Поездка в Черногорию 2013 г

Аркадий Кузнецов 2
 ...Там со мной произошло что-то особенное - тут же, за пять дней, разом написал стихи, ничего уже не дописывая в Москве. Видимо, там какой-то особый воздух, и я взял к стихам эпиграф из Игоря Северянина, посетившего Черногорию и Дубровник в 1930-ые годы.

                Это не веянье воздуха,
                А дыханье Божества.
                ........................................
                Вновь поэтом стал я весь.
                Было так ненастояще,
                Как бывает только здесь!
                (Игорь Северянин. "Адриатика")

Действительно, вероятно, там какой-то "божественный воздух"... Самое сильное впечатление, конечно, подъём на Ловчен - для Черногории это такая же святыня, как для Японии Фудзияма. Это, надеюсь, ты почувствовал по моим стихам. К тому же только что было 200-летие Петара Негоша, и в Цетине я застал очень большую выставку, ему посвящённую. Другое сильное впечатление - Бока Которская, действительно имеющая вид северного фьорда с безлесыми, суровыми горами, хотя многие в Черногории не согласны, что это - фьорд (но в Которе гостиница называется "Фьорд"). Удивительно узкие улочки пустынной сейчас старой Будвы, циклопические постройки крепости Улциня (тоже совсем пустой), "город мимозы и кошек" -- Герцег-Нови, Пераст, куда Пётр Первый посылал молодых людей учиться морскому делу, с единственной большой улицей-набережной, двумя островками с церквями и кладбищем, где в музее у меня был разговор о Петре, о моём районе и "Искателе", где в книге отзывов оставил запись:"Лепота"(на двух языках). Историческая столица - Цетине, почти игрушечный городок, княжеский дворец наподобие нашего купеческого особняка. В современной столице - Подгорице мало исторических памятников, но много парков, мостов (один - подарок Москвы), видел там и памятник Высоцкому. Русский язык многие понимают, вообще создаётся впечатление, что Россия там всё купила - сплошные щиты на русском языке с названиями строительных фирм и хозяев земли. (Лет через 10 мы там, наверное, осточертеем!)

