Полонез

Борис Марков 1
                Полонез - торжественный
                танец-шествие в умеренном
                темпе, имеющий польское
                происхождение. Исполнялся,
                как правило, в начале балов,
                подчёркивая возвышенный
                характер праздника. В
                полонезе танцующие пары
                двигаются по установленным
                правилами геометрическим
                фигурам.*

Я был уверен, что если сейчас остановить на улице горожанина средних лет, или постарше и спросить, какие ассоциации у него вызывает слово полонез, то большинство ответит: конечно, полонез Огинского. Как глубоко я заблуждался… Смотрю однажды одним глазом телевизор, занимаюсь себе в выходной домашними делами, а тут бац, на одном из центральных каналов идет развлекательная передача, молодой человек с микрофоном и оператором, с камерой вышли в город и проводят опрос. Подходят к жителям и задают один и тот же вопрос, кто написал, или кто автор «полонезаагинского»? Так и задают без пробела, что бы задачку усложнить. Ну думаю, сейчас старшее поколение, с советским образованием, покажет класс. Но не тут то было, и стар, и млад либо убегают, либо отвечают, что не знают, либо задумываясь приплетают невесть кого, например Мендельсона… Нет, ну так то, задолго до марша Мендельсона, лет пятьсот назад, именно полонезы играли на свадьбах, это потом ими стали открывать большие праздники, подчеркивая тем самым величественность события. Но о таких тонкостях даже не все музыканты знают. А уж тем паче простой люд… Впрочем, все-же три человека, именно старшего поколения, твердо и быстро ответили – Михаил Огинский.
Итак, Михаил Теофаст Огинский, польский политический деятель, дипломат, написал свой замечательный полонез, названный «Прощание с родиной», покидая Речь Посполитую, после неудачного восстания Тадеуша Костюшко, в котором принимал непосредственное участие. В это великое, без преувеличения сказать, музыкальное произведение, автор вложил всю боль патриота, покидающего родину, как он думал навсегда. Впрочем, помотавшись по чужбинам, после объявленной амнистии, он вернулся и даже стал Сенатором Российской империи и доверенным лицом императора Александра I. Вообще, очень интересная жизнь и судьба этого талантливого человека. Как композитор, он написал много боевых маршей, менуэтов, вальсов, романсов, мазурок и одну оперу. Даже полонезов было несколько, но именно «Прощание с родиной» стало его, как бы сейчас сказали, визитной карточкой.
Непосредственное моё знакомство с этой торжественной, трогающей душу музыкой, да еще и исполняемой на большом церковном органе, произошло в начале семидесятых годов прошлого века. На телеэкраны вышел фильм, снятый на киностудии «Беларусьфильм», который так и назывался «Полонез Огинского». Эта трогательная история про Василька, мальчика-музыканта, который в первые дни войны осиротел, и что бы выжить, ходил по белорусским деревням и городкам, занятым немцами, и играя на скрипке, зарабатывал себе на хлеб. Во время своих скитаний он обретает друзей в лице польского органиста костела Франека и партизана Максима, помогает партизанскому отряду подорвать железнодорожную станцию. После победы Максим усыновляет Василька. Василек продолжает упорно заниматься музыкой, и уже юношей побеждает в международном конкурсе, где снова встречает Франека. Добрый фильм, немного наивный, но, как известно, жизнь всегда превосходит сказку, война многих оставила сиротами, но многих и соединила, также известно много историй где дети помогали партизанам и сами были партизанами.
Так вот, через весь фильм проходит музыка, в том числе торжественный, величественный полонез Огинского в органном, скрипичном исполнении, под аккомпанемент большого оркестра. Отпечаталась в голове эта мелодия и пригодилась нежданно-негаданно, через много-много лет.
В начале девяностых прихожу я домой, после суточного дежурства, усталый, невыспанный. Был выходной, супруга с четырехлетним сынишкой были дома. Я умылся, перекусил и лег спать. Знаете, после дежурства, когда спал за сутки всего пару часов, сон, как правило крепкий, хоть из пушки стреляй, не просыпаешься. Тем более домашние знали, что папа со службы пришел, все должны вести себя тихо, дать выспаться. Каково же было мое удивление, когда сквозь сон чувствую, как меня аккуратно трясут за плечо и зовут. Открываю глаза и вижу склонившиеся надо мной лица жены и сына, у сына лицо слегка опухшее от слез, глаза же жены извинительно-просительные… Дорогой, прости нас, пожалуйста, намычи нам полонез Огинского, очень нужно. Как корова мычит? – спрашиваю. Да, - отвечают. И оставаясь в полусне, на автопилоте мычу: мууууу – му,му,му – му,му,му,му,мууууу, ну и далее по тексту. Помычал немного, спрашиваю: Достаточно? Да, - отвечают, оба успокоенные. Тут же мгновенно проваливаюсь в сон обратно.
Проснувшись через пару часов, первый и естественный вопрос к домашним: А что это было? И выяснилось следующее. Сын очень любил, когда ему читали вслух. И мама, и я (реже конечно, служба), читали ему детские рассказы и стихи. При этом характер у него был тот еще, чуть что не так, не по его, капризничал, плакал, кричал, мало чем его можно было успокоить… Слава богу прошел этот возраст, а тогда непросто было. И вот аккурат, как я уснул, мама села читать ему очередную главу нетленного произведения Эдуарда Успенского «Дядя Федор, пес и кот». Произведение большое, в тогдашний мультфильм по сценарию вошло немного, остальное осталось за кадром. Доходят они до места, когда корова Мурка наевшись цветущего хмеля, опьянела и начала петь песни по коровьи, мычать то есть. И бодать избу. Кот, напившись хмельного молока, тоже начал петь. Шарик предложил скорую помощь вызвать, но дядя Федор сказал: подождем, может само пройдет. Не прошло, Мурка забежала в коровник и замычала полонез Огинского (ох, и выдумщик этот Успенский). На этом новом словосочетании сын, ни с того ни с сего, остановил маму и спрашивает, что мол за полонез такой? Мама, не подозревая беды, отвечает, что это мелодия такая. Какая такая, спрашивает сын? Если перед этим мама изображала, как корова мычала на мотивы русских народных песен, то тут не смогла. Вот говорит папа у нас очень умный, он все-все знает. Как проснется, мы его попросим, он и споет. А у сына - характер. Насупился, слезы на глаза, вынь Огинского да положь. Пришлось супруге меня будить, дальше вы знаете. Кстати, супруга потом хвалила, чисто изобразил, по нотам, вот откуда у сына потом абсолютный музыкальный слух нарисовался. Больше тридцати лет прошло, а как вспомним, улыбаемся все.
А теперь на мелодию полонеза Огинского написано несколько песен. Больше всего мне нравится песня на белорусском и русском языках, которую исполняют «Песняры». Божественная музыка, ангельские голоса. Всем рекомендую послушать. Или слушать, время от времени, для души.

* Материал из Википедии — свободной энциклопедии.