Рубеж - 85. Шепот влюбленных

Константин Рыжов
84. Ночной гость http://proza.ru/2023/08/12/1012

Ночь царила над спящим Старградом.   Все дома тонули во мраке. Терем не был исключением. Словно высокая скала возвышался он над окрестными домами. Узкими провалами чернели его окна, во дворе – ни одной живой души. Только один раз в полночь обошел вокруг его стен небольшой вооруженный отряд, сопровождаемый двумя факельщиками – дежуривший в тереме бий производил смену часовых. Так удачно сошлось, что как раз в это время стражник, стоявший у ворот, доложил начальнику о припозднившемся плотнике. Тот просил пропустить его внутрь, поскольку не имел в городе пристанища, и ему негде было переночевать. При обычных обстоятельствах никакие мольбы не смогли бы смягчить сердце бийя. Какое ему в конце концов дело до того, как коротает время до утра всякий уличный сброд? В Старграде и так полно проходимцев, слетевшихся сюда, словно осы на намазанную медом лепешку, в надежде ухватить толику от ханских щедрот во время свадебных торжеств. Однако оказалось, что бездомный искатель заработка имеет при себе короткую записку от Чубадая с просьбой сделать для него исключение. Ведь к тому времени, когда хан Бахмет явится в терем за своей сестрой, праздничный павильон должен быть построен, а рабочих рук не хватает.

- Хорошо, - недовольным голосом произнес бий, - пусть этот человек войдет. И укажите ему место ночлега.

В воротах отворили калитку. В неярком колеблющемся свете бий не успел как следует рассмотреть незнакомца. Заметил только, что он довольно высок ростом и молод. Бедолагу проводили под навес, туда, где, закутавшись в грубые одеяла из козьей шерсти, вповалку спали две дюжины других плотников, занятых в строительных работах. Больше бий его не видел и даже, по-видимому, не вспоминал о нем, считая, что следить за наемными работниками Бахмета не его забота. Между тем история эта имела продолжение. Если бы час спустя какой-нибудь не в меру ретивый стражник вздумал обыскать крышу терема, он бы обнаружил, что за большой печной трубой притаился неизвестный мужчина.

Этим таинственным ночным гостем был Гоннар. Несмотря на владевшее им волнение, молодой воранг испытывал чувство удовлетворения. Не прошло и двух часов после последнего разговора с Чубадаем, а он уже значительно продвинулся к своей цели. Старый бий, хотя и не одобрял его намерения, честно выполнил свою часть соглашения. Благодаря его записке Гоннару удалось легко и быстро преодолеть первое и самое трудное препятствие – цепочку кунских постов вокруг терема. Дальнейшее во многом зависело от его ловкости и удачи. Завернувшись в одеяло, Гоннар провел некоторое время в окружении спящих работников. Он чутко прислушивался к доносящемся до него звукам. Убедившись, что бий и его люди покинули теремный двор, Гоннар бесшумно выбрался из-под навеса и незаметно прокрался к дверке позади терема, выводившей к сараям и летней кухне. Дверь была заперта, но, когда Гоннар тихо постучался, она тотчас приоткрылась. Правда, всего на несколько мгновений, чтобы он успел проскользнуть внутрь. Юноша, не задумываясь, шагнул вперед и оказался в кромешной темноте в какой-то кладовке, заставленной коробами и бочонками. Действуй он в одиночку, Гоннар затратил бы немало времени, прежде чем нашел выход. Однако, благодаря Чубадаю, он имел внутри терема надежного союзника. Маленькая девичья рука нашла руку Гоннара и потянула его за собой. Ему оставалось только покорно следовать за своей провожатой.

Выбравшись с нижнего этажа, они оказались на черной лестнице, которой пользовалась прислуга. Здесь девушка достала из ниши плошку, наполненную бараньим жиром, над которой едва теплился слабый дрожащий огонек. На несколько мгновений Гоннару открылось ее юное лицо. Это была Акушан, двоюродная внучка Чубадая. Видно было, что она в первый раз пошла на сознательное нарушение дворцовых запретов и от того была сильно взволнована. Гоннар хотел шепнуть ей несколько слов поддержки, но Акушан испуганно прижала палец к губам, призывая к молчанию. Потом повернулась и стала быстро подниматься по лестнице. Гоннар не отставал. Миновав все лестничные пролеты, они оказались на крыше. Здесь Акушан с облегчением перевела дух и тихо распорядилась:

- Присядь за трубой, воранг, и никому не показывайся. Не шуми и не ходи. Я постараюсь незаметно разбудить твою подругу. К счастью, она и конунг спят сегодня в разных комнатах.

