Заметки об ограниченном искуплении

Инквизитор Эйзенхорн 2
ЗАМЕТКИ ОБ ОГРАНИЧЕННОМ ИСКУПЛЕНИИ
Андрей Штерн

По поводу ограниченного искупления общих правил, на мой взгляд, только два: 1) понятие всё, все в разных контекстах не означает арифметически всех людей и 2) оно может конкретно означать "НАС всех", народ или Церковь.
В дальнейшем я постараюсь представить то, что иудеи называют мусар ("мораль", ударение на последний слог, примеры классических толкований с разъяснениями), который даст представление скорее об общем духе доктрины, чем о ее конкретных деталях. Дать комплексный обзор конкретного искупления довольно сложно, и для его изучения я бы рекомендовал классические пособия, которыми пользуюсь сам: "Дело Божией истины" и комментарии Гилла, в особенности его толкование на Песнь Песней, комментарий Кальвина (+ конечно НХВ но там это не доработано), Мэтью Генри (с осторожностью), труды Джеймса Холдейна, менее доступного Уильяма Туисса и, разумеется, Талмуд. (В нехристианских источниках эта тема связана с мистическим браком Бога и народа, что подтверждает абсолютную правильность такого подхода в Церкви).

Комментарий Джона Гилла цитируется по лондонскому изданию 1811 г. (его перепечатки или фотокопии, с которых делаются сканы для сети, вполне добротны), "Дело Божией истины" - по электронной версии парижского переиздания на "Монергизме", комментарий Кальвина - по изданию Зондервана 1961-1962 гг.

1 Тим 4:10: "Ибо мы для того и трудимся и поношения терпим, что уповаем на Бога живого, Который есть Спаситель ВСЕХ людей, а наипаче верных."
Кальвин:
Слово ;;;;; здесь является общим термином и обозначает того, кто защищает и оберегает.... "Спаситель" здесь употребляется не в том, что мы называем его правильным и строгим значением, в отношении вечного спасения, которое Бог обещает своим избранным, но оно употребляется для обозначения того, кто освобождает и защищает. Таким образом, мы видим, что даже неверующие защищены Богом, как сказано (Мтф. 5:46), что “Он повелевает солнцу Своему светить над добрыми и злыми”; и мы видим, что все питаются Его благостью, что все избавлены от многих опасностей. В этом смысле его называют “Спасителем всех людей” не в связи с духовным спасением их душ, а потому, что Он поддерживает все Свои творения.
Джон Гилл:
Который является Спасителем всех людей; провиденциальным образом, давая им бытие и дыхание, поддерживая их в их существовании, сохраняя их жизни и одаривая их благословениями и милостями жизни; ибо то, что он Спаситель всех людей с духовным и вечным спасением, на самом деле неверно.
Особенно  тех, которые уверовали; которых, хотя Он и спасает вечным спасением; но здесь речь не об этом, а о временном спасении: или, поскольку существует общее провидение, которое заботится обо всем человечестве, есть и особое, которое относится к избранным Божьим; таковые считаются в Провидении и особенно спасаются и оберегаются до обращения, чтобы быть призванными; а после обращения, после того как они уверовали во Христа, они защищены от многих врагов и избавлены от многих скорбей и искушений; и являются особой заботой и любимцами провидения, будучи для Бога как зеница ока: и есть много оснований верить в это, ибо если он Спаситель всех людей, то гораздо больше тех, кто имеет большую ценность, ценят и почитают Его, чем весь остальной мир; и если они спасены Им  большим спасением, то гораздо больше  меньшим; и если он общий Спаситель всех людей, и особенно святых, которых Он спасает обоими путями, тогда есть большая причина доверять Ему в исполнении обетований жизни, временной и вечной, данных  благочестивым. Этот эпитет Бога, по-видимому, взят из Псалма 17:7, где он назван ;;;;; ;;;;;, "Спаситель уповающих", или верующих.

