Искры камина

Александр Щербаков 5
Прошлым летом мы с женой в отпуске решили совершить круиз по Волге-матушке. До это мы все по заграницам отдыхали. Деньги в нашей семье водились, я много лет был начальником отдела крупной нефтяной компании, что позволяло жене не работать, заниматься воспитанием детей. Но когда дети выросли, сами стали работать в нашей же компании, появилось свободное время и на заграничный отдых. Но мне, воспитанному в простой советской семье, это отдых за границей не нравился.  И когда нам с женой перевалило за 60 лет, я сказал: «Все, баста, за границу больше ни ногой. У нас в России столько красивых мест, и возможностей для спокойного отдыха, вот туда и будем ездить».

Мужик сказал – мужик сделал. Я всегда придерживался такого принципа, жена это знала и не сопротивлялась. И вот мы на трехпалубном белоснежном круизном лайнере, который повезет нас вниз по Волге до Астрахани, и обратно. Купили каюту в первом классе, что расположены на самом верхней палубе теплохода.

Все эти новомодные развлечения мы с женой не воспринимали. Для неё лучшим отдыхом было чтение интересной книги на воздухе, а я любил сразиться в шахматы с серьезным противником. К сожалению, теперешние мужики дальше хода е-2 – е-4 ничего не знали. Ни о ферзевом гамбите не слыхали, ни сицилианскую защиту разыграть не могли.  Поэтому я решил найти серьезного мужчину, который мог бы составить мне компанию. Путь неблизкий, больше недели нам плыть туда-сюда. И я стал искать. Ходить по палубам лайнера и всех спрашивать не будешь, и я сделал ход конем. Взял под мышку шахматную доску, внутри которой лежали фигуры, и не торопясь стал прогуливаться, вдруг кто-то клюнет.  И ведь клюнуло, да как. Мужчина чуть старше меня, лет на 7-8, седовласый, с красивой шевелюрой, в очках, элегантно одетый в серый летний костюм, остановил меня:
-Вы ищите партнера по шахматам? Если да, то я к вашим услугам.

Мы нашли свободный столик на одной из палуб, поставили два кресла, и разыграли первую партию. Что у меня противник серьезный, я понял сразу. Играя черными фигурами, он уверенно разыграл принятый ферзевый гамбит, и использовав один неверный мой ход, перехватил инициативу и мне пришлось положить короля на бок, что означало: «Сдаюсь».

Когда играешь, не до разговоров, все внимание на игре. Надо думать за противника и стараться предугадать его ход, чтобы ответить самому. А вот когда партия закончилась, мы разговорились. Мужчину звали Константин Константинович. Когда я поинтересовался, зачем такое длинное имя и не менее длинное отчество, мужчина улыбнулся:
- Это Рокоссовский виноват. Мой отец в его армии служил, хорошо был знаком, так как часть войны был при штабе, и считал своего командарма, а потом комфронта лучшим полководцем Второй мировой войны. Имея имя Константин, он и меня назвал так же. Так что я тезка знаменитого полководца.
- А где вы так хорошо в шахматы научились играть?» - спросил я. 
- В доме пионеров начинал, с отцом играл, он тоже увлекался шахматами. Мы с ним все партии матча на первенство мира по шахматам между двумя Михаилами – Ботвинником и Талем – разобрали. Причем и первый матч, и матч-реванш. Да и матч с Тиграном Петросяном тоже. Но потом я уехал учиться и наши поединки с отцом случались, когда я приезжал на каникулы»,- поведал мне Константин Константинович.
 
В это время к нам подошла моя жена, сказала, что потеряла меня. Я представил её своему партнеру, и он галантно поцеловал руку моей жене, вернее, чуть прикоснулся губами.

Мы разговорились. Я, будучи чуть моложе, вначале рассказал, откуда, кем работаю и почему поехал в круиз по Волге.  Когда партнеру надо было поведать о себе, он лишь сказал, что до последнего времени работает в закрытом учреждении, и рассказывать о себе не имеет права. Поэтому  не может выезжать за границу на отдых, и все отпуска проводит в России, посетив много красивых мест, где были планы у нас побывать. Поэтому дальше мы с женой стали его спрашивать о том, куда он посоветует съездить на следующий год. Я сказал, что заграничный отдых нам надоел, да сейчас получить визы не так просто.

Впереди показался город, где у лайнера должна быть остановка, и мы пошли смотреть, как теплоход будет швартоваться.  Огромное судно медленно подходило к дебаркадеру, развернувшись против течения, и подойдя поближе, отдало якорь. На дебаркадер полетели носовой, и потом и кормовой швартовы, и, наконец, судно крепко было привязано ими к дебаркадеру. Подали трап, и кое-кто из пассажиров сошел на берег. Но мы с женой не собирались сходить, и Константин Константинович составил нам компанию.

По судовой трансляции после объявления, сколько будет стоять теплоход, стала играть популярная музыка.  Звучали старые советские песни, и наш разговор переключился на их исполнителей. Константин Константинович, как оказалось, знал жизнь почти всех популярных певцов, том числе некоторые пикантные подробности, и интересно рассказывал о слабостях некоторых популярных исполнителей.

Жена поинтересовалась, один ли он путешествует, и женат ли? На что мужчина ответил, что уже 20 лет в разводе, один сын живет самостоятельно своей семьей, а у младшего семейная жизнь не сложилась, и он живет с матерью. А путешествует он не один, а с внучкой, но у той другие приоритеты, и в шахматы она не играет. За обедом мы сможем её увидеть.

На лайнере было три класса для пассажиров, и к каждого свой ресторан. На нижней палубе размещались каюты третьего класса, и там же в корме был их ресторан. В среднем ярусе – каюты второго класса и ресторан там же.  А наши каюты были на самой верхней палубе, как я уже говорил, и там  был ресторан, где пассажиров кормили три раза в день. Не знаю, как в остальных ресторанах, в нашем на завтрак и обед было ограниченное меню, из которого каждый выбирал, что хочет. А на ужин меню было более богатое и разнообразное.  За каждой парой кают был закреплен свой столик на 4 персоны.

Когда мы пришли на обед, Константин Константинович оперативно поменялся с нашими соседями по столику, и мы оказались за одним столом. С мужчиной подошла красивая, стройная девушка с удивительно большими и бездонными глазами, которую кавалер представил как свою внучку Ксению. Девушка оказалась студенткой одного из московских вузов, весьма престижного, перешла на третий курс, и дедушка в качестве поощрения взял её с собой в круиз по Волге. До этого она никуда не выезжала из столицы, кроме как в ближнее Подмосковье на дачу к знакомым.

После обеда мы с женой пошли в каюту отдохнуть, я даже задремал, вставать пришлось рано, чтобы успеть к отходу теплохода. Потом мы связались по мобильным телефонам с моим партнером по шахматам, и сыграли пару партий.  Одну белыми фигурами у меня сыграли вничью, а вторую я проиграл.

Еще во время обеда я заметил в углу ресторана небольшую сцену, видимо, для оркестра.  И я не ошибся. Несколько музыкантов играли красивые мелодии за ужином, а когда публика «заморила червячка», появился солист и стал петь популярные песни в стиле шансон. В самом ресторане, плотно заставленном столиками, места для танцев не было, но на палубе за рестораном места для танцев хватало, а из открытых окон ресторана музыка была слышна прекрасно. Поэтому отдыхающие стали парами выходить через открытые двери и танцевать.

Я не очень большой любитель шансона, мