Вологодский говорок. 3. 0

Виктор Томилов
    Спросил у нашей дочки, а она уже девочка взрослая, ей 46 лет, знает ли
она какие-нибудь вологодские словечки. Задал вопрос неслучайно и не
беспричинно. Кода она училась в школе, каждый год на летние каникулы мы с
берегов Волги отвозили её в Великоустюгский район Вологодской области к
бабушке, моей тёще. Получил ответ — Знаю, но только одно слово. Голбец.
Понятно, что данное слово употребляется не только в Вологодской области,
но и в других областях нашей страны. Означает оно подпол. Обычно там
хранится урожай картошки, морковки и различные домашние заготовки.
     Раз уж речь коснулась картошки и морковки, то видимо самый раз
поговорить и о том, чем питались наши предки, мои предки, исконно
проживающие на востоке Вологодской области. Все подробности не знаю, но
без сомнения у них было блюдо, которое называлось ШТИ. Нет, не щи, а
именно ШТИ. И это было совсем другое блюдо по сравнению с современным
блюдом щи. Если мы посмотрим, найдем в книге ,,Вологодское словечко''
слово щи, то увидим и слово ШТИ, а также краткое упоминание отличительной
черты блюда с названием шти. Мне довелось в свои детские годы изрядно
поесть этих штей, поэтому знаю не понаслышке, что это такое. Вкуснота
необыкновенная, по воспоминаниям детским. Шти были практически
ежедневным блюдом на обед, второе блюдо, чаще всего, не предусматривалось.
И так, что же такое шти?
    Рецепт не сказать чтоб простой — он простейший! Берется чугунок на
несколько литров, наливается вода, закладывается мясо, бросается луковица,
щепотка соли, и засыпается ЗАСПА. Самое главное — заспа ! Если найти в
школьном словаре ,,Вологодское словечко'' слово ЗАСПА, то можно увидеть
следующее толкование: Ячневая или овсяная крупа домашнего приготовления.
Что касается ячменя и овса, то они хорошо растут в Вологодской области, и я
видел в свои школьные годы на колхозных полях растущий ячмень и овёс. Наш
колхоз, кстати, носил название ,,Искра''. Неудивительно, в двадцатом веке слово
искра было любимым словом большевиков и коммунистов. Революционеры в
начале двадцатого века говорили — Из искры возгорится пламя! Но это я
отвлекся.
      Теперь о домашнем приготовлении. Видимо, это надо понимать так. Если в
старые, даже стародавние времена в ближайших окрестностях не было
мельницы, то люди брали ступу и методом толчения у себя дома из зерен овса
получали крупу, которая и называлась заспой.
     В школу учиться я пошел в 1961 году, и на тот момент еще работала на
нашей речке водяная мельница, построенная примерно в первой половине
двадцатого века. Она стояла в четырех километрах ниже по течению от нашего
села. Мне удалось увидеть её еще в целом виде, со всеми постройками. Рядом с
ней был сосновый бор, в который мы ходили по грибы. Вот на этой мельнице и
изготавливалась вышеупомянутая заспа из местного овса для жителей деревень.
Так что в те годы проблем с заспой не было. Мельница прекратила свою работу,
когда я учился, наверное, в пятом классе. Мне запомнилось, что после этого мы
уже стали использовать при приготовлении штей заспу, привезенную из каких-
то далеких краев, расфасованную в небольшие картонные коробочки. Но это
было уже не то, нет, не то!
     Чугунок ставился в практически прогоревшую русскую печь и там
содержимое чугунка томилось несколько часов. Горячие шти во время обеда
очень часто елись не только с хлебом, но и с холодной картошкой, сваренной в
мундире накануне, то есть в предыдущий день. Сочетание горячих штей с
холодной картошкой давало интересные вкусовые ощущения.
На следующей день, если чугунок большой, можно было есть холодные шти,
то есть комнатной температуры, с горячей картошкой сваренной в мундире. И
опять очень интересные вкусовые ощущения. И даже трудно сказать какой из
вариантов более вкусный. В обоих вариантах было очень вкусно!
    Мясо в штях могло быть любое. Конечно, чаще всего это было мясо свинины
или говядины, но иногда это было мясо тетерева или рябчиков. Отец ходил на
охоту на тетеревов (на чучела) всего в двух километрах от села. На рябчиков,
километра за три. Но, как мне помнится, шти из тетеревов имели маленький
недостаток, нет-нет да и попадалась на зуб дробина. Но тут надо понимать, что
в старину шти могли вообще быть постными, то есть без мяса.
      Где-то лет десять назад ко мне пришло понимание, что никогда уже мне не
ощутить того вкуса и не испытать прежних ощущений. И дело даже не в
ингредиентах и русской печи. Пусть будет и русская печь, и чугунок, и заспа,
полученная на местной мельнице из местного овса. И как ни странно, помог
мне это понять товарищ Сталин. Объясню. В начале двадцать первого века
прочел я много книг об Иосифе Виссарионовиче Сталине, чтобы разобраться,
что же это был за человек. И в одной из книг прочитал, как однажды Сталин на
своей даче за обедом, когда на столе находились различные блюда из лучших
продуктов, в кругу своих соратников по партии произнес с грустью, а
возможно и некоторой горечью слова, что к большому сожалению в пожилые
годы человек уже ощущает вкус еды совсем не так, как в детстве. Это
характеризует Сталина как очень внимательного и наблюдательного человека. И
он сказал правильно — к старости вкусовые рецепторы теряют свою
чувствительность.
      Однажды летом, приехав в отпуск в родительский дом, я сказал своему
брату, а брат, кстати, у меня врач, что с возрастом вкусовые рецепторы
начинают работать хуже. На что он сказал — Нет, нет, с чего это? Так же
работают. Приехав домой я полез в научно-популярную литературу по
биологии и физиологии уточнить этот вопрос. Оказалось, что товарищ Сталин
был прав. О Сталине вспомнилось еще и из-за того, что он был в ссылке в
Вологде. И сейчас в Вологде есть музей с названием ,,Вологодская ссылка'',
открытый в 2007 году. Музей находится в двухэтажном деревянном доме, в
котором жил Сталин в ссылке. Адрес — ул. М. Ульяновой, д.33. Рядом речушка
Золотуха. Помню я эту речушку Золотуху по годам, прожитым в Вологде в
двадцатом веке, а вот о том, что Сталин был в Вологде в ссылке, тогда даже не
знал.
                13.08.2023
                P.S. Продолжение  последует.
                P.P.S. На фотографии та самая русская печь, из моего детства