Онегин непрочитанный 3 или...

Александр Старостин 3
... Несчастная доля Татьяны.

«Гадюка полюбила гада,
Все рады – так ему и надо!» - Ф.Кривин

Вообще-то, письмо Татьяны, это сплошной поток сознания, в нём нет правды, нет аргументов, нет вообще ничего, что стоило бы принять всерьез. 

«Но вы, к моей несчастной доле
Хоть каплю жалости храня,
Вы не оставите меня.»

      Это очередное место, которое мы прочитываем, не задумываясь ни на секунду. Так чем же доля Татьяны так несчастна? Вряд ли её участь до знакомства(?) с Онегиным была хуже той, которую она себе желала – делала, что хотела и когда хотела, отказа ей ни в чем не было. Во всяком случае, быть такой же жизнерадостной, как её сестра, ей мешал ни кто-то, а её собственный темперамент или отсутствие такового.
      Сразу напрашивается вывод: чтобы иметь основание для замужества, достаточно быть несчастной. «Да я вас едва видел!?» - «Ну и что? Я же несчастна»!
1. Доля её несчастной могла быть потому, что родные и соседи уже не давали ей жить так, как она привыкла. Постоянные разговоры об Онегине и её с ним свадьбе, как о деле решённом, разве не мешали ей жить привычной жизнью? Её кто-то постоянно сопровождает и донимает разговорами о семейном счастье. Беда может быть и в том, что она плохо владела русским, а направляющий её на путь истинный собеседник мог быть не силен во французском.
2. Если ей и на самом деле овладела т.н. любовь к Онегину, то она не могла не понимать или хотя бы чувствовать, что для этого движения её сердца нет никакого основания, кроме её возраста и/или отсутствие кандидата, хоть сколько-нибудь походящего на… Грандисона, хотя бы.
3. Конечно, несчастна, ведь она находится уже в таком душевном состоянии, что вынуждена навязываться по сути дела совершенно незнакомому человеку, скорее выдуманному образу, чем реальному человеку, но это все равно не дает ей никакого права что-либо просить, а тем более требовать, от совершенно чужого человека.
 
         Считается очевидным, что она же и раскрывает суть своего несчастья – «никто меня не понимает, рассудок мой изнемогает». В большом приближении так оно и есть, но:
1. «Никто меня не понимает» может иметь несколько толкований. Например:
«Она по-русски плохо знала,
Журналов наших не читала
И выражалася с трудом
На языке своем родном,» - то есть ей препятствовал языковой барьер, а учитывая, что до финальной сцены, за исключением беседы с няней (на каком языке?) Татьяна не сказала ни слова, то понимать её действительно было трудно.
2. Если она и до встречи с Онегиным была непонятой, то.., а что именно должны, или хотя бы могли понимать её близкие, и от чего изнемогает её рассудок.
3. Опять же, трудно сказать что лучше, быть понятым или нет. Непонятый может считать, что он опередил свой век и народ просто не дозрел, а понятый может стать просто… неинтересным. Как думаете, что хуже? Между прочим, непонятым может быть не только Гений.

           А что мог или должен был подумать Онегин, услышав про несчастную долю Татьяны?
1. Что она была совращена каким-то обольстителем или даже не одним, и просит его вернуть ей честное имя, женившись на ней
2. Влюбиться в Онегина – это и есть её несчастная доля.
3. Быть подвергнутой жесткому прессингу со стороны родни и соседей, охочих до матримониальных дел. Впрочем, это отпадает, так как Онегин не мог знать о причине, вспыхнувшей с отсрочкой в полтора месяца любви.
4. Несчастная доля  признаваться в  любви  нелюбимому и навязываться  ему,  дабы избавиться  от  назойливости  персон  из  пункта 3.
5. Менять привычный образ жизни

          А как следует понимать следующую фразу из письма Татьяны:
«Поверьте: моего стыда
Вы не узнали б никогда,»? О каком именно стыде пишет Татьяна? Что такое стыдное раскрыла Татьяна Онегину в письме, что сохранила бы в случае его еженедельных визитов?
           Далее, если по словам Татьяны она «Вся обомлела, запылала», то где гарантия, что в следующий раз с ней не произойдёт того же самого? Впрочем, никакого «обомлела, запылала» не было, ибо это непременно было бы замечено, а хоть и Ленским, и тогда на вопрос Онегина: «Скажи, которая Татьяна»? Владимир ответил бы: «Да та, что млела и пылала, Чуть от восторга не упала, Чуть только лишь тебя узрела, Когда сидела у окна». И никакого полуторамесячного НЛП не потребовалось бы ни родне, ни соседкам.
          Если ей просто стыдно, хотя слово это не верное: любовь, если это и на самом деле любовь, чувство прекрасное и стыдиться его… Так думаю, что причин для стыда у Татьяны было гораздо больше, когда она признавалась в любви Онегину в доме своего мужа, который из той нелепости, кем она была в деревне, вылепил блестящую светскую даму, образец стиля и манер.
           Например, Татьяне стыдно, что она полюбила, стыдно, что Онегина, стыдно, что призналась. Какой из перечисленных вариантов должен польстить её возлюбленному? На мой взгляд, каждый из них уязвляет Онегина в самую печень? «Как это? A, B, C, D считали за честь, а это пугало стыдится?”
          
