Белокуриха лес, вода, горы, легенды и история

Федор Григорьев
Когда степная автострада начинает вилять между холмами, за одним из них обязательно обнаружится контуры гор на горизонте. Сначала призрачные, они по мере приближения становятся все зримей и величественный, пока трасса не вонзается в эту громаду, которая встречает автомобили сначала деревней, а потом городом, крохотным, но нашпигованные банками, отелями, супермаркетами и прочими благами цивилизации. Белокуриха прижалась к предгорьям Алтая так, что ее улицы убегают куда то в распадки. Главная из них, поглощая основной автопоток, приводит в скопление корпусов, сильно смахивающих на замки, в окружении величественных сопок. Это и есть город- курорт. В нем два десятка санаториев, в которых кудесники в белых халатах служат местным магическим силам.

ВОДА

В 60-х годах будущий основатель Сибирского Отделения Академии медицинских наук Влаиль Казначеев (в те годы - ректор Новосибирского медицинского института) исследовал местные источники и пришел к выводу, что вода в них представляет собой ещё не исследованную форму жизни. Пытаясь понять воздействие, которое оказывает термальная вода на воспалительные, дистрофические, опухолевые и генетические процессы, "включая старение и геронтологию", учёный установил, что ее восстановительные свойства основаны на феномене способности кремниево-родоновой субстанции вступать в интеллектуальный контакт с клетками реципиента. Между прочим, научное сообщество советских учёных не объявило Казначеева сумасшедшим, а наоборот, в 1971 году избрало его академиком АМН СССР и не переводя дыхание - председателем Сибирского отделения АМН СССР.

Дальше ещё интересней. Ефим Славский, могущественный министр тогдашнего Министерства Среднего Машиностроения СССР, в системе которого работали все советские предприятия уранового цикла, занимался развитием ведомственной системы восстановления и реабилитации. Она была необходима для заводов Средмаша, где персонал работал в непосредственном контакте с делящимся материалом. Наслышанный о необычном взгляде науки на белокурихинские источники, министр в конце 60-х прибыл сюда, чтобы лично установить контакт с новой формой жизни. И у него это получилось. Израненная рука Славского, которую ничто и никто не могли исцелить, неожиданно стала поправляться. Сейчас многие исследователи склонны считать, что "эта рука - у кого надо рука", потому что в 1970 году вышло постановление Совмина СССР о присвоении селу Белокуриха статуса "курорта всесоюзного значения". Одновременно развернул свою деятельность самый мощный строительный трест в стране, входивший в систему Минсредмаша СССР - новосибирский “Сибакадемстрой”. Этот монстр в лице СМУ-4 превратил маленький поселок в одну большую строительную площадку, на которой выросло здание водолечебницы, а вокруг как грибы после дождя стали расти санатории: “Белокуриха”, “Катунь”, “Сибирь”, “Россия”... Одновременно Сибакадемстрой построил все основные элементы городской инфраструктуры Белокурихи: больница, школа, водовод и т.д. Осталось только получить статус города, которого Белокуриха удостоилась в 1982 году. Сегодня курортная Белокуриха - это 19 санаториев и сотни гостиниц, которые прокачивают через себя тысячи приезжих.

ПОЧЕМУ БЕЛОКУРИХА?

Пока город-праздник несётся по горнолыжным склонам или созерцает пейзажи на местных "тропах здоровья", тысячелетнее святилище, разгадку которого дал новосибирский академик, ни на миг не останавливает свою работу. С вершины самой большой местной горы Церковка толпы туристов ежедневно становятся свидетелями чудесного явления: горячие ключи, проникая в спрятанный за деревьями хрустальный поток Белокурихи, порождают белые облака. Они отрываются от зелёных крон деревьев и на глазах изумлённой публики плывут по небу, чтобы пролиться целебным дождем где нибудь далеко, куда унесет озорной ветер. Может быть в Париже, а может быть в Калькутте. Река денно и нощно поставляет во все уголки мира посылки с живой водой, поддерживая на Земле баланс между жизнью и смертью. Старые люди говорят, пока жива Белокуриха, будет жива и планета.

