Версии

Шеина Ирина
Интересно бывает распутывать клубки вопросов тысячелетней давности.

Например, по чьему приказу убиты первые христианские мученики Руси. В агиографии Бориса и Глеба говорится, что, как и брат их, князь древлянский Святослав, убиты по приказу своего единокровного брата Святополка. Но есть и другая версия, якобы приказ был от их брата Ярослава.

 То, что не были они, все вместе взятые, нежно-любящими братьями - это ясно из известных событий, но кто, на самом деле, виновен? Попробуем понять, не имея никаких иных источников, кроме общедоступных в интернете.
 
 Итак, есть две версии. Святополк и Ярослав. Почему нет версий по поводу их последовательных смертей по взаимному приказу? - не знаю. Хотя, с тем же успехом может быть рассмотрена и альтернативная история о том, как князь древлянский "заказал" старшего единокровного  и его родного брата, князей Бориса и Глеба, а те, в сою очередь опасаясь за свои жизни и владения, подослали убийцу к Святославу. Либо, вообще, по кругу - Святослав Глеба, Глеб Бориса, Борис Святослава решили "замочить", расширяя свои властные полномочия и территории для сбора дани. Вполне в духе тех времен и нравов. С другой стороны, Борис и Глеб, в крещении Роман и Давид, сыновья византийской царевны Анны, исповедовали православие и, вероятно, были чужды зависти и злобы. Без иронии. Косвенное подтверждение тому - признание Борисом прав Святополка на киевский престол при том, что он не хуже остальных знал о воле своего отца, согласно которой именно он, Борис, должен был стать великим князем после смерти Владимира. Борису было только 25 лет и он вполне еще радовался жизни в своем уделе. Глеб был еще моложе и они были РОДНЫЕ братья. А Святослав в этой очереди на великое княжение и вовсе стоял где-то позади остальных братьев. Короче, не прослеживается мотива для убийства братьев ими самими или Святославом организованного.

 Так, Святополк или Ярослав?

 Начнем с Ярослава. Борису, Глебу и Святославу он брат единокровный и старше их. В нём вполне могла кипеть кровь от обиды, что не его выбрал отец на престол после себя. Выбор Владимира прост: мать Ярослава, Рогнеда, не была ему христианской женой. Более того, Рогнеда пыталась покушаться на жизнь мужа и вместе со своим старшим сыном Изяславом была отправлена в ссылку. Изяслав к моменту гибели братьев Бориса и Глеба уже умер. Итак, Ярослав мог иметь притязания; мог затаить обиды на отца, более того, даже попытался восстать, прекратив посылать в Киев дань и пригласив в Новгород варягов; имел возможность, сев на великокняжеский престол, уничтожить улики и "подставить" Святополка. Но, при этом, это были его единокровные братья, он был князем Великого Новгорода (да, климат похуже и денег поменьше, да и развлечений поменьше, чем в Киеве, но территории! - от Балтики до северных морей и Урала). Новгород - это торговые пути в Европу. Вдобавок, и варяги рядом -  всегда, если что, на помощь придут, даже после той истории с новгородцами, когда Ярославу пришлось наказывать своих подданных, перебивших в Новгороде варягов, занявшихся от безделья насилием. Есть ещё интересный факт в его биографии: когда в 1025 году умер Болеслав Храбрый (тот, кто помог Святополку угнать в рабство жену, сестер и мачех Ярослава) и его старший сын Мешко II стал королём Польши,  два его брата, Безприм и Отто, были изгнаны из страны, тогда нашли они приют и убежище у Ярослава, как и племянник его жены Ирины (Ингигерды) Магнус (будущий святой) и английский принц Эдуард Изгнанник, и Харальд III Суровый, король Норвегии. Кстати, и Ярослав и жена его также причислены к числу святых. Вообще, Ярослав сурово карал виновных в разных беспорядках, но щедро награждал друзей и помогал нуждающимся, был справедлив и честен, судя по событиям, описанным в разных сказаниях и летописях. И даже будучи великим князем Киевским, предпочитал находиться в Новгороде до 1036 года (времени смерти Мстислава, с которым делил киевское княжение на два - лево - и правобережное)

А Святополк? Он тоже имел притязания. Он тоже мог затаить обиду за свою мать.У него также была возможность скрыть и подменить улики... Кроме того, он не считал убитых своими братьями. Он не считал себя сыном Владимира. Не случайна его попытка устранить "отчима". Более того, в 1018 году Святополк взял в заложницы жену и сестёр Ярослава, что характеризует его не лучшим образом. В борьбе за престол он не погнушался использовать тестя и пригласил в свою дружину поляков, а когда их помощь стала не нужна, изгнал их, нарушив договор. То есть, он реально легко отказывался от родственных связей ради выгоды, он легко шёл на измену, он проявил готовность к устранению соперника на правление. Да и удел его не столь богат и почетен, как у Ярослава, а только небольшой, хоть и торговый, Туров.

 Т.о. против Ярослава - возможные мотивы. А против Святополка - возможные мотивы плюс характер его действий в иных и сходных обстоятельствах.

 И, таки, да, - Святополк окаянный, а Ярослав - Мудрый. Пусть это только косвенные улики-доводы, но их совокупность высвечивает картину совершенных преступлений.

 Моё краткое расследование подтверждает гипотезу РПЦ, а не тех польских (кстати) исследователей, кто настаивал на безвинности Святополка - польского зятя.


***
 Грош цена моим умозаключениям, если я не посмотрю из глубины тысячелетия на наши дни.  Вы скажете: "Да это-то причём? Как в Грузии говорят, где Кура, где мой дом? Окстись, старуха. Где Святополк, а где мы?" Так, вот, я перекрестилась, Богу помолилась и с полной ответственностью заявляю, что как тысячу лет тому назад на наших национальных героев пытались навесить чужие преступления, так и сегодня наши уже не партнеры и не товарищи пытаются навесить всех собак на нас, на наш народ. А мы, как в старорусские времена пытаемся жить по чести, по правде, по совести и по закону. По Русской правде и по законам нашей веры. 

 Мы, русские, помним о славянском братстве. Наши братья-поляки отмежевываются от него, наши братья-украинцы отрицают его. Наши братья-ятвяги, жмудь, земгалы, курши, селы боятся вспомнить, что некогда они говорили на одном с нами языке, да и писать умели только по-русски.

 И Бог бы с ними, если бы они опять не точили свои остроги, пытаясь бороться не со своими истинными врагами, а за расширение кормовых площадей. Им, живущим в тесноте и обиде никогда не понять нас, живущих  в огромной стране с широкими полями, просторными степями, зелеными лесами, синими реками и голубыми озерами, морями, горами и даже с Вечной мерзлотой, в которой прячутся несметные богатства. Им, одураченным и ограбленным их новыми "друзьями", никогда не понять нас, живущих свободно в самых лучших на нашей планете условиях и требующих от остального мира только одного - безопасности.

 Мы даже благодарности от них не хотим (если Иисус благодарности не дождался, то чего ждать нам, просто людям?!)

 Мы хотим только одного - засуньте свои берданки на чердак и мирно выпалывайте сорняки на своих огородах, не мешая нам возделывать наши поля и сады.