Блок. Когда-то гордый и надменный... Прочтение

Виталий Литвин
 «Когда-то гордый и надменный…»
 





                Когда-то гордый и надменный,
                Теперь с цыганкой я в раю,
                И вот – прошу ее смиренно:
                «Спляши, цыганка, жизнь мою».
 
                И долго длится пляс ужасный,
                И жизнь проходит предо мной
                Безумной, сонной и прекрасной
                И отвратительной мечтой…
 
                То кружится, закинув руки,
                То поползет змеей, – и вдруг
                Вся замерла в истоме скуки,
                И бубен падает из рук…
 
                О, как я был богат когда-то,
                Да всё – не стоит пятака:
                Вражда, любовь, молва и злато,
                А пуще – смертная тоска.
                11 июля 1910





А.А. Блок. «Полное собрании сочинений и писем в двадцати томах. ДРУГИЕ РЕДАКЦИИ И ВАРИАНТЫ»:
«
     16                А пуще…  одурь, да тоска. (Т8)
     [Т8 –  Тетради  беловых автографов. Восьмая тетрадь: "Александр Блок. Стихотворения. 1913-1914 годов. 172 страницы (109 стихотворений)"]
»

Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
     «
     По воспоминаниям И.Н. Розанова, было одним из пяти стихотворений сборника "Седое утро", пользовавшихся наибольшим успехом. (Воспоминания, 2. С. 379).
П.Г. Антокольский, вспоминая о поэтическом вечере в Петербурге в зале Тенишевского училища весной 1916 г. писал: «Выступали все литературные корифеи ... Он (Блок.- Ред.), единственный из всех выступавших, серьезно и искренно рассказывал, оценивал или переоценивал свою собственную жизнь и судьбу. В этом было все дело. Похоже было на то, что он действительно просил: "Спляши, цыганка, жизнь мою!". И короткое блоковское стихотворение, всего двадцать или двадцать четыре строки  [шестнадцать, вообще-то], кажется длинной поэмой, полной слишком большого содержания, чтобы его сразу можно было определить на слух.» (Воспоминания, 2.  136-137).
     »

      Напомню цикл стихотворений «Заклятие огнем и мраком и пляской метелей», в котором герой присутствует при наложении всемирного заклятия, одним из базовых элементов которого был “пляс ужасный”:

                «В бесконечной дали' корридоров
                Не она ли там пляшет вдали?
                23 октября 1907»


                «О, что' мне закатный румянец,
                Что' злые тревоги разлук?
                Всё в мире – кружащийся танец
                И встречи трепещущих рук!

                …Вновь летит, летит, летит,
                Звенит, и снег крутит, крутит,
                Налетает вихрь
                Снежных искр...
                Ты виденьем, в пляске нежной
                Посреди подруг
                Обошла равниной снежной
                Быстротечный
                Бесконечный круг...
               
                …Всё, что не скажу,
                Передам одной улыбкой...
                Счастье, счастье! С нами ночь!
                Ты опять тропою зыбкой
                Улетаешь прочь...
                Заметая, запевая,
                Стан твой гибкий
                Вихрем туча снеговая
                Обдала,
                Отняла...
               
                И опять метель, метель
                Вьет, поет, кружи'т...
                Всё – виденья, всё – измены...
                В снежном кубке, полном пены,
                Хмель
                Звенит...
                Заверти, замчи,
                Сердце, замолчи,
                Замети девичий след –
                Смерти нет!
                В темном поле
                Бродит свет!
                Горькой доле –
                Много лет...
               
                И вот опять, опять в возвратный
                Пустилась пляс...
                Метель поет. Твой голос – внятный.
                Ты понеслась
                Опять по кругу,
                Земному другу
                Сверкнув на миг...
               
                Какой это танец? Каким это светом
                Ты дразнишь и ма'нишь?
                В кружении этом
                Когда ты устанешь?
                Чьи песни? И звуки?
                Чего я боюсь?
                Щемящие звуки
                И – вольная Русь?
               
                И словно мечтанье, и словно круженье,
                Земля убегает, вскрывается твердь,
                И словно безумье, и словно мученье,
                Забвенье и удаль, смятенье и смерть, –
                Ты мчишься! Ты мчишься!
                Ты бросила руки
                Вперед...
                И песня встает...
                И странным сияньем сияют черты...
                Уда'лая пляска!
                О, песня! О, удаль! О, гибель! О, маска...
                Гармоника – ты?
                1 ноября 1907»


     Бесконечные коридоры надмирного храма, по которым бродят очередные аватары Саломеи, её роковые пляски, растворяющиеся в путанице надзвездных метелей… Ничего не осталось.
     Вот, только питерский кабак да цыганка… С танцульками на пятак.