ЛЕС

Чудесные истории про Казначеева и Славского надо дополнить рассказом про другого алтайского титана - Николая Бреславского, оставившего свой незабываемый след. Оказывается, хвойный лес Белокурихи, окутывающий башни города словно зелёный ореол - рукотворный. Потому что все сопки предгорий Алтая безлесы, в этом легко убедиться, если выехать из Белокурихи.

Да, да! Начальник местного лесничества Николай Бреславский в 50-х годах прошлого века откликнулся на призыв "отца всех народов" Иосифа Сталина и поднял людей на посадку лесозащитных полос. Несколько поколений жителей Белокурихи из года в год забирались с саженцами на склоны окружающих сопок и садили лес. Общественники, пенсионеры, школьники, сотрудники лесничества, ведомые личным примером неистового лесничего, 30 лет закладывали на холмах лесной массив. По 15-20 гектаров за год! В итоге, местный климат приобрел неповторимую мягкость, потому что горы и сопки, окружающие Белокуриху, покрылись густым кольцеобразным бором, общей площадью 500 гектаров. В хвойном "Кольце Бреславского" нашлось место и местному бриллианту - дубовой роще, самой первой в Алтайском крае!

ЛЕГЕНДА

Как и всякий стык ландшафтов, история этого места с самых древних времён полна удивительных событий. Если подъемник унесет вас на вершину Церковки, то вы там увидите огромные каменные глыбы, неизвестно кем поднятые на этот холм и уложенные в аккуратные горки. Учёные вам расскажут о силах природы, которые так потрудились, чтобы у вас сложилось ложное впечатление, что потрудились какие-то великаны. Правда, отец истории Геродот, думал по-другому. В его сочинении, описывающем эти места, присутствуют Аримаспы - одноглазые великаны. Они враждовали с крылатыми грифонами, потому что те охраняли золото, добраться до которого очень хотели аримаспы. Глядя на огромные глыбы Церковки, которые аккуратно сложены на самом краю ущелья, воображение рисует гигантских орлов с телом льва, которые парят между скал, на одной из которых притаились допотопные гиганты. Они приготовили эти каменюки, чтобы метать их на проплывающих внизу белокрылых грифонов. Эта картина настолько явственно возникает на вершине Церковки, что хочется опуститься на дно ущелья, в полной уверенности, что там белеют кости крылатых львов.

ИСТОРИЯ

Кстати о грифонах. Говорят, скелет не менее мифического кентавра уже где-то найден, а грифоны чем хуже? Особенно, если учесть, что символ грифона вытутаирован на коже мумии в одном из могильников Алтая, а так же на гербе Тартарии в издании "Всемирной географии" 1676 года. Что касается аримаспов, то эти великаны  упоминаются в отчёте царю Васьки Пущина за 1633 год. Томский десятник был в тот год отправлен во главе флота из трёх дощанников вверх по Оби, чтобы поставить "острогу" на Бие-реке. По дороге корабли сели на мель. Пущин так и писал: «И я, государь, стоял на месте 5 дней, и с ними бился по вся дни, и мне, государь, стоять невозможно, твоих служилых людей мало, а люди стоят по обе стороны великие, не дадут и берегу». Историки уверены, что томский десятник информировал царя о большом количестве народа  по берегам Оби, а филологи утверждают, что определение "великий" в 17 веке означало только одно: "огромный", "больших размеров". Словно в подтверждение этой мысли Пущин в своем отчёте приводит перечень  племен, с которыми хозяева этой земли телеуты встречали непрошеных гостей: «с великими людьми, с черными колмаками, и с царевичем с Кереем, с орчаками, и с барабинцы».