2 Пет 3:9: "Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то промедлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы ВСЕ пришли к покаянию."
Джон Гилл:
Не желая, чтобы кто-либо погиб; ни один ИЗ НАС, кого Он возлюбил вечной любовью, кого Он избрал в Своем Сыне и отдал Ему, и за кого Он умер, и кто был приведен к вере в Него. Они, хотя и были потеряны в Адаме, не погибли; и хотя в своих собственных опасениях, будучи пробужденными и убежденными, готовы погибнуть; и хотя их мир, радость и утешение могут исчезнуть на некоторое время, и они могут бояться окончательной гибели; и все же они никогда не погибнут, как другие, и не будут наказаны вечной погибелью: и то, что такова воля Божья, проявляется в Его избрании их ко спасению; в предоставлении им благодати в вечном завете; в безопасности их личности в руках Христа; в посылании Его Сына, чтобы получить спасение для них, и Его Духа, чтобы применить это к ним; и тем, что Он хранит их Своей силой, через веру, ко спасению /.../
. И это их (иудеев) наблюдение (Таанит 65б, Бава Кама 50б), что, когда говорится, что Бог "долготерпелив", пишется не ;;; ;;, а ;;; ;;;;, намекая на то, что Он долготерпелив как к праведным, так и к нечестивым; но тогда он терпит последних ради первых: сравните с этим отрывком Откр. 6:9: И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели.
Но чтобы все пришли к покаянию; не законному, а евангельскому, без которого все должны погибнуть; и в котором нуждаются все избранные Божьи, так же как и другие, будучи в равной степени грешниками; и к которому они не могут прийти сами, и поэтому Он не только призывает их к этому, Своим словом, Своим Духом и благодатью, но дарует это им; он возвысил Христа одесную Себя, чтобы дать это им; и покаяние - это дар от Него, бесплатный дар Его благодати".
"Дело Божией истины", 1735:
Неправда, что Бог не желает гибели ни одному представителю человеческого рода, поскольку Он создал и назначил нечестивых на день зла, нечестивых людей, которые предназначены к этому осуждению, таких, которые являются сосудами гнева, предназначенными для погибели; да, есть некоторые, на кого Бог насылает сильные заблуждения, чтобы они поверили лжи, чтобы все они были прокляты, и другие, чей суд теперь близок, и их проклятие не дремлет (Притч. 16:4; Иуд 1:4; Рим. 9:22; 2 Фес. 1:12; 2 Пет. 1:3). И Он не желает, чтобы все люди, в этом широком смысле, пришли к покаянию, поскольку он лишает многих как средств, так и благодати покаяния; и хотя Его наставляющая воля наставления состоит в том, чтобы все, кому дарована проповедь Евангелия, покаялись, все же это не является Его намеренной, определяющей волей, чтобы привести их всех к покаянию, ибо кто противился Его воле? (Рим. 9:19.)
Кальвин:
Но может возникнуть вопрос: если Бог не желает, чтобы кто-то погиб, почему так много людей погибает? На это я отвечу, что здесь не упоминается скрытый замысел Божий, согласно которому отверженные обречены на погибель, а только Его воля, открытая нам в Евангелии. Ибо Бог простирает Свою руку без различия ко всем, но берет чтобы привести их к Себе, только тех, кого Он избрал прежде основания мира.

1 Иоан 4:14: "И мы видели и свидетельствуем, что Отец послал Сына Спасителем МИРУ."
Джон Гилл:
Отец послал Сына [быть] Спасителем мира; не каждого отдельного человека в нем, ибо есть некоторые, которые подвергнутся вечному наказанию, и есть мир, который будет осужден; Христос на самом деле не является Спасителем всех индивидуумов человеческой природы, и следовательно, Он был послан не для того, чтобы быть таковым; ибо, если бы Он был таковым, цель Его миссии не была полностью раскрыта; и не только для евреев, но и для язычников, которые в основном названы "миром"; ; и даже для всех избранных Божьих, именуемых Его люди, Его овцами, Его друзьями, Его Церковью и сынами Божьими; и это можно сказать обо всех, кто верит в Него по всему миру, без какого-либо различия нации, возраста, пола или состояния: и Христос есть Спаситель как душ, так и тел этих людей, от всех их грехов, изначальных и действительных; от власти сатаны, рабство и проклятия закона и грядущего гнева, и Он - единственный, способный, желающий и совершенный Спаситель, и Тот, Кто спасает вечным спасением.

Иоан 1:29: "На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех МИРА."
Джон Гилл:
Агнец Божий, который берет на Себя грех мира: он называет Его "агнцем", как по отношению к любому обычному агнцу, за его безвредность и невинность; за его кротость и смирение; за его терпение; и за его полезность, как в еде, так и в одежде, в духовном  смысле; а также за то, что Он был жертвой за грехи Своего народа; или же в отношении агнцев, которые были принесены в жертву в соответствии с законом; и это либо пасхальному агнцу, либо, скорее, агнцам ежедневной жертвы, которые приносились утром и вечером; поскольку рассказ о них лучше всего согласуется с тем, что сказано об этом Агнце Божьем, Который был заклан в прообразе, утром мира, или от основания мира; и на самом деле вечером мира, или в конце его; и Который обладает непреходящей добродетелью чтобы взять на Себя грехи Своего народа, от начала и до конца мира; и их грехи, как дневные, так и ночные, или которые совершаются каждый день: ибо, поскольку они совершаются ежедневно, существует потребность в ежедневном применении крови и жертвы Христа, чтобы удалить их; или постоянного взирания с верой на Того, Чья кровь обладает непреходящей силой, очищающей от всякого греха: еврейские учителя говорят, что "утренняя ежедневная жертва искупала беззакония, совершенные ночью; и вечерняя жертва искупала беззакония, совершенные днем" (р. Менахем на Исх.29.39, приведено у Генри Айнсворта в замечаниях на Исход (1617))...
Под "грехом мира" не подразумевается грех или грехи каждого отдельного человека в мире; ибо некоторые умирают в своих грехах, и их грехи предстают перед судом, и они попадают в вечное наказание для них; чего не могло бы быть, если бы Христос забрал их: скорее, это грех, который является общим для всего мира, а именно: первородный грех; но тогда следует отметить, что это не единственный грех, который забирает Христос; ибо Он также забирает реальные грехи; и арабская и эфиопская версии читают во множественном числе: "грехи мира"; а также, что это он забирает, только в отношении избранных;  потому они являются людьми, подразумеваемыми под миром, как в Иоан. 6:33, чей грех или прегрешения забирает Христос; и, по-видимому, особое внимание уделяется избранным среди язычников, которые называются миром, в отличие от евреев, как в Иоан.3:16, и тем вернее, поскольку агнцы ежедневной жертвы, на которые имеется намек, приносились только за грехи евреев: но Иоанн здесь указывает, что Агнец Божий, на которого он указывал и который был Прообразом этих агнцев, взял на Себя грехи не только евреев, но избранных из язычников".
Кальвин:
"Говоря о грехе мира, он (Иоанн) распространяет эту благодать на весь человеческий род, дабы иудеи не думали, что Спаситель послан для них одних. Отсюда мы также заключаем, что весь мир одинаково виновен".