           Надо читать совсем невнимательно, чтобы не заметить разночтений в словах Пушкина и Татьяны. Татьяна говорит, что влюбилась сразу, а Пушкин считает, что только после воздействия на Татьяну кумушек различной степени родственной близости пришла та самая «пора» и «она влюбилась». Предлагаю верить все-таки Пушкину.
           Татьяна отнюдь не была первооткрывателем темы «Зачем вы посетили нас», ею эта тема и не была закрыта - и мало кто не сможет, не напрягая памяти, пропеть хотя бы пару песен с этим бессмертным «Зачем?». Кстати, это «зачем» не должно льстить адресату, получается, что любовь к нему* является докукой, совершенно не нужной и даже вредной. Любовь, оказывается, не расцвечивает мир новыми, самыми яркими красками, а становится каторжным ядром на ноге, от которого никуда не деться.
           Кроме всего прочего, Татьяне совершенно безразлично, как Онегин относится к ней**, ей вполне достаточно капли жалости. У неё все запросто: «Нате меня! У тебя же есть капля жалости,  совесть и прямая(?) честь, а я несчастна и мне стыдно. Что тебе ещё-то надо?» Она вообще не интересуется обстоятельствами Онегина, а вдруг он безнадёжно влюблён? Или неизлечимо болен? Почему вообще он должен подчиниться капризу довольно неуравновешенной, судя по её виду, девицы? Если бы иметь смелость править Гения, то я попросил бы его изменить строчку: «То воля неба: я твоя» на «То воля неба: ты - моё!» смысл восторжествовал бы, хоть и в ущерб рифме.
           Двести лет её письмо воспринимается*** как образец высоких чувств и всего самого возвышенного, но факты говорят иное. Впрочем, кого и когда убеждали факты?

           Давайте теперь рассудим насколько «…для бедной Тани
Все были жребии равны…»… Тут же возникает вопрос, а в какой момент Татьяне стали безразличны её жребии. Как-то очень непривычно читать про жребий во множественном числе. В игре – да, но в жизни другой номерок не вытянешь. Ну да ладно, не буду придираться. Пусть выбор жениха будет жребием. Если любопытный читатель вернется на некоторое количество листов назад, то он с удивлением заметит, что Татьяна не только не ушла в монастырь, но рассмотрела троих претендентов на её руку и сердце и отказала им: Буянову****, Петушкову***** и Пыхтину******. Получается, что не все «жребии были равны» «для бедной Тани».
 
          Немного странным кажется и демарш Лариных: зачем от полного изобилия женихов, её повезли на ярмарку невест? Могу путать, но на ярмарку невесту везут, когда нет женихов, а тут от имеющегося выбора******* везут в неизвестность, из монопольного доминирования в стихию конкуренции, туда, где невест много, а женихов мало и все они весьма придирчивы. Единственное соображение, что, если покопаться пристально, то в Татьяне можно обнаружить если не половину, то по крайней мере, четверть княжеской крови********, следовательно, местные кровью не вышли – вот если бы они были князьями, то первый посватавшийся, получил бы «добро». Но как тогда быть с Онегиным? О его титуле Пушкин ни нас, ни Лариных не оповестил. Неужели всё-таки князь? Мне в это верится легче, чем в любовь Татьяны.
          Как ни печально признавать, но Татьяна лгала в начале, лгала и в конце. Вообще, в ней нет ничего такого, чем стоило бы восхищаться. Если не согласны, то приведите хотя бы одну черту характера Татьяны, но лучше две, которую/ые вы хотели бы видеть в своей дочери.
    
          P.S. В опере Татьяна на сцене присутствовала совсем не в том виде, который ей полагался после кросса по пересеченной местности, а то насколько бы комично воспринимались бы слова Онегина «Я вас люблю любовью брата, А может быть ещё сильней» или «…кроме вас одной Невесты не искал иной» - зал бы покатывался со смеху. А "Напрасны ваши совершенства" вызывали бы просто гомерический хохот. Нет у нас режиссёров-реалистов!

Продолжение на http://proza.ru/2023/08/15/1254

_______________________________________
 *- адресату, и я рад, что «адресату» феминитива не придумать, а если кто и изощрится, то произносить его не рискнёт, по крайней мере, в приличном обществе   
**-  Шурочка в «Гусарской балладе» донимала этим вопросом поручика Ржевского, пока не вынудила признаться.
***- не могу не отдать должное Д. Писареву, он весьма скептически оценивал Татьянину эпистолу.
****- двоюродный брат Пушкина(!),
*****- Парис уездных городков, то есть красавец, соблазнитель и похититель, а настоящий Парис ещё и Ахилла убил
******-  улан – и этим все сказано
*******- ну как не вспомнить С.Я. Маршака: «Уж я думаю-подумаю, а за этого нейду» - 3 раза.
*******- тетка Татьяны, сестра матушки, княжна – не княгиня, то есть старая дева, следовательно, матушка Татьяны до замужества была княжной. С другой стороны, маменька  была  вполне  демократична,  если влюбилась в Грандисона, который
«…был славный франт,
Игрок и гвардии сержант», и который вряд ли был  князем, раз ей не дали за него выйти, а вот её дочка  была разборчивее.