О wieszcz польской нации Анджее Вайде

Валерия Олюнина
Для меня по-прежнему актуален вопрос, кто управлял Анджеем Вайдой и кто финансировал его кино.

Очевидно же, что в отличие от глупого борова Лешека (а он был еще глупее, чем ничего не понимающий в политике драматург Гавел), который наконец-то занялся тем, чем ему и подобает - принимает пивные ванны, Вайда все отлично понимал.

Я думаю, что Вайда не случайно так лез в тему Достоевского и православия. Там он действовал как заурядный пачкун. Только пачкун мог так бить по православию. Ну, и по католицизму тоже (в целом по христианству), снимая в стилистике "Кабуки" ( в данном контексте завуалированное продвижение ЛГБТ) великий роман "Идиот".

Мне кажется, в своей роли "нерусофоба" он был органичен, эта маска ему очень шла. Тонко работал. С легкой руки еще одного улыбчивого заклятого "русофила" Занусси лгал о том, как наши сдали узников Варшавского гетто. И ни одного фильма о том, как поляки вошли в сговор с Гитлером, дергали его за рукав, пока сами не огребли, покуда наши не положили за эти имперские амбиции 600 тысяч советских жизней.
«Галстук завязывать — это всё, чему удалось нам, полякам, научить москалей» - это пан Вайда говорил о нас, русских.

Несмотря на то, что я считаю роль Дантона самой удачной у Депардье,концепция фильма вызывает много вопросов.

Как вы помните, Вайда снимал фильм по пьесе Станислава Пшибышевского в пику Ярузельскому. У него там радикалов играют польские актеры (Войцех Пшоняк Робеспьера, Богуслав Линда Сен-Жюста), а правильных играют французы (Дантона, Демулена, ну и всю их команду, пошедшую на гильотину после конфликта с комитетами).

Вайда же прекрасно все понимал, что произошло с Францией, тем более что он снимал "Дантона" в 1982 году, в это же время Морис Пиала создавал как раз очень болезненный фильм про агонию французского общества, распад семьи. Но Вайда, как заговоренный, изображая из себя wieszcz' нации, продолжал воспевать эти европейские ценности, к которым, по его мнению, привел 1789 год.

Вайда не был похож на циника, он всегда изображал из себя мыслителя, тонко рефлексирующего на все боли мира. Однако, у меня вопрос: если он уже понял, какая трагедия произошла с Францией, зачем нужно было снимать это, затягивая в водоворот трагедии свой польский народ?

Вайда умер в 2014 году, жаль, он не дожил, как Горбачев, до результатов своего труда. Хотя имея такую изощренную натуру "творца", вряд ли бы он покаялся за все эти фильмы, в том числе и за "Человека из мрамора", где в сущности нанес удар по всей ПНР.