Иоан 3:17: "Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него."
Кальвин:
"Еще раз повторяется слово "мир, дабы никто, идущий путем веры, не счел себя исключенным... Ибо какой смысл Христу приходить для нашей погибели, если мы и так были трижды погибшими?".
Джон Гилл:
 Не чтобы осудить мир; даже любую его часть или кого-либо в нем: не язычников, как думали евреи; ибо, хотя Бог позволил им идти своими путями, и не обратил внимания на времена их невежества, и не послал к ним пророка, и не сделал никакого откровения о Своей воле или какого-либо открытия Своей особой благодати к ним; однако теперь Он послал Своего Сына не для того, чтобы уничтожить их за их идолопоклонство и нечестие, но чтобы быть Спасителем их; и иудеев тоже.; ибо какими бы нераскаявшимися, неверующими и нечестивыми они ни были, Он не обвинял их перед Отцом, не судил и не порицал их.. Сейчас это было не его дело, как и не дело нечестивых мира в целом; судить и осуждать их будет Его делом, когда Он придет во второй раз, в день, назначенный Богом, чтобы судить мир праведно. Но цель Его миссии в первое пришествие - это, чтобы мир через Него мог быть спасен; даже мир избранных в целом, которых Бог определил спасти и избрал, чтобы получить спасение через Иисуса Христа, и назначил Христа быть спасением для них; и который, будучи послан, пришел в мир, чтобы искать и спасать их; и особенно Его избранный народ среди язычников: а потому о Нем сказано, что Он является Божьим спасением до краев земли; и все концы земли призваны взирать на Него и быть спасенными Им (Ис. 49:6)..


Иоан 12:47: "И если кто услышит Мои слова и не поверит, Я не сужу его, ибо Я пришел не судить мир, но спасти мир."
Джон Гилл:
Ибо Я пришел не судить мир, но спасти его. Христос в Свое первое пришествие пришел не как Судья, а как Спаситель; а потому, в соответствии со своим характером и целью своего пришествия, он не стал бы обвинять, порицать или судить кого-либо, даже самых худших неверующих в Него и презирающих Его, но оставил  их до другого дня, когда свершится праведный суд.
Кальвин:
Теперь Христос смягчает суровость, коей достойно нечестие тех, кто намеренно отвергает Бога... Важно понять, что Христос говорит здесь не о каких угодно неверующих, но о тех, кто осознанно и добровольно отвергает явленное им евангельское учение... И здесь Он временно слагает в Себя обязанность судьи, дабы всех воодушевить к покаянию /.../ Но дабы нечестивые не мнили о себе, что тогда они могут безнаказанно бесчинствовать против Христа, Он добавляет страшное предупреждение. Даже если Он Сам отстранится от суда, для осуждения нечестивых достаточно Его учения.
Мэтью Генри:
Кто они такие, чье неверие здесь осуждается: те, кто слышит слова Христа и все же не верит им. Не будут осуждены за свою неверность те, у кого никогда не было и не могло быть Евангелия; каждый человек будет судим в соответствии с устроением света, под которым он находился: те, кто согрешил без закона, будут судимы без закона. Но те, кто слышал или мог бы услышать, но не захотел, остаются открытыми для этой участи.

