Кто придумывает смешное-3 ЧТЕС, или о младенце, ко

Арарат Пашаян
 
Кто придумывает смешное-3 (ЧТЕС),  или  о младенце которому оторвали писку.

Когда я опубликовал эссе, по названию «Кто придумывает смешное-1» (http://proza.ru/2019/07/12/1191),  в финале писал, что жизнь продолжается и еще впереди много аналогичных – смешных событий, особенно, если учесть мой «талант» постоянно ввязываться в забавные истории. И, прощаясь, пророчески пожелал до скорой встречи!
И вот уже идет №3, которое долго не опубликовал, так как не мог придумать подходящее название.
Прочитав это произведение, Вы догадайтесь, почему?
Но правила Проза.ру, рекомендуют озаглавить произведения, поэтому условно  назовем это эссе так: ЧТЕС, или о том, как у одного младенца оторвали писку ( аналогично тому, как это часто делал Сароян: писать так длинно, что  практически в заглавии рассказывал суть предстоящих событий).

 Часто армяне в быту, во время бесед, характеризуя кого-то, с пренебрежением характеризуют его прилагательным "ЧТЕС», что при дословном переводе ничего не означает. Чтес -  не видевший.
В русском фольклоре аналогичное явление характеризуется как: недотёпа, недалекий, глуповатый но высокомерный, смешной и не знающий меру веселья и радости, этакий  дурачок с инициативой.
Но все равно, не один из перечисленных мной эпитетов не могут передать всю суть и смысловую нагрузку, которые вкладывают армяне, обзывая кого- либо ЧТЕС. Даже трудно сказать, обзывая кого-то Чтесом, мы, армяне, выражаем свое пренебрежение, или сочувствие, или сарказм к действиям носителя этого эпитета - Чтес.
Моя внучка-Алеся, после посещения Армении с большим интересом и преданностью стала изучать наш родной армянский язык.
Во время разговора  за столом мой сын - отец Внучки, Алеси, охарактеризовав кого-то, назвал его чтесом.
Алеся спросила, что это значит?
Даже моя жена, русская по национальности, 20 лет прожившая в Ереване и владеющая армянским языком, пыталась объяснить это явление.
По выражению лица Алеси я понял, что она ничего не понимала.
Я вспомнил один из анекдотов, рассказанных моим отцом про человека - Чтеса, и решил с помощью этой истории раскрыть суть вяления.
В семье мужчины, отца шестерых  девочек, наконец - то родился долгожданный сын.
Обезумевший от радости и счастья отец  пригласил всех своих друзей и родственников и с гордостью показывал своего ребенка.
Каждый приглашенный считал своим долгом тянуть писульку новорожденного и веселился, издавая различные восторженные крики.
В конце концов писульку бедного  мальчика оторвали от его тела.
- Вот что бывает с Чтесом, не знающего меру своей радости, - завершил я свое повествование.
Воцарилась глубокая тишина.
Через несколько секунд лицо Алеси осветилось от улыбки.
Мне показалось, что внучка поняла, что это значит!!!

13 августа 2023 года.