Токинско - Становой нац. парк. Становление

Николай Абоимов
        Становой хребет ,Верховье реки Зеи и реки Ток. В этих местах я проработал почти всю свою трудовую жизнь оленеводом - пастухом , каюром в экспедиции, охотником  ,бригадиром оленеводческого стада совхоза "Ударник " . Отсюда ушёл на пенсию и в этих местах долго не появлялся. В 2019 году здесь был создан Токинско- Становой национальный парк. И вот уже третий год ,летом Зейский заповедник берёт меня с собой в эти места в экспедицию. И я, как и в молодые годы ,вновь очарован ими ,вспоминаю то время ,друзей и радуюсь.               
         В 2021 году мы спускались сплавом по реке Зеи от Сивактыляка до Бомнака. Места хорошо мне знакомые ,здесь я 5 лет охотился ,работая штатным охотником. Интересной была встреча со старым зимовьём спустя 42 года .Его я с трудом нашёл , так густо заросло это место деревьями , а раньше его видно было с берега реки .
   Усте реки Джугарма ,места экспедиций Григория Анисимовича Федосеева и Улукиткана  . Здесь , в первое моё прибывание в этих местах в 1976 году стояли ещё лобаза этой экспедиции. Теперь их нет ,да и устье реки сдвинулось вправо под самый прижим сопки.А коса ,на которую садился самолет размыта и на её месте русло Зеи .Чуть ниже по течению Зеи,  в километре небольшой ключик . Рядом с ним на взгорке  было развалившееся зимовьё и оклады под экспедиционные палатки.Этот ключик эвенки называли Федосеевский Сейчас же всё заросло густым лесом. Плывём ниже . Устье реки Купури .По этой реке ,в первый год работы экспедиции уходил караван оленей с грузом , ведомый проводником экспедиции Улукитканом ( Семёном Григорьевичем Трифоновым ) на Маю  Ещё через 4 километра ниже метеостанция Локшак - одна из старейших и самая северная в Амурской области Радость от встречи и грусть от осознания того что уже наверняка я больше никогда не пройду этой тропой не покидала меня всё это время сплава экспедиции .               
  В  следующем 2022 году мы работали в верховье р.Зеи и Большого Туксани.  . Место стоянки лагеря было идеально подобрано учёным Сергеем Анатольевичем Подольским для наблюдения и охраны снежных баранов. Прямо в верх по ключику Тала - Туксани виден солонец и тропы идущие к нему . Всё происходит как на большом природном экране и оставляет в душе неизгладимые впечатления. Животные тоже привыкают к мирному соседству с людьми ,и нарушая иногда все законы осторожности демонстрируют своё доверие приближаются чуть ли не вплотную к людям . Это особо радует. Здесь ,буквально в 500 метрах  есть очень примечательное место , небольшой вулканчик окруженный озерком. У него есть эвенкийское название - Мевачан (сердечко )Вокруг моховая полянка обильно покрыта морошкой. а рядом густые заросли кедрового стланника усыпаны шишками. Этот колорит делает это место просто фантастическим. Видно поэтому дали ему название Сердце Станового хребта. Именно отсюда берёт саоё начало наша любимая река Зея, несущая свои воды к величавому Амуру .Об этом союзе эвенкийской девушки Зеи и богатыре Амуре, преодолевшим все преграды ради своей любви слагались легенды .Зейский заповедник уже построил здесь кордон,для охраны снежных баранов от браконьеров которые также проложили сюда дорогу, используя винтокрылые машины .Редкий вид животных ,занесённых в красную книгу ,благодаря охране получил надежду на жизнь
   В этом 2023 году было выбрано ещё одно интересное место на територии национального парка ,Окононское вулканическое плато. На этом плато находится несколько озер .Оконон ,Ляльо ,Дугдуй . Озеро Оконон самое глубокое в Амурской области . В реках и озёрах этого плато много хариуса Здесь встречается большое количество старых стоянок оленеводов.Многочисленные луга с разнотравьем и подростом из карликовой ивы, карликовой берёзы , лапчатки ,ягеля служат кормовой базой для стада домашних оленей, которые начинают восстанавливаться в этих местах. Много здесь и хищников, волков и медведей Интересное месторождение хрезолитов на ключике Накит .Оно выходит прямо на поверхность и можно видеть вкрапления этого минерала во многих растрескавшихся лавовых базальтовых породах Учёные - орнитологи входившие в нашу группу также обнаружили и зафиксировали редкие ,красно книжные виды птиц населяющие эти места. Первозданная ,суровая красота этих мест Создаёт особую энергетику. Становление Токинско _ Станового национального парка имени Григория Анисимовича Федосеева только в начале пути , но уже есть перспективы для оленеводства ,для организации традиционной деятельности эвенкийских общин ,туризма и отдыха желающих посетить эти места . В этом году экспедиция состояла не только из ученых и инспекторов ,но также в работу подключились два каюра со связкой оленей из 11 голов. Один из каюров внук брата Улукиткана - Никифора ,выпасавшего в этих местах свои стада и похороненым на устье ключа Накит . Приемственность продолжается.           В далёком 1985 году ,работая здесь пастухом я написал стихотворение ,которое до сих пор греет мою душу и даёт надежду ,что люди будут посещать эти места , и также будут влюблены в них как и я. А Зейский заповедник и Токинско - Становой национальный парк делает всё чтоб это случилось               
           НАКИТ
 Я как то однажды приехал сюда
И с первого взгляда влюбился в тебя
Теперь он мне снится тот сказочный вид
И горы где ключик с названьем Накит

 Одни пастухи здесь пасут оленей
По первому снегу тропят соболей
Здесь время не спешно ,вода здесь хрусталь
И тянет куда то хребтовая даль
               
 Поеду на отдых к своим оленям
Я сердцем ,душою давно уже там
Ты очень красивый как твой хрезолит
Покрыт весь цветами прекрасный Накит

 Не надо мне в Сочи где море у ног
Мне как то роднее наш Дальний Восток
Не надо мне к морю где Ялта стоит
Мне нравится больше наш ключик Накит.