2 Кор 5:14-15: "Ибо любовь Христова объемлет нас, рассуждающих так: если один умер за всех, то все умерли. А Христос за ВСЕХ умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего"
Джон Гилл:
Люди, за которых умер Христос, - это не каждый отдельный представитель человечества, но весь Его народ, все Его овцы, все члены Его церкви или все сыновья, которых он, как великий Вождь спасения, приводит к славе. Следовательно, этот текст не подтверждает доктрину всеобщего искупления; ибо следует заметить, что в нем не говорится, что Христос умер за вообще "всех людей", но за "всех"; и так, в соответствии со Священным Писанием, можно понимать всех упомянутых лиц. Более того, во второй части текста говорится, что те, за кого умер Христос, для них Он и воскрес; Он умер не большее число и не за других, чем за тех, ради кого Он воскрес: если же  есть те, ради кого Он воскрес, Он воскрес для их оправдания; а потому, если бы Христос воскрес для оправдания всех людей, все были бы оправданы, иначе не было бы ответа на вопрос о цели воскресения Христа; но не все люди оправданы и не будут оправданы, некоторые будут осуждены; отсюда следует, что Христос не воскрес из мертвых за всех людей и, следовательно, не умер за всех людей. Кроме того, "все", за кого умер Христос, умерли с Ним и через Его смерть мертвы как для закона, так и для греха; и Он умер за них, чтобы они могли жить, не для себя, но для Него; ни то, ни другое не относится ко всем людям или человечеству...
"Тогда все были мертвы; это означает, что либо те, за кого умер Христос, были мертвы в Адаме, мертвы по закону, мертвы по преступлениям и грехам, что сделало необходимым, чтобы он умер за них; в противном случае не было бы повода для его смерти; однако отсюда не следует, что, что Христос умер за всех, кто находится в таком состоянии; только то, что те, за кого умер Христос, были мертвы в этом смысле... Павел имел в виду мистическую смерть во Христе и с Ним; и поэтому эфиопская версия гласит: "в котором каждый пребывает мертв". Христос умер как Глава и Представитель Своего народа, и все Его люди умерли в Нем, были распяты вместе с Ним и через Его смерть стали мертвы для закона, как для его проклятия и осуждения; и для греха, как для его губительной силы... Смысл этого отрывка не в том, что Христос умер за всех, кто был мертв, но в том, что все были мертвы, за кого Он умер; что верно для них, как в первом, так и во втором смысле: артикль ;; является анафорическим или относительным, как отмечают Беза и Пискатор; и смысл в том, что если Христос умер за всех, то все "те" были мертвы, за кого Он умер... Этого нельзя сказать обо всем человечестве. В некоторых экземплярах было написано: "который умер за них всех".
Кальвин:
"Христос искупил нас для того, чтобы иметь нас в Своей собственности, как принадлежащую Ему паству".

Евр 2:9: "но видим, что за претерпение смерти увенчан славою и честью Иисус, Который не много был унижен пред Ангелами, дабы Ему, по благодати Божией, вкусить смерть за ВСЕХ."
Джон Гилл, "Дело Божией истины":
Слова "люди" нет в оригинальном тексте; в котором не говорится, что Христос должен вкусить смерть,  за каждого человека, но по-видимому, за целое, то есть за все тело, Церковь (Еф. 4:16), за которую умер Христос и Спасителем которой он является; или распределительно и будет переведено для каждого, то есть для каждого из сыновей, которых Бог приводит к славе, Евр.2:10 для каждого из "братьев", которых Христос освящает, и которыми Он не стыдится владеть, и которым Он возвещает имя Божье, Евр.2:11 для каждого из членов Церкви,  среди которых он воспевал хвалу, Евр. 2:12 за каждого из "детей", которых Бог дал Ему, и ради которых Он принял плоть и кровь, Евр. 2:13 и за каждого из "семени" Авраама, в духовном смысле, чью природу Он воспринял, Евр. 2:16... В контексте налицо явное ограничение смысла, означающее"всем сыновьям, братьям, членам Церкви, детям, семени Авраама", за всех, для кого Христос вкусил смерть, то есть Он действительно умер и стал Автором вечного спасения для них, что ни в малейшей степени не помогает делу всеобщего искупления...
Схема всеобщего искупления не только не возвеличивает благодать Божью в большей степени, чем частная,  но верно обратное; ибо, несомненно, тот замысел искупления, который предусматривает определенное спасение некоторых, число которых не поддается исчислению ни одним человеком, больше возвеличивает благодать Божью, чем тот план, который обеспечивает ненадежное, неопределенное спасение для всех, предоставляя лишь простую возможность этого, с вероятностью того, что все они могут погибнуть; оставляя множество из них даже без средств спасения и полностью лишая Духа Божьего, который мог бы применить это к ним; приводя их только в состояние, пригодное для спасения, так что они могут быть спасены, если захотят; что, если это произойдет, должно обесценить благодать Божью и страдания Христа, и превознести силу и свободную волю человека... О милости государя нельзя судить по представлениям мятежников, справедливо оставленных под осуждением, что бы они не думали об этом; важнее, что его благосклонность будут ценить те, кто приобрел ее, зная, что сам виноват не меньше наказанных. Благодать Божья приумножается не столько количеством людей, которым она даруется, сколько ее суверенностью и способом передачи.
Комментарий:
Он по милости Божьей должен вкусить смерть за каждого... Некоторые думают, что слова могут быть переведены так: "чтобы Он по милости Божьей мог вкус каждой смерти"; такой перевод слов, если бы его можно было установить, поскольку он соответствует контексту и аналогии с верой, устранил бы все претензии на аргументацию в пользу универсальной схемы: что побудило Бога сделать Его ниже ангелов и предать Его  смерти, не было никаким гневом или пренебрежением по отношению к Нему, потому, что Он этого заслуживал, но это Его благодать, безвозмездное благоволение и любовь к людям... Сирийская версия гласит: "ибо сам Бог по своей собственной благодати вкусил смерть за всех"; Христос умер не просто как пример или дар для блага людей, но как Поручитель на их месте, и это не для каждого представителя человечества; ибо есть те, кого Он не знает; за некоторых Он не молится; и есть те, кто не будет спасен: слова "человек" нет в оригинальном тексте, это только ;;;; ;;;;;;, которое может быть взяты либо коллективно, либо будут представлены "в целом".; то есть это  все тело, Церковь, за которую Христос отдал Себя и является Спасителем.