С этими словами она исчезла. Гоннар присел на корточки, стараясь унять охватившую его дрожь. Мысль, что спустя несколько минут он увидит перед собой Чернаву, услышит ее голос, почувствует на губах ее дыхание, сможет сжать в объятиях ее тело, привела его в невероятное возбуждение. Поверить в такое счастье он до конца не мог.  И вдруг, словно раскаленная игла его сознание пронзила страшная мысль: «А что, если она не пожелает прийти?»  Несколько минут Гоннар пребывал в глубоком отчаянии, но потом решил: «Если Чернава откажется от встречи, я сам отправлюсь в ее опочивальню». Он понимал, что подобный поступок будет равносилен самоубийству, однако сознавал, что готов сейчас на любое безумие.

 Таким образом миновало полчаса, показавшиеся Гоннару бесконечно долгими, ведь он успел за это время испить до дна кубок отчаяния и вновь возродиться для надежды. И тут среди ночной тишины до него донесся неясный шум.  Прислушавшись, юноша различил звук легких шагов: кто-то быстро взбегал по лестнице, торопливо, не таясь переступая босыми ногами через ступеньки. Сердце Гоннара дрогнуло и остановилось, словно в изнеможении. Он выглянул из-за трубы и увидел у балюстрады тонкий девичий силуэт в легкой ночной сорочке. «Чернава!» - тихо выдохнул он из себя. Она вздрогнула, сделала один нерешительный шаг навстречу, потом второй и вдруг, откинув все сомнения, бросилась к нему со всех ног. Прижав ее к груди, Гонар почувствовал прилив такого невероятного счастья, что едва не лишился рассудка. А она неожиданно разрыдалась и тем повергла его в изумление, ведь никогда прежде ему не приходилось видеть Чернаву плачущей.

- Ну, что-ты, - шептал Гоннар, покрывая ее мокрое лицо поцелуями, - все хорошо, все устроится.
Она не отвечала, только прижималась к нему всем телом. Но затем резко отстранилась и затрясла головой.
- Нет, - отвечала Чернава с отчаянием. – Не хорошо! Напротив, все очень скверно, любимый. Я дрянная! Я не достойна тебя!

Он хотел зажать ей рот ладонью, но она освободилась и упрямо продолжала:
- Я изменяю тебе с конунгом.  Я не хотела этого. Нет! Но Межамир так коварно все подстроил, так опутал меня своей ложью, что я не смогла его оттолкнуть. И теперь он властвует надо мной как над рабыней. А я…

Гоннар, прижавшись губами к губам Чернавы, силой остановил поток ее признаний, растравлявших, словно яд, раны в его сердце. Они замерли в долгом поцелуе. Все крепче прижимая ее к себе, он, ощущал, как, отдавшись его ласкам, постепенно расслабляется ее напряженное, словно натянутая тетива, тело, а взгляд, в котором застыли боль и отчаяние, наполняется нежностью… Веки ее опустились. Чернава вздохнула глубоко и сладостно, как будто освобождаясь от мучительного наваждения.
- Не надо, - прошептал Гоннар, - не надо мне ничего рассказывать. Забудем обо всем и никогда не станем вспоминать.

- Никогда! – отозвалась она словно эхо.
- Все пройдет, как дурной сон, - продолжал Гоннар. – Наша любовь все преодолеет.
- Все? – с болью переспросила она, пряча голову на его груди, - даже мой позор?
- Этот позор мнимый, он только в твоих мыслях, любовь моя, - горячо возразил Гоннар. – Ты не принадлежала себе. Межамир воспользовался твоим бессилием, твоим бесправием. Он бесчестный, коварный человек…

- Он постылый, - проговорила она тихо. – Все знают, что когда-то мы были близки. Тогда он казался мне занятным, но сейчас я не могу его переносить. Его запах, его походка, то, как он смотрится в зеркало, как причесывается или как пережевывает пищу – все мне в нем в нем противно. Я не могу видеть его лица, не могу слышать его голоса…
Глаза Чернавы вновь наполнились слезами, но она сделала усилие над собой и улыбнулась.

- Я так боялась нашей встречи, - призналась она, - мечтала о ней как о недостижимом счастье и в то же время замирала от ужаса: вдруг ты захочешь забыть обо всем, что между нами было?  Ведь твоя любовь – это все, что осталось у меня в этой жизни.
- В нашей жизни будет еще много хорошего! – пообещал Гоннар. – Ничего не закончилось. Напротив, ничего еще толком не начиналась.
Чернава недоверчиво покачала головой:

- По мне, так очень много уже произошло. Слишком много! Просыпаюсь по утрам и не чувствую в себе ни сил, ни желаний. Словно жизнь, как вода, просочилась сквозь пальцы, и я доживаю последние дни. Может быть, теперь, когда ты вернул мне надежду, все переменится…
В эту минуту кто-то тихо кашлянул неподалеку. Гоннар огляделся и заметил Акушан, делавшую ему нетерпеливые знаки.

