля. Если мы предположим, что выбор и действия не полностью определены, мы можем (и часто будем) считать жертв таких расстройств в конечном итоге ответственными за их тяжелое положение, не оказывая им особого сочувствия или поддержки. Мы также склонны игнорировать реальный генезис зависимости и психических заболеваний, который кроется в истории человека, его биологии и окружающей среде; такое невежество замедляет темпы поиска эффективных лекарств и вмешательств.

Физическая основа зависимости

При полностью натуралистическом взгляде на нас самих существует основанное на знаниях о физическом теле, о мозге и поведении объяснение того, как кто-то становится зависимым от алкоголя, табака, кокаина, героина, марихуаны или любого другого психоактивного вещества. В человеческом животном нет ни одного нефизического компонента, который каким-то образом избегает воздействия условий, в которых возникает зависимость, даже при первом добровольном выборе употребления наркотика (Heyman, 2009). Это означает, что если бы у вас была более или менее такая же биохимическая уязвимость к зависимости, как и у соседа-алкоголика, и вы были в более или менее его обстоятельствах (например, семейная культура употребления алкоголя), вы тоже могли бы быть одержимы поиском следующей дозы пива. Это осознание неизбежно опровергает предположение о том, что наркоманы могли просто отказаться от зависимости, учитывая их обстоятельства, и поэтому морально заслужить свои страдания и стигматизацию. Поскольку с точки зрения натурализма они не заслуживают этого, правильной и естественной реакцией является сострадание: вы пойдете туда, исключая случайность и причинно-следственную связь. Сострадание, в свою очередь, открывает двери для мотивации к эффективным действиям от имени тех, кому не повезло и кто стал жертвой зависимости.

Профилактика и лечение

Физикалистское понимание поведенческих расстройств, хотя и отнюдь не полное, открывает большие перспективы для их профилактики и лечения. Например, ожирение в настоящее время находится на уровне эпидемии в Соединенных Штатах и растет во многих частях мира, но исследования его экологических и биологических детерминант постепенно дают нам инструменты для борьбы с ним. Стало ясно, что уровень питания и физических упражнений полностью зависит от усвоенного человеком поведения, его ближайшего окружения и любых унаследованных предрасположенностей. Сила воли также является здесь фактором, если мы не предполагаем, что воля независима от своих собственных детерминант, физических и ситуационных (Baumeister & Tierney, 2011). Мы сможем укрепить желание похудеть более эффективно, если признаем, что для этого есть достаточные причины. Таким образом, ключ к физической форме — сначала понять механизм поведения, связанного с едой и физическими упражнениями, а затем изменить среду дома, в школе, на работе и в обществе, чтобы добиться желаемого здорового образа жизни. Люди могут стать очень умными поведенческими самомодификаторами, если признают, что любое поведение и всякая мотивация имеют свои причины.

Проектирование свободы

Здесь уместно заверение: намеренное создание среды для обеспечения здорового поведения, будь то в отношении физической формы, еды, наркотиков, азартных игр, секса или других потенциальных причин неупорядоченного поведения, ни в коем случае не является ограничением нашей свободы, до тех пор, пока процесс проектирования реагирует на мнения пострадавших. В конечном итоге люди становятся гораздо свободнее, если они не обременены (буквально) лишним весом или (образно) игровыми долгами, даже если некоторые государственные правила — правила, налоги, денежные стимулы, зонирование земельных участков — могут намеренно ограничивать или «подтолкнуть» их поведенческий выбор в определенных (здоровых) направлениях (Thaler and Sunstein, 2008). Разумное развитие окружающей среды в свете признания того факта, что поведение полностью обусловлено, означает, что натурализм и благополучие просто отстаивают нашу реальную, естественную автономию и самоконтроль (Waller, 1998) на благо общественного здоровья, что является необходимым условием для увеличения свободы и благополучия.


сл. стр. http://proza.ru/2023/08/15/1214