Телеуты - это хозяева древней страны, в пределы которой входили и предгорья Алтая с аримаспами и грифонами, а сейчас процветает  Белокуриха. На карте Ремизова  государство телеутов значится как Телень-Орда, а в отписках сибирских воевод - Телеуцкая Землица. В 16 веке границы Орды-Землицы охватывали огромную территорию: Алтайский край, Республику Алтай, большую часть Новосибирской и Кемеровской областей, юг Томской области, запад Хакасии, север Восточно-Казахстанской области современного Казахстана. Казаки за внешность называли телеутов "белыми калмыками" (так же как монголов "черными калмыками"). Подданными телеутов были ойратские и тюркские племена скотоводов, коневодов, охотников, рыбаков. Например, в верховьях Чумыша жили азкештимцы, тогулы, тагапы, кереты. Вокруг Бии - кумандинцы, челканцы, тубалары. По Телецкому озеру - тёлёсы и тау-телеуты.  Отдельного описания заслуживает племя "кузнецы", которое располагалось на берегах Кондомы и Мрассу. Иного названия в дошедших до нас воеводских "отписках" нет. А Томском городе так и говорили: "поехал в Кузнецы". Возможно, таким было самоназвание племени, а может быть "кузнецами" сибирских крепостях называли представителей "чуди белоглазой" - загадочного народа, который считался хозяином горных недр, откуда Телеутской каганат получал серебро и железо. Дело в том, что в Московском Государстве собственных месторождений не было. Весь металл был ввозной и кузнецкое ремесло, как бы удивительно это не звучало, находилось на зачаточном уровне. Например в "росписной сказке" времён Михаила Федоровича, где были переписаны все кузнецы Москвы, сказано, что только один из них умел ковать ножи. Не удивительно, что алтайские кузнецы, умевшие не только ковать всю номенклатуру средневекового вооружения ("опричь пищалей"), но и добывать в горах железо, вызывали у царевых людей чувство благоговения. Поэтому для русских они были прежде всего "кузнецами", что в те времена было равнозначно волшебникам или кудесникам.

Впрочем, на Кремль главное впечатление производила не родоплеменная металлургия Телеуцкой Землицы, а ее военный потенциал. Ведь власть белых калмыков патриархально простиралась на бесчисленные кочевья черных калмыков. Для царя Бориса это было самым главным обстоятельством, потому что в тот исторический момент соседняя Речь Посполитая, самое крупное государство Европы, была подобна черной грозовой туче  - до начала вторжения и Смуты оставались считанные годы, и Москве позарез требовалась армия.

Оказывается, русские князья, когда возникала внешняя угроза, всегда посылали за татарами. Так были выиграны Ледовое побоище, Куликовская битва и прочие важные сражения. Даже взятие Астрахани и Казани проходило при непосредственном участии татар.
В новые времена татар уже не было. На том месте, где когда то дислоцировалась Золотая Орда, образовалось Дикое Поле, потому татарские курени уступили место казацким станицам. Вот почему послы царя Бориса в 1604 году отправились на поклон к телеутам, царская резиденция которых находилась на реке Чарыш. Царь Московский был уверен, туда ещё не дошло тлетворное влияние казацкого молодчества.

Как известно, Годунову не суждено было дожить до воплощения своего замысла. Межгосударственный договор России и Телеутского каганата был заключен спустя пять лет - 31 марта 1609 года. Это было уже в царствование Василия Шуйского, которому, впрочем, тоже не удалось воспользоваться его плодами. Последний московский царь старой династии закончил свои дни в Гостыньском замке неподалеку от Варшавы. И тем не менее, договор был признан новой династией. За сто лет дипломатических отношений каганат и царство несколько раз воевали, но всегда мирились. Алексей Тишайший не раз принимал алтайских телеутов в Грановитой палате Кремля. С приходом к власти Петра Алексеевича ситуация кардинально поменялась. Прозванный в народе Антихристом, новый царь в вопросах колонизации делал ставку на силу.

Мы не знаем, кто был хозяином территории того "беляка" (наверное от "бейлик" - так назывались телеутские поместья), на территории которого находилось устье Бии и Катуни, но известно, что в отместку за строительство Бикатуньской крепости на том месте, телеуты во главе с Бойдоном Сакыловым и Бейуоном Уежиным сожгли деревни и села Кузнецкого уезда. Возможно, они и были хозяевами истока Оби, раз так обиделись. А вот саму Бикатунскую крепость сожгли не телеуты, а зюнгары. Это произошло в 1710 году, когда телеуты всем каганатом уже перешли в подданство зюнгарского контайши. Каган сложил с себя регалии верховной власти, приняв титул простого зайсана Зюнгарского ханства - таков был ответ на грозные бесчинства Петра Первого. Так Телеутская землица стала частью Зюнгарии, а наместником территории, где Бия сливается с Катунью, был назначен Духар-зайсан, знаменитый герой монгольских былин. Он и привел сюда трехтысячный отряд. Эта армия переправилась через Бию в 20 километрах выше слияния ее с Катунью и по правому берегу подступила к 9-метровым стенам ещё пахнувшего сырой древесиной Бикатунского острога. По описанию Г.Ф. Миллера, это "фортеция" представляла собой четырехугольник "длиною 24 сажени, поперег 20 сажен, по углам 4 башни, под ними 4 казармы". Внутри - "анбар кладовой для провиянту да погреб зелейный". Крепость была обречена, потому что там в момент осады находилось всего 60 человек.