- Я затем и пробрался к тебе, чтобы поддержать, - торопливо заговорил юноша. – Крепись, любовь моя! Крепись и не теряй надежды. Осталось потерпеть совсем чуть-чуть. После свадьбы Межамира все переменится. Мы опять соединимся и больше уже никогда не расстанемся.
- Не беспокойся обо мне! - воскликнула Чернава. – Теперь, когда я вновь уверилась в твоей любви, мне не страшны никакие напасти! Чтобы не случилось, я буду вспоминать тебя. С надеждой в сердце жить всегда проще.

Они вновь обнялись и, наверно, не скоро бы расстались, если бы не Акушан. Молодая служанка была вне себя от волнения и, видимо, уже не раз пожалела, что согласилась устроить это свидание.
- Ах, воранг, - с мольбой в голосе говорила она, - уходи, уходи скорее! Ты обещал, что перекинешься со своей возлюбленной только двумя словами, однако вашим речам нет конца. Я вся трепещу от ужаса, ведь конунг может в любой момент хватиться своей наложницы. Что тогда будет! Меня просто в дрожь бросает при одной мысли об этом.

- Ты права, Акушан! – быстро произнес Гоннар. – Мне пора. Когда мечтаешь о встрече, думаешь, что достаточно обменяться двумя словами. Но, начав говорить, уже не можешь остановиться.

Он в последний раз поцеловал Чернаву и разжал ее руки, обвивавшие его шею. Она со вздохом отпустила его и быстро отвернулась, чтобы не видеть, как он уходит.
Гоннар направился было к черному ходу, но внезапно остановился, встревоженный поднявшимся внизу шумом. Сначала до него донеслись громкие голоса. Слов разобрать было нельзя. Ворангу показалось только, что тон задавал громкий мужской голос, которому вторили несколько женских.

— Это Межамир! – воскликнула Чернава. – Наверно, он заглянул в спальню и увидел, что меня нет. Или кто-то донес ему.
- Может быть, я успею незаметно сбежать вниз и укрыться среди плотников? – спросил Гоннар.
— Это очень рискованно, милый! – возразила Чернава. – Ты же слышишь: они подняли на ноги весь дом.

Действительно, шум разрастался с каждой минутой. В окнах появился свет. Видимо разбуженные люди зажигали лампы и свечи. Несколько человек с факелами выбежали во двор. В общий хор голосов влились отрывистые команды офицеров и короткие ответы часовых.
- Все обнаружилось! – с ужасом произнесла Акушан. – Я погибла.
Гоннар обернулся к молодой служанке и сказал:

- Послушай! Тебе незачем оставаться с нами и ждать, пока начнут обыскивать дом. Спускайся вниз и постарайся держаться на виду.
Однако кунка не двигалась с места и только испуганно осматривалась по сторонам. Она совсем растерялась.

- Ступай же! – прикрикнула на нее Чернава. – Чем раньше ты окажешься внизу, тем меньше подозрений вызовешь. Если он будет спрашивать, скажешь, что в тайне лакомилась сластями, припасенными для завтрашнего пира.
Когда Акушан убежала, Чернава схватила Гоннара за руку.

- Все очень плохо, любимый, - с тревогой произнесла она. – Если Межамир начнет обыскивать дом, тебя быстро обнаружат.
- А ты не знаешь укромного уголка, где бы я мог укрыться, пока тревога не уляжется?
- Боюсь, что нет! Но, быть может, хаканеса согласиться нам помочь? Обыскивать ее покои Межамир не решится. Ступай за мной!

