Рубеж - 90. Неукротимость

Константин Рыжов
89. Надежда http://proza.ru/2023/08/14/279

Приближение врагов он почувствовал загодя, хотя они и соблюдали всяческую осторожность. Сначала до него донесся характерный перезвон металлических звеньев бармицы, ударяющихся при ходьбе о кольчугу. Потом – цоканье шпор. Гоннар шагнул за шкаф и прижался спиной к каменной стене.

 Убийцы без опасения свернули в коридор. Вид бадьи, которую Гоннар специально оставил в самом его начале, подействовал на них успокоительно. Птичка, полагали они, уже попала в расставленные для нее силки, оставалось только открутить ей голову. Из-за царившего в коридоре мрака куны увидели баррикаду лишь тогда, когда вплотную к ней приблизились.

- Что это такое, Крэк? - спросил тот из кунов, что шел впереди. Ответа от золотаря он уже не дождался. Гоннар сделал быстрый шаг вперед, развернулся и с размаха вонзил копье ему в грудь. Послышались удивленные вскрики.  Куны отхлынули от баррикады в конец коридора.
- Похоже твой парень приготовился к встрече, - произнес по-склавски предводитель отряда. Гоннар узнал голос Арапши.

- С чем тебя и поздравляю! – раздался в ответ другой голос. Это был Межамир. – Надо было убить его без проволочек, а не заниматься игрой в «кошки-мышки». Вот и доигрался!
- Ничего, - пообещал Арапша. – Конец будет тот же самый.

- Эй, воранг! – крикнул он, обращаясь к Гоннару. – Ты меня слышишь? Как бий великого хана я приказываю тебе сдаться и не гневить нашего владыку. Если сложишь оружие прямо сейчас, тебя будет судить сам хан. Но если станешь артачиться, мы тебя убьем как собаку. Ты меня понял?
Гоннар ничего не ответил.
- Ладно, - зловещим голосом произнес Арапша, - ты сам выбрал свою судьбу. Лучников сюда! Надо осветить этот треклятый коридор.

Послышались щелчки огниво. Один из кунов высек огонь другой подпалил кусочек пакли, привязанный к концу стрелы. Лучник натянул тетиву, но выстрелить не успел. Гоннар, внимательно наблюдавший за действиями противников, уже держал наготове дротик. Благодаря разгоравшемуся огню он прекрасно видел их всех и поэтому не промахнулся. Пущенный им метательный снаряд угодил лучнику в шею прямо под подбородком. Тот замертво рухнул на пол. Пакля потухла. Вновь послышались крики и проклятья.

- Похоже, молва не преувеличила, - вполголоса заметил Арапша. – Этот парень шутить не любит. Он положил уже двоих наших, а мы пока даже не заглянули в его лицо.
- Надо послать за подмогой, - хмуро предложил Межамир.
- Ерунда, - в этом коридоре нам все равно не развернуться. Или зайти с тыла?
- Крэк, - позвал он, – в эту комнату можно попасть с другой стороны?
- Можно, господин, - ответил золотарь.

- Хорошо. Надо отправить пятерых солдат к черному ходу.
- Я пойду с ними, - объявил Межамир. – Вижу, там будет больше толку.
- Тебе вообще не стоит вмешиваться, - возразил Арапша. – Это опасное дело. Не для конунгов. Оставь его людям попроще.
Межамир не ответил. Пять кунов уже двинулись вслед за невольником, он присоединился к ним.
– Не говори потом, что я тебя не предупреждал! – крикнул ему вслед Арапша.
Обернувшись к своим людям, он распорядился:

- Надо отойти к противоположной стене и закрыться щитами. Пусть мечет свои дротики. Не думаю, что их у него много.