2 Пет 2:1: "Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь ИСКУПИВШЕГО ИХ Господа, навлекут сами на себя скорую погибель."
Джон Гилл:
и даже отрицая Господа, который купил их; не Господа Иисуса Христа, но Бога Отца; ибо здесь употреблено не слово ;;;;;;, которое всегда употребляется там, где о Христе говорят как о Господе, а ;;;;;;;;; и которое выражает власть, которую хозяева имеют над своими слугами, и которую Бог имеет над всем человечеством; и где бы это слово ни употреблялось, оно говорится о Боге Отце, когда бы оно ни применялось к Божественной Личности, как в Лк. 2:29, и особенно это видно из параллельного текста в  Суд.1:4... Смысл не в том, что они были искуплены кровью Христа, ибо Христос не предназначался для этого; и кроме того, всякий раз, когда говорится об искуплении Христом, обычно упоминается цена или какое-то другое обстоятельство, которое полностью определяет смысл; см. Деян. 20:28; в то время как здесь нет ни малейшего намека на что-либо подобное. Добавьте к этому, что те, кто искуплен Христом, являются только избранными Божьими, народом Христа, Его овцами, друзьями и Церковью, и которые никогда не будут оставлены, чтобы отречься от Него и погибнуть вечно; ибо если бы таковые могли погибнуть, или обмануть, или быть обманутыми окончательно и бесповоротно проклятыми ересями и навлечь на себя быструю гибель, то жертва Христа была бы напрасной, а цена выкупа была бы заплачена ни за что; но слово "купленный" относится к временным милостям и избавлению, которыми наслаждались эти люди, и используется как отягчающее их грех отречение от Господа.
"Дело Божией истины":
Этот отрывок из Священного Писания часто приводится как доказательство и окончательного и полного отступничества святых и всеобщего искупления; или что, помимо тех, кто спасен, Христос умер также и за тех, кто погибает... Но здесь вообще не говорится о Христе; и нет ни единого слова о Его смерти за каких-либо людей, в каком бы то ни было смысле. Слово despothj (Владыка) апостол обозначает не Христа, а Бога, Отца Христа. Единственными местами, помимо этого, где это слово используется применительно к божественной личности, являются Лк. 2:29, Деян. 4:24, 2 Тим. 2:21, Иуды 1:4, Откр. 6:10, во всех этих местах Бог Отец явно подразумевается и в большинстве из них явно отличается от Христа; и в этом тексте или контексте нет ничего , что обязывало бы нас понимать это как Сына Божьего. Это никоим образом не может умалять славы Христа, ибо слово "Владыка" должным образом выражает только ту власть, которую хозяева имеют над своими слугами; в то время как слово "царь", которое используется всякий раз, когда Христа называют Господом, означает то господство и власть, которые князья имеют над своими подданными.... Когда говорится, что эти люди были куплены, имеется в виду не то, что они были искуплены кровью Христа, ибо, как уже отмечалось ранее, Христос не предназначен для этого. Здесь "выкуп" относится к временному освобождению и, в частности, к искуплению народа Израиля из Египта, как во Втор.32.6: Так ли вы воздаете Господу, о народ глупый и неразумный? Разве Он не ваш Отец, Который купил вас?.. Петр использует эту фразу во многом таким же образом, как это делал Моисей до него, чтобы усугубить неблагодарность и нечестие лжеучителей, отвергших если не на словах, то на деле, того могущественного Иегову, который в древности простертой рукой вывел их отцов из Египта...
 Из этого отрывка нельзя сделать никакого вывода в пользу того, что Христос умер за тех, кто погибнет, поскольку ни Христос, ни смерть Христа, ни искупление его кровью здесь ни разу не упоминаются и ни в малейшей степени не подразумеваются. Также нельзя считать эти слова доказательством и примером окончательного отступничества настоящих святых, поскольку об этих лжеучителях не сказано ничего, что давало бы какие-либо основания полагать, что они были настоящие верующие во Христа или когда-либо имевшие благодать Духа, действовавшую в их душах.