Оказавшись на черной лестнице, они остановились на минутку, прислушиваясь. Переполох, охвативший большую часть терема, не достиг пока верхнего этажа. Здесь по-прежнему царило сонное безмолвие. За время своего плена Чернава успела хорошо изучить в тереме все лестницы, коридоры и переходы. И хотя вокруг царила почти полная темнота, она уверено вела за собою Гоннара. С черной лестницы они проникли на кухню. Здесь, понятно, им никто навстречу не попался. Беглецы быстро проскользнули мимо запертых дверей кладовой и оказались в длинном узком коридоре, освещенном несколькими тусклыми масляными плошками. Следуя по нему, Чернава привела возлюбленного к парадной лестнице и остановилась у спального покоя Камосы.  Однако проникнуть в него незаметно не удалось. Не успела Чернава коснуться двери, как та неожиданно приоткрылась. Показалась женщина в ночной сорочке с горящей свечой в руке. Заметив незнакомого мужчину, служанка вскрикнула от неожиданности, отступила назад и хотела запереться. Но Гоннар, бросившись вперед, надавил на дверь плечом и, преодолевая ее сопротивление, прорвался внутрь. Чтобы незнакомка не закричала, он одной рукой схватил ее за длинные белокурые волосы, а другой зажал рот. Женщина стала вырываться, проявив при этом неожиданную силу, и даже укусила его за палец. Свеча упала на пол и погасла. Рассерженный сопротивлением Гоннар выхватил из сапога нож и приставил его к горлу своей соперницы.

- Промолчишь – останешься жива, - прошипел он. – Но, если вздумаешь кричать, в миг лишишься головы.
Незнакомка оценила угрозу. Прижатая сильной рукой к полу, она проговорила сдавленным голосом:
- Я не стану кричать. Не убивай меня.

Гоннар поднес ко рту свою ладонь. Лизнул и почувствовал вкус крови.
- Проклятая баба, - пробормотал он, - прокусила мне палец. Я ничего не вижу, Чернава!
- Сейчас, - откликнулась дочь Славяты. – Свечу я нашла. Здесь где-то должно быть огниво.

Однако прежде, чем она успела добыть огонь, распахнулась противоположная дверь и прихожая озарилась ярким светом. Гоннар увидел перед собой трех женщин. Впереди, облаченная в роскошный халат, выступала Камоса. За ее спиной жались две девушки-кунки с масляными лампами в руках. На обоих были короткие ночные рубашки и одинаковые зеленые шаровары.

Увидев Гоннара с ножом в руке и Кагамату, стоящую перед ним на коленях, Камоса побледнела, однако не потеряла мужества.
- Что здесь происходит? – строго спросила она. – По какому праву вы ворвались в мои покои?

Такое начало не обещало ничего хорошего. Проклиная в душе белокурую рабыню, которая уже второй раз ставила его в неприглядное и опасное положение, Гоннар поспешно спрятал в сапог нож, отступил на шаг назад и молча поклонился.
Чернава    бросилась к ногам хаканесы и обняла ее колени.

- Спаси нас, госпожа! – с мольбой в голосе произнесла она. – Этот юноша, ты знаешь его, мой возлюбленный. Он преодолел тысячи препятствий, чтобы навестить меня в неволе. Но теперь люди конунга хотят его убить. Помоги мне укрыть Гоннара от врагов и я всю жизнь буду молиться за тебя великой богине. Ведь если он умрет, я этого не переживу!

Камоса посмотрела прямо в глаза ворангу.
- Гоннар, сын Фруди, - произнесла она отчетливо, - похоже судьба опять свела нас в минуту опасности. Только теперь моя очередь выручать тебя из беды.
— Это будет большая честь для меня, госпожа, - ответил Гоннар.
Камоса подошла к наружной двери, приоткрыла ее и прислушалась к голосам, которые оглашали теперь весь терем. Повернувшись к Чернаве, она приказала:

- Беги! Тебя не должны увидеть рядом с моими покоями.
- Но куда мне бежать? – удивилась дочь Славяты.
- Куда угодно, лишь бы подальше отсюда. Поднимись на крышу, пока до нее не добрались часовые. А когда тебя обнаружат, придумай какую-нибудь причину, объясняющую твое отсутствие.
- Я все поняла, госпожа! – воскликнула Чернава. – Спасибо тебе!
Когда она выпорхнула наружу, Камоса велела запереть дверь.

- Не думаю, что Межамир решится обыскать мою спальню, - сказала она, - но на всякий случай надо быть готовым ко всему. Пошли, я знаю, куда тебя спрятать.
- Не делай этого, госпожа! – попыталась остановить ее Кагамата. – Подумай сама, на какой рискованный шаг ты идешь: накануне свадьбы скрываешь в своей опочивальне постороннего мужчину. Что подумает твой жених, если узнает об этом?

- Ничего, переживет, - усмехнулась Камоса. – Он и без того верит всяким россказням на мой счет.  Особенно после той страшной ночи в Серенске. Одним мужчиной больше, одним меньше – не все ли равно?
И она быстро отправилась в спальню, сделав Гоннару знак следовать за собой…

86. Надрыв http://proza.ru/2023/08/13/507

«Заповедные рубежи»  http://www.proza.ru/2013/07/08/294