Куны так и поступили. Они вновь запалили паклю и привязали ее к стреле. Миг – и она со свистом унеслась в темноту. Послышался глухой удар. Стрела вонзилась в стенку шкафа. Пламя разгорелось и осветило баррикаду в конце коридора. Гоннар попытался дотянуться до стрелы копьем. В этот момент другой лучник пустил свою стрелу. Железный наконечник со звоном ударился о щит. Гоннару между тем удалось кончиком копья сбить горящую паклю на пол. Коридор опять погрузился в темноту.
- Понятно, - протянул Арапша. – Так мы его не выкурим. Придется идти в рукопашную.

- У нас всего одно копье на всех, - с опаской заметил кто-то из кунов. – И щит у него не чета нашим. Может, пошлем за тяжелым вооружением?
- Он один, а нас девять, - ответил Арапша. – К тому же в тесноте копья вам будут только мешать. У кого высокие щиты? Становитесь вперед. Лучники спрячутся за вашими спинами. Потом пусть идет копьеносец, а остальные четверо – следом. Надо пустить сначала парочку зажигательных стрел, чтобы не барахтаться в потемках. Когда пламя разгорится, обстреливайте его так часто, как сможете. Он против нас не устоит. На крайний случай отвлечем внимание, а конунг тем временем нападет сзади.

Все его распоряжения были незамедлительно исполнены. Построившись, куны двинулись вперед. Новые стрелы, пущенные наугад, вонзились в балку над головой Гоннара. Привязанная к ним пакля ярко разгорелась. Молодой воранг больше не старался погасить ее. Уперев нижний конец щита в крышку сундука и широко расставив ноги, он поджидал нападавших. Сундук, надежно прикрывший его тело до колен, и высокий щит делали его практически неуязвимым. Три или четыре стрелы, которые лучники успели выпустить в него, не достигли цели, со звоном отлетая от щита и шлема. А когда противники приблизились вплотную, вооруженные мечами куны по-прежнему не могли достать его из-за воздвигнутой баррикады. Главную опасность представлял копьеносец. Против него Гоннар и направил свой молниеносный удар.  Пройдя между головами щитоносцев и лучников, железный наконечник поразил его прямо в лицо.
Скользнувшее по наноснику, острие вонзилось в левый глаз и глубоко погрузилось в череп. Несчастный кун с хрипом стал опрокидываться на спину. В этот момент Арапша, стоявший поблизости и ожидавший этого удара, взмахнул мечом и обрубил наконечник копья.   Гоннар выпустил из рук бесполезное древко и быстро обнажил свой клинок. Один из кунов-щитоносцев, воспользовавшись тем, что внимание противника отвлечено, попытался взобраться на сундук. Опираясь на него рукой, он на несколько мгновений опустил свой щит и открылся. Воранг немедленно воспользовался его ошибкой и запрыгнул на сундук (еще один случай поблагодарить Гомола, который в свое время заставлял его прыгать по много раз сначала с тяжелым камнем в руках, а потом в полном вооружении и щитом). Его меч прочертил дугу и опустился на шею врага. Изумительно прочное и острое как бритва лезвие рассекло кольца бармицы, словно она была сплетена не из железа, а из обычных ниток. Кровь брызнула под ноги воранга и, чтобы не поскользнуться, он так же стремительно спрыгнул обратно на пол.

Куны испуганно отшатнулись и наверно откатились бы назад, если бы не Арапша. Он уже подхватил оброненное убитым копье и занес его над головой.

- Двигайте сундук! – закричал он, - двигайте! А ну, навалились дружно! Р-раз!
Бий сделал резкий выпад, целясь Гоннару в голову. Тот легко отбил удар движением щита, но, когда взмахнул мечом, чтобы обрубить наконечник, Арапша уже отвел его назад. Двое кунов навалились на сундук и стали толкать его, пока задняя стенка не уперлась в стену. Гоннар шагнул под защиту шкафа, где его не мог достать копьем Арапша, и с размаху рубанул по рукам переднего куна, упиравшегося в крышку сундука. Железные наручи не смогли защитить от удара. Обе кисти отлетели, словно отсеченные топором щепки. Кун завопил дурным голосом и бросился наутек.

- Навались! – вновь закричал Арапша.
На этот раз нападавшие стали двигать шкаф. Гоннар перепрыгнул через сундук и повернулся к ним лицом. Шесть кунов теснились в проходе. Сундук по-прежнему преграждал им дорогу. Никто не решался двинуться вперед, понимая, что сразу подставится под удар. Гоннар не спускал глаз с Арапши, стараясь предугадать каждое его движение.
- Не стойте, как болваны! – воскликнул бий. - Кидайтесь на него. Только все разом. Ну!

Сам он, однако, не спешил исполнять собственное повеление, а попытался вновь достать Гоннара копьем из-за спин своих солдат.  Отражая удар движением щита, тот на мгновение выпусти из поля зрения остальных кунов. Двое перекатились через сундук, еще двое успели заскочить на крышку. Надо отдать должное – они были расторопными ребятами. Впрочем, при других обстоятельствах эта дерзость обошлась бы им очень дорого. Обострившимся (как всегда, во время боя) зрением Гоннар хорошо видел слабые места в их обороне. При грамотно построенной атаке он бы легко уложил двоих. Увы, тяжелый щит не позволял ему двигаться с нужной стремительностью. Но кое-что он все-таки мог! Уперев щит в пол, юноша упал на правое колено и, вытянув далеко вперед руку, достал концом меча до ступни ближайшего к нему куна. Тот как раз вскочил на ноги после прыжка и готовился броситься в атаку. Удар Гоннара вновь поверг его на пол. Вереща от боли, раненый откатился к сундуку. Ноги он не лишился, может быть, и кости плюсны удастся срастить, только в этом бою он ему больше не соперник. Арапша сделал выпад копьем. Гоннар парировал его обратным движением руки от пола вверх. Удар пришелся по стальному наконечнику и отбросил его в сторону. Подхватив щит, он поспешно отступил на два шага назад. Все куны перебрались через сундук и приготовились к атаке. Узость коридора не позволяла им наступать широким фронтом, поэтому они разбились на пары – двое впереди, двое за ними. Шествие замыкал Арапша с копьем.

Гоннар оценил тактику, которую избрали нападавшие. Прикрывшись щитами и орудуя мечами, они будут теснить его все дальше и дальше, а Арапша не позволит ему начать ближний бой. Ведь ввязавшись в поединок с двумя крепкими и хорошо защищенными воинами, он не сможет блокировать его колющие удары. Таким образом они или прикончат его в коридоре или заставят отступить в комнату. Надеются, что их численное превосходство станет там решающим. Учитывая вторую группу нападавших, которая рано или поздно прорвется с черного входа, шансов у Гоннара действительно оставалось не так много. Чтобы поколебать чашу весов, он должен был во что бы то ни стало убить или хотя бы ранить еще двоих. Плюс к этому надо было решить проблему с копьем, которое, словно ядовитый хвост скорпиона, постоянно угрожало ему смертью. Достигнуть этого Гоннар мог только одним способом – навязав врагу предельно тесный бой. Шаг был рискованный, но он без колебания решился на него, рассчитывая на эффект внезапности.

Миг – и его длинный меч исчез в ножнах. И прежде, чем враги успели понять, какие последствия должен иметь этот самоубийственный на первый взгляд поступок, Гоннар крепко сжал обеими руками рукоятку щита и устремился на них, вложив в этот бросок всю свою силу. Атака оказалась неожиданной, и куны не успели отреагировать. Их мечи были отброшены мощным ударом. Щиты столкнулись со щитами. Передние, не выдержали натиска, подались назад и налетели на тех, кто двигался за ними. На несколько мгновений все смещалось. Один из врагов попытался нанести рубящий удар по его шлему, но не смог из-за тесноты вложить в него должную силу. Лезвие только скользнуло по конической поверхности.   Гоннар выхватил левой рукой из ножен короткий меч. Обходя зацепившийся за что-то в тесноте щит противника, он отвел кисть чуть назад и сделал яростный выпад. Острие угодило куну в верхнюю часть живота, сразу под грудной клеткой. В спешке выбирая меч, Гоннар не мог проверить его качество, просто доверился фирменному клейму на лезвии. Но теперь убедился, что не прогадал. Тем особенным чувством погруженного в битву человека, когда оружие словно оживает и становится продолжением членов тела, он буквально ощутил, как острие меча разрывает кольца кольчужной рубахи, а потом глубоко входит в тело. Румский булат его не подвел.

Двое задних кунов невольно отступили. Чтобы вернуть эффективность своему оружию, они должны были держать противника на расстоянии вытянутой руки. Третий, забыв про бесполезный меч, попытался достать нападавшего левым кулаком в тяжелой латной перчатке. Гоннар отклонился в сторону и ударил его ребром щита снизу вверх в подбородок.  В следующий миг, вырвав клинок из тела умирающего, он приготовился нанести второй колющий удар, но не успел, так как в бой вмешался Арапша. Когда воранг бросился в атаку, бий подался назад. Но все равно нападавший находился слишком близко и к тому же был со всех сторон окружен его солдатами. Арапша перехватил древко поближе к наконечнику, быстро опустил руку и постарался поразить противника снизу, пропихнув копье под его щит. Гоннар хоть и устерег удар, не успел от него уклониться. Железный наконечник по касательной зацепил его ногу и вырвал кусок мяса из правого бедра выше наколенника. В следующее мгновение воранг придавил его щитом к полу, повернулся на пятке раненой ноги, а другой с силой наступил на древко. Копье хрустнуло и переломилось. 

Гоннар поспешно отступил на два шага, спрятал румский меч в ножны и вновь выхватил отцовский. Дерзкая контратака в общем себя оправдала. Беспокоила только рана на бедре. Пусть кость не задета, боль мешала быстрым движениям. К тому же открылось кровотечение – на штанине, постепенно увеличиваясь, набухало темное пятно.

Четверо кунов, сдвинув щиты, осторожно приближались к нему. Двое впереди, двое сзади (Арапша в их числе). Восемь внимательных глаз ловили каждое его движение в надежде предугадать, что он задумал.  Нападать на них сейчас выйдет себе дороже. Лучше схватиться в комнате, где больше простора. Там их строй сам собой рассыпется, да и у него появится возможностей для маневра. Придя к такому заключению, Гоннар стал пятиться назад. Его осторожность была тотчас истолкована как слабость. Враги воспрянули духом. То один, то другой выскакивал вперед и наносил рубящий удар. Гоннар защищался зло и расчетливо. Блокируя каждый их выпад, он только ждал момента, когда кто-то ошибется. Заметив, что правый передний кун слишком низко опустил свой щит, Гоннар немедленно этим воспользовался. Мелькнув, словно молния, острие его меча рассекло кольчугу на левом плече противника и оросило его кровью. Кун страдальчески вскрикнул и сразу присмирел. Другие тоже поумерили свой пыл. 

Таким образом они добрались до конца коридора. Прежде, чем вступить в комнату, Гоннар кинул быстрый взгляд через левое плечо. Без перемен! Дверь черного хода оставалась запертой. Никто не делал попыток прорваться через нее внутрь. Хотя времени для того, чтобы добраться сюда, у Межамира, вроде бы, было предостаточно. Молодой воранг подумал, что это хорошо, даже, если задержка связана с необходимостью рекрутировать дополнительных воинов или запастись более серьезным оружием. У него, по крайней мере, оставался шанс расправиться с этой четверкой до подхода подкрепления, а там… «А там будет видно!» - решил он. Действительно, загадывать так далеко в его положении было довольно самонадеянно.

91. "Ярость" http://proza.ru/2023/08/15/1505

«Заповедные рубежи»  http://www.proza.ru/2013/07/08/294