В 1718 году люди из Кузнецка, Бердска и Томска возвели новый Бикатунский острог - сегодяшний Бийск. Он расположился в 20 километрах выше по Бие - в том месте,  где когда-то зюнгарское войско форсировало реку. Потому что задача Москвы оставалась прежней: доказать всему миру, что "земля вверх по Обе-реке по левую сторону и до Алтына озера - царского величества".

Впрочем, зюнгарских войск здесь больше никто не видел. Новый острог никто не атаковал, потому Зюнгария уже увязла в сражениях с империй Цинь, и телеуты как новые подданные зюнгарского контайши были целиком передислоцированы "на четырех тысячах телег" в Илийскую долину (сегодня Северный Китай) - в театр боевых действий. Там  они практически в полном составе сгорели в огне чужой войны. Вот почему русское освоение Алтая оказалось на удивление бесконфликтным.

В 1732 году (через 14 лет) Бикатунскую крепость "номер два" переименовали в Бийск. К сожалению, сегодня здесь от былой русской твердыни остались только две 12-фунтовых чугунных пушки образца 1703 года. Их можно посмотреть на ул. Советской, 12 а.
Что было дальше, всем известно. Телеуцкая Землица еще при жизни Петра Первого получила статус горного округа, который стал собственностью знаменитого уральского миллионера Акинфия Демидова. Это была закрытая территория со своими границами, внутри которых действовали свои законы, своя полицией. Там рождалась российская  горнодобывающая и металлургическая промышленность - главное наследие Телеутской Землицы. Названый по имени самого первого медеплавильного завода  Колывано-Воскресенский таинственный горный округ в царствование Елизаветы Петровны перешёл в собственность Кабинета. По воле этой же императрицы на реке Сузун (Новосибирская область) был создан Алтайский монетный двор, который стал выпускать шесть видов серебряных монет: полушка, деньга, копейка, 2 копейки, 5 копеек, а также медный гривенник.

Между тем Бийская военная линия, построенная, чтобы ограждать государевы земли от былой вотчины  каганов Телень Орды - таинственных предгорий Алтая, оказалась в стороне от главных событий. Здесь царило глубокое захолустье, и крестьяне, потеряв бдительность, стали выходить в запретную зону. Так в мае 1802 года местные крестьяне Яков Клепиков из деревни Быстрый Исток и Андрей Дорофеев из деревни Зиминой оформили допуск к речке Белокурихе. Она находилась за военной линией, но пионеры Алтая основали там одноименную деревню для «хлебопашества с построением необходимо нужных избушек». В 9 километрах от новой деревни у самых гор начались чудеса - было открыто волшебное болото, где толпились  дикие животные и грелись змеи. Его так и назвали: Змеиное озеро (сейчас на этом месте находится  историческое здание водолечебницы). Со временем жители Белокурихи стали  переселяться поближе к источнику жизни, из за чего новое поселение называли Новобелокурихой. В 1846 году Бийск был исключен из списка крепостей и снят с баланса Военного министерства. В тот же год Новобелокуриха была переименована Белокуриху, а Белокуриха превратилась в Старобелокуриху. Причина этого кульбита неизвестна, потому что первые сведения о коммерческом освоении волшебных источников Змеинного болота  появились значительно позже. В 1872 году предприимчивый крестьянин Казанцев стал брать  по 5 копеек за холодную ванну и по 10 копеек за подогретую. Начиналась эпоха великой здравницы...