1 Иоан 2:2: "Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи ВСЕГО мира."
Джон Гилл:
но также и за [грехи] всего мира; сирийская версия переводит это так: "не только за нас, но и за весь мир"; то есть не только за евреев, ибо Иоанн был евреем, как и те, кого он писал до этого, но и за язычников. Нет ничего более распространенного в еврейских писаниях, чем называть язычников "миром"; и "Весь мир", "народы мира" ; и слово "мир" так употребляется в Священном Писании; см. Иоан. 3:16; и противоречит представлению евреев о язычниках, что "нет им умилостивления": и легко заметить, что когда эта фраза не употребляется по отношению к язычникам, это означает понимание в ограниченном смысле; например, когда они говорят: "когда р. Шимон бен Гамалиил вошел (в синагогу),"весь мир" встал перед ним (Мишна, Горайот 13.2)... или когда под "миром" понимается множество людей на похоронах мудреца (Тосефта Мегила 104). Такие выражения встречаются в Талмуде часто с определенным согласием раввинов, и ничто не мешает понимать мир как мировую империю, церкви Христа в ней, ее нынешних жителей или только их часть, как в Лк.2.1 ; и то же самое в этом послании, 1 Иоанна 5:19; то, что весь мир погряз во зле, четко отличается от святых, которые от Бога и не принадлежат миру; и поэтому не может быть понято как все люди в мире.  И подобное различие содержится в самом этом тексте ибо противопоставляются "грехи всего мира". к "нашим грехам", грехам апостола и других, к которым он присоединяет себя; которые, следовательно, не принадлежали и не были частью целого мира, за грехи которых Христос является умилостивлением, как и за их собственные: так что этот отрывок не может привести никаких аргументов в пользу всеобщего искупления Ибо, помимо всего этого, можно далее заметить, что для тех, за чьи грехи Христос является умилостивлением, их грехи искуплены и прощены, а их личности оправданы от всякого греха, и поэтому они, несомненно, будут прославлены, чего нельзя сказать обо всем мире и о каждом мужчине и каждой женщине в нем. Более того, Христос является умилостивлением через веру в его кровь, польза от Его умилостивительной жертвы принимается и ею можно наслаждаться только через веру; так что в том случае, если окажется, что Христос является умилостивлением только для верующих, характер, который не согласуется со всем человечеством. Добавьте к этому, что для тех, для кого Христос является умилостивлением, он также является ходатаем, 1 Иоан. 2:1; но Он не является ходатаем за каждого человека в мире; да, есть мир, за который Он не будет молитьс (Иоан. 17:9), и, следовательно, не является умилостивлением для них.
Еще раз подчеркнем, что замысел апостола в этих словах состоит в том, чтобы утешить своих "малых детей" заступничеством и умилостивительной жертвой Христа, которые могут впасть в грех из-за слабости и неведения; но какое утешение это принесло бы расстроенному уму, если бы ему сказали, что Христос был умилостивлением не только за грехи апостолов и других святых, но и за грехи каждого человека в мире, даже тех, кто находится в аду?
"Дело Божией истины".
Наиболее очевидно, что слово "мир", употребленное апостолом Иоанном , когда он говорит об искуплении и спасении Христом, всегда употребляется в ограниченном смысле и обозначает только некоторых людей, а не для всех индивидуумов человеческой природы... Это просто неправда, что Иисус Христос, Агнец Божий, забирает грех или прегрешения каждого отдельного человека, поскольку есть те, кто умирает в своих грехах и будут праведно осуждены за них навечно... Если Креститель говорит об агнце, то. намекая на агнцев, ежедневно приносимых в жертву за грех всего еврейского народа... Поскольку как ежедневно приносимые в жертву агнцы были прообразом Христа, Агнца Божьего, таки люди, для которых они приносились в жертву, были прообразом не всего мира в целом, а истинного Израиля и церкви Божьей, для которых Христос принес себя в искупительную жертву, и чьи грехи он забирает так, что их больше никто не увидит.
Когда наш Господь говорит, что так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Иоан. 3:16), - под миром он не может подразумевать каждого сына и дочь Адама; ибо этот мир представлен как объект Божьей любви, даже Его особой любви, которая не относится ко всем людям как таковым, за которых Бог отдал Своего единородного Сына. Это не относится ко всему человечеству; это люди, которые приведены к вере во Христа вследствие Божьей любви и дара его Сына, но не все люди имеют веру; это те, кто никогда не погибнет, хотя несомненно, что некоторые люди погибнут.
Кальвин:
Здесь может возникнуть вопрос: каким образом были искуплены грехи всего мира? Я прохожу мимо слабоумия фанатиков, которые под этим предлогом распространяют спасение на всех отверженных, а следовательно, и на самого сатану. Такая чудовищная вещь не заслуживает опровержения. Те, кто стремится избежать этого абсурда, говорят, что Христос  достаточно пострадал за весь мир, но действенно только за избранных. Это решение обычно преобладало в школах. Хотя тогда я допускаю, что сказанное верно, все же я отрицаю, что это подходит к данному отрывку; ибо замысел Иоанна состоял не в чем ином, как в том, чтобы сделать это благо общим для всей Церкви. Тогда под словом "все" или "все" он не подразумевает отверженных, но обозначает тех, кто должен был уверовать, а также тех, кто затем был рассеян по разным частям мира. Ибо тогда действительно становится очевидной, как и подобает, благодать Христова, когда она провозглашается единственным истинным спасением мира.
Филипп Доддридж (1743):
“Мне кажется, что Апостола следует понимать так, что он говорит только обо всех верующих, будь то евреи или язычники, по всему миру” (Works.V.10. L.,1805. P.342)