  Впечатления во время поездки в Черногорию в ноябре.
  Итак, я поехал во время каникул в школе и после того, как "Искатель" отметил свой очередной день рождения. С самолёта вначале хорошо видел Оку, затем пошли облака и далее проглянули уже горы на границе Сербии и Черногории, а затем открылся прекрасный вид на Боку Которску - причудливый залив моря, уходящий вглубь суши. Прилетел в аэропорт города Тиват и был неприятно удивлён отсутствием трансфера - пришлось ехать в Будву, где была заказана гостиница, на такси. (Потом мне, впрочем, выплатили компенсацию). Всё время лил дождь. Гостиница уютная, с телевидением, правда, очень простым выбором еды. К вечеру, когда дождь ослаб, пошёл взглянуть на город. Кругом - высокие, в такую погоду действительно чёрные горы. Большая часть Будвы застроена отелями, но в это время - очень мало приезжих. Вот и хорошо. Тихо, спокойно, и я ложился спать после того, как совсем темнело - в 7 часов по местному времени! Ведь - никакой ночной жизни.  По ночам мешал спать только без конца возобновлявшийся дождь и не смолкавший на несколько минут гром - горный резонанс. Вставал, когда начинало рассветать - к шести часам утра. Ну и отоспался же я там!
  Утром второго дня, совсем рано, вышел на берег моря, видел всё то, о чём стихи, и пришёл по набережной в Стариград (старый город). Представьте себе необыкновенно узкие улочки - совсем пустые, и звон с колокольни (рядом - католический и православный храмы). Тут же стал сочинять стихи, записал их по возвращении в гостиницу...
В тот день я ездил в современную столицу Черногории - Подгорицу. Но не везло с погодой - то и дело возобновлялся дождь, и к вечеру я\ просто уже ненавидел эти дожди - они мешали смотреть. Подгорица - одна из самых небольших столиц Европы, это в основном город ХХ века, мало исторических мест, много следов образцового города Титограда при коммунистах и много зелени - парков, садов. Нашёл памятник Высоцкому - его изобразили на сцене в роли Гамлета, а рядом - текст его стихов о том, что вторую жизнь он прожил бы в Черногории. Есть мост - подарок от Москвы с гербами двух городов. Есть памятник Пушкину, но его не нашёл.
            Гораздо больше повезло с погодой на следующий день, когда я поехал по городам Боки. Обогнув три её малых залива, приехал в Херцег-Нови - городок у самой границы с Хорватией, основанный когда-то боснийским герцогом. "Город мимозы и кошек", как написано в путеводителях. Вот там я и увидел при в основном облачном небе совершенно лазурное море. Старый венецианский город с башнями и воротами - на высоком береговом склоне. После подъёмов-спусков по лестницам нашёл городской музей. И эти места связаны с Россией - воюя с Наполеоном, Херцег-Нови некоторое время занимала эскадра Синявина, а один местный капитан  - граф Марко Войнович попал на Черноморский флот, дослужился до адмирала и стал предком, как Вы уже, наверное, догадались, писателя Владимира Войновича. А недалеко оттуда - городок Пераст, куда ещё при Петре приезжали из России молодые люди учиться морскому делу.  И тоже местный уроженец-капитан получил приглашение в Россию, стал адмиралом Балтийского флота и участвовал в битве при Гренгаме. Обо всём этом я поговорил в музее Пераста, где множество деталей старинных кораблей и морских карт. Говорил я там на смеси русского и сербскохорватского языков, в книге отзывов написал "Ljepota!" и по-русски: "Лепота"(было и такое русское слово со значением "красота"). Очаровательный городок, весь выходящий на набережную со старинными палаццо. Его освещало солнце, а рядом = хмурые голые склоны гор. И третий город на пути - Котор, где прекрасно сохранилась старинная часть, окружённая стенами, на которые я поднимался. К сожалению, не всюду попал - уже закрылся Морской музей, и была закрыта церковь с мощами святого Трифона. В общем, всё, как в стихах - встреча моря и гор, гнездо  самого знаменитого пирата древности Скердиледа, край моряков и повстанцев - всё это Бока. Едешь по дороге и видишь близко противоположный берег залива - на лодке попасть в разы быстрее, чем доехать по суше.
           Но самое сильное впечатление - поездка в историческую столицу Цетине и подъём на гору Ловчен. Цетине напоминает игрушечный городок - когда-то, более 100 лет назад, здесь отстроили дворцы, правительственные здания, посольства - но всё это миниатюрных размеров. Дворец последнего князя и единственного короля Николы красив, но по виду - как богатый особняк купца в Москве. Его украшают картины с многочисленной семьёй Николы и праздниками черногорцев - всё это напоминает оперетту Легара "Весёлая вдова". Здание правительства, где теперь - исторический музей, похоже на российское провинциальное дворянское собрание. Конечно же, пошёл в Бильярдную - музей владыки Черногории Петара Негоша, самого знаменитого исторического деятеля этой страны. Он был также выдающимся м поэтом-романтиком, дважды бывал в России, чуть ли не первым почтил память Пушкина в Святогорском монастыре. Мне очень повезло - ведь лишь несколько дней назад отмечалось 200-летие Негоша, посетил огромную выставку, где и он, и Европа тех времён. И оттуда на такси поехал на гору Ловчен, на вершине которой - гробница правителя и поэта. Северянин, больше всех описавший Черногорию в русской поэзии, назвал эту дорогу "прекрасной и страшной". С тех пор, понятно, стало гораздо благоустроенней, но ощущение - почти то. "Русские горки" на велебитском берегу в Хорватии по сравнению с этим крутым подъёмом - действительно атракцион. Выше у дороги появились даже куски снега. Вот и автостоянка, дальше надо идти пешком по лестнице, которая снизу кажется уходящей в небо. Лестница - из каменных плит, с высокими ступеньками, она заходит в тоннель в горе, загибается, внизу клубятся облака... Около 400 метров вверх, около 500 ступенек. В ясную погоду с горы видна вся Черногория и сюда приводят молодёжь в порядке патриотического воспитания. В общем это - святыня, как для Японии - Фудзияма. Наконец - вершина, и уже кажется, что двери гробницы - ворота на небо. Совершенно религиозное ощущение. Современную лестницу и гробницу построили несколько десятилетий назад по проекту великого Ивана Мештровича. Не всем черногорцам они понравились - может быть, потому, что Мештрович - не местный, а хорват? Но обо всём таком совршенно там забываешь. Высота Ловчена над уровнем моря - почти 1800 метров, это- как самые высокие горы Урала. На обратном пути поехали другой, старой дорогой к Котору, заехали в родное село Негоша , я увидел ещё один вид на Боку и "М" - дорогу, проложенную по приказу Николы в такой форме как подарок его жене Милене. Спуск с гор здесь - по 24 уступам (читайте Северянина).
   И последняя поездка - на юг страны. Южнее Будвы начинается просто Греция - кипарисы, лавр по берегу моря. Портовый город Бар знаменит оливами, там есть и самая древняя олива в мире, но к ней ехать далеко,  и я ограничился частью города и зашёл в приморский дворец Николы (музей оказался закрыт). В Баре на улицах встретились цыгане. Дальше - Улцинь, там - венецианская крепость на крутой горе, сложенная на фундаменте, по легенде, выстроенном циклопами. И совсем пусто - закрыты отели, рестораны, к сожалению, музей. Улцинь - уже почти Албания, там живёт много албанцев, а ещё потомки рабов из Марокко, попавших туда при турках. Бытует легенда, что Сервантес был здесь во время турецкого плена, запомнил итальянское название городка -Дульсино и придумал имя Дульсинея. Хотя вроде бы Сервантес там и не был. Походил по городу, общаясь уже не только по сербскохорватски, но и по-албански.
  В Будве был ещё в те дни в двух музеях. Везде там - множество античных памятников. Ещё одно впечатление от Черногории - конечно, прекрасное отношение к моим соотечественникам. Хорошо, что вовремя успел туда - повсюду щиты с надписями на русском языке, что там земля продаётся такому-то собственнику; в общем, россияне  скупают страну и через десять лет мы, наверное, там просто осточертеем. Не ездил в Хорватию, в Дубровник - теперь ведь туда надо оформлять визу, хотя денег осталось немало - по-нашему в Черногории всё очень дёшево, более дорогие цены разве что в Баре - как в баре.