Этимология слов Яйцо, Заяц. тпрр-9

Владимир Книгин
      Читая тексты В. Городничего по этимологическим вопросам в Проза.ру, встретил его догадку о том, что яйцо анатомическое древние называли первословом Ко. Даже в наше время,  мол, куриные яйца называют КоКи. Это не стыкуется с ТПРР. В ТПРР согласная К порождает первослова Ка – женский род и Ко –средний род. Первослово К и сегодня звучит как предлог, предлогами являются и Ко, и Ка, правда, Ка известна более как частица.  Первые смыслы, обозначаемые первословом К,  были зачатками глаголов, причём, думается, повелительного наклонения. «К!» -  требует вожак и младший движется в сторону, указанную рукой или первословом, допустим, "К Ру!", если к мужчине или "К Ре!", если к женщине.
     Почему же люди отказались от Ко = яйцо, а употребляют слово яйцо, как в смысле анатомии мужчин, так и в значении зародышей птиц. Говорю сразу, что первослово «Я» у русов означало не столько личность, заявляющую о себе, сколько картину мира, наблюдаемую этой личностью, здесь и сейчас. Попробую убедить читателя примером со словом ЗаЯЦ. Здесь За = Р.п.(З).  Мы касались этого первослова, когда разбирали слово ГРу-З-Дь. «З» это глагол, означает «смотри!». Вот слова, которые это подтвердят: З-ВеРь, З-Ме-Я. Человек увидел опасность и предупреждает об этом соседа. А в слове За-Я-Ц За = Р.п.(З), что можно толковать как ответ на вопрос «нет чего?» -> За! Т.е. не видно ,охотник находится За зверьком, по  мнению охотника зверёк не должен его видеть, ан нет. Этот зверёк видит За! Его (зверька) картина мира, картина его «Я» больше 180 градусов, он видит и За! Про 180 градусов русы ещё не знали, но то, что глаз на затылке нет, это они знали. Знали, что то, что С-За-Ди никто не может видеть. Да, никто, кроме зайца.  Этим примером  показываю, что собственно личным местоимением «Я» станет позже, а пока это картина, наблюдаемая  личностью. Заяц тоже личность.
    Другие русские слова, начинающиеся на Я: Я-блоко, Я-вно, Я-года, Я-д, Я-зь, Я-корь, Я-ма, Я-нтарь, Я-р, Я-сно, Я-тно, Я-хонт, Я-чмень, Я-шма, Я-щик. Каждое слово в этом ряду означает, что он, древний, нечто важное обнаружил, нашёл. В слове ЗМеЯ он даже удваивает своё сообщение об опасности: первое «З!» = смотри!, второе - «Я» = я вижу, нечто, находящееся в моём поле зрения.
     Вернёмся к яйцу. С «Я» разобрались. Что означает Яй- ?. Думаю, это призыв к осторожности, яйцо - вещь хрупкая. На «Й» обычно заканчиваются повелительные глаголы, краткого действия типа ДаЙ, Жуй, ПЛюЙ. Междометия «Ай» да «Ой» говорят, что кто-то осторожностью только-что пренебрег. Самое интересное это последнее первослово –Цо. Почему средний род? Потому же, что и Бё в слове Ре-Бё-Нок. Никто не может заранее определить пол будущего птенца, пока он не вылупится. Формула  для отнесения первослова к среднему роду работает: Цо = (Ц & Ца) V (^Ц & ^Ца), где Ц это признак мужской целостности, Ца – признак женской нетронутости. Работает правая скобка дизъюнкции, которую словами можно описать так: нельзя указать, глядя на оплодотворённое яйцо, заранее признаков ни мужского, ни женского, а это и есть условие отнесения первослова к среднему роду.  Все составляющие прочитаны, слово ЯЙЦо толкуем  так: «Вижу и осторожно беру зародыш птицы, пол зародыша пока неизвестен.». Длинновато.  Смысловой вес каждого первослова велик, а проговаривается кратко. А как по-другому? Ведь люди живут давно, а говорить начали  только-только, до этого  мычание и жесты.
  В приведённом выше списке русских слов на Я имеется ввиду, конечно не  происхождение, а укоренённость. По слову Яшма очень убедительна статья Моиси Гликмана в Проза.ру от 2018/12/03. Слово заимствовано однозначно. Яхонт - тоже.   Слово Янтарь наиболее обрусевшее, а может быть и русское, славянское, время покажет.