1 Тим 2:3-4: "ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины."
Джон Гилл:
"Чтобы все люди спаслись.... Спасение, которым Бог желает, чтобы наслаждались все люди, - это не просто возможность спасения, или просто приведение их в состояние, пригодное для спасения; или предложение им спасения; или предложение достаточных средств для этого всем в Его слове; но реальное, несомненное и действительное спасение, которые, как Он определил, они должны иметь; и Он уверен в Своем собственном назначении, в обеспечении Христа как Спасителя для них, в завете благодати, в котором обеспечено все необходимое для этого, и в миссии Христа, осуществившей это, и в том, что это осуществляется Им: а потому воля Божья, чтобы все люди должны быть спасены, это не условная воля, или то, что зависит от воли человека, или от чего-либо, что должно быть им исполнено, ибо тогда никто не мог бы спастись; а если кто и должен был бы, то это было бы от того, кто желает, вопреки ясным словам Писания; но это абсолютная и безусловная воля, относящаяся к их спасению и несомненно обеспечивающая его. И это не такая воля, которую можно разделить на предшествующую и последующую; в отношении первой из них сказано, что Бог желает спасения всех людей, поскольку они являются его творениями и делом его рук. руки; и с последней Он желает или не желает этого, в зависимости от их будущего поведения; но воля Божья относительно спасения человека всецело едина, неизменна, непоколебима и незыблема: и это не просто его воля одобрения... которая не всегда исполняется; но это Его предписание, цель, и определяющая воля, которой никогда не сопротивляются,  но которая всегда исполняется: воля Божья, суверенная и непоколебимая воля Божья, обладает руководящей силой и влиянием в спасении людей; она исходит из нее и соответствует ей. и всем, кто спасен, Бог желает, чтобы они были спасены; и никто не спасен, кроме тех, для кого Лн желает, чтобы они были спасены: следовательно, под всеми людьми, которых Бог хотел бы спасти, не может подразумеваться каждый отдельный представитель человечества, поскольку это не Его воля, чтобы все люди, в этом широком смысле, были спасены, если только в Боге нет двух противоположных воль; ибо есть некоторые, которые прежде были предопределены Им к осуждению и являются сосудами гнева, предназначенными для погибели; и Его воля в отношении некоторых состоит в том, чтобы они поверили лжи, дабы все они были прокляты И как не все были бы спасены, если бы на то была Его воля; ибо кто противился его воле? но есть мир нечестивых людей, которые будут осуждены и подвергнутся вечному наказанию. Скорее всего, здесь подразумеваются всевозможные люди, в соответствии с использованием фразы из 1 Тим. 2:1: цари и крестьяне, богатые и бедные, рабы и свободные, мужчины и женщины, молодые и старые, большие и меньшие грешники; и поэтому нужно молиться за всех, даже за самых разных людей, потому что Бог хочет, чтобы все люди или все разновидности людей были спасены; и, в частности, могут быть язычники, которых иногда называют миром, всем мирозданием и всякой тварью; которых Бог хотел бы спасти, так же как и евреев, и, следовательно, за язычников и языческих судей нужно было молиться так же, как и за еврейских.
И пришли к познанию истины: о Христе, который есть истина, и к вере в него, и во всю истину Евангелия, как она есть в Иисусе; не просто к условному знанию об этом, к которому люди могут прийти и не спастись, но к духовному и опытному познанию этого; и все спасенные приходят к такому познанию, которое происходит благодаря суверенной воле и благоволению Бога, который скрывает знание евангельских истин от мудрых и благоразумных и открывает их младенцам: откуда явствует, что нет Его воли по отношению к каждому представителю человечества; чтобы они таким образом пришли к познанию истины; ибо, будь на то Его воля, он, без сомнения, дал бы каждому человеку средства для этого, которых у людей нет и Он этого не делает; Он позволил всем народам идти своими путями и не обращал внимания на их невежество и не послал ни послания, ни гонца, чтобы сообщить им о Своей воле; он дал свое слово Иакову и свои уставы только Израилю; и Евангелие теперь посылается в одну часть мира, а не в другую; и там, куда оно приходит, оно сокрыто от большинства; многие поддаются сильному заблуждению, чтобы поверить лжи, и лишь немногие спасительно и опытно знакомятся с истинами Евангелия; хотя все спасенные приходят к познанию таких истин, которые необходимы для спасения; ибо они избраны для этого через освящение Духом и веру в Божью истину.
"Дело Божией истины":
Под всеми людьми, которых Бог хотел бы спасти, мы не должны понимать каждого отдельного человека человечества, поскольку воля Божья не в том, чтобы все люди, в этом широком смысле, были спасены; ибо его воля в том, чтобы некоторые люди были прокляты, и это очень важно, что справедливо, за свои грехи и прегрешения; нечестивые люди, которые издревле были предназначены к этому осуждению (Иуда 1:4); и кому будет сказано: идите, проклятые, в огонь вечны
й. Более того, если бы воля Божья заключалась в том, чтобы каждый человек в отдельности был спасен, тогда был бы спасен каждый; ибо кто противился его воле? или можете это сделать? Разве он не поступает по Своей воле в воинствах небесных и среди обитателей земли? (Рим. 9:19; Дан. 4:35; Еф. 1:11)...
Увещевание апостола в стихе 1 о том, что мольбы, молебны, ходатайства и благодарственные возношения должны совершаться за всех людей. Но конечно, под всеми людьми не подразумевается каждый отдельный человек, который был, есть или будет в мире; миллионы людей мертвы и ушли, за которых не нужно молиться; многие в аду, которым это не принесло бы никакой пользы; и многие на небесах, которые не нуждаются в этом; и мы не должны молиться за тех, кто согрешил смертным грехом (1 Иоанна 5:16). Кроме того , благодарственные возношения, а также молитвы должны были совершаться за всех людей; но, конечно , апостол имеет в виду не то, что святые должны благодарить за нечестивых людей и гонителей, и особенно за преследующего их Нерона; ни за еретиков или лжеучителей, таких как Гименей и Александр, которых он предал сатане; следовательно, эту фразу следует понимать в ограниченном смысле, только для некоторых, как следует из стиха 2, для царей и для всех, кто обладает властью; то есть для людей высших, а также самого низкого ранга и качества.
Кальвин:
“Евангелие есть сила Божия ко спасению всякому верующему” (Рим. 1:16). Несомненно, что все те, к кому обращено Евангелие, приглашены к надежде на вечную жизнь. Короче говоря, как призвание является доказательством тайного избрания, так и те, кого Бог делает причастниками своего Евангелия, допускаются им к обладанию спасением, потому что Евангелие открывает нам праведность Божью, которая является верным входом в жизнь.
Следовательно, мы видим детскую глупость тех, кто представляет этот отрывок как противоречащий предопределению. “Если Бог, - говорят они, - желает спасения всем людям без разбора, то неверно, что его вечным замыслом одним предназначено спасение, а другим - погибель”. У них могли бы быть какие-то основания утверждать это, если бы Павел говорил здесь об отдельных людях; хотя даже в этом случае нам не нужны были бы средства ответить на их доводы; ибо, хотя о воле Божьей не следует судить по Его тайным постановлениям, когда он открывает их нам внешними знаками, все же из этого не следует, что Он не определил для Себя, что Он намерен делать в отношении каждого отдельного человека.
Но я ничего не говорю на эту тему, потому что это не имеет никакого отношения к данному отрывку; ибо Апостол просто имеет в виду, что в мире нет людей и нет звания, которые были бы исключены из спасения; потому что Бог желает, чтобы Евангелие было возвещено всем без исключения. Теперь проповедь Евангелия дает жизнь; и отсюда он справедливо заключает, что Бог приглашает всех в равной степени принять участие в спасении. Но настоящее рассуждение относится к классам людей, а не к отдельным личностям; ибо его единственная цель состоит в том, чтобы включить в это число князей и иностранные нации. То, что Бог желает, чтобы учение о спасении было доступно им так же, как и другим, очевидно из уже процитированных отрывков и из других отрывков аналогичного характера. Недаром было сказано: “Итак, цари, поймите”, - и снова в том же псалме, “Я дам тебе язычников в наследие и концы земли во владение” (Пс.2:8.)
Одним словом, Павел намеревался показать, что наш долг - учитывать не то, какими личностями были князья в то время, а то, какими Бог желал их видеть. Теперь долг, вытекающий из той любви, которой мы обязаны нашему ближнему, состоит в том, чтобы быть заботливыми и прилагать все усилия для спасения всех, кого Бог включает в Свое призвание, и свидетельствовать об этом благочестивыми молитвами. С той же точки зрения он называет Бога нашим Спасителем; ибо откуда нам получить спасение, как не от незаслуженной доброты Божьей? Теперь тот же самый Бог, который уже сделал нас причастниками спасения, может когда-нибудь распространить свою благодать и на них. Тот, кто уже привлек нас к себе, может привлечь их вместе с нами. Апостол считает само собой разумеющимся, что Бог сделает это, потому что так было предсказано пророками в отношении всех сословий и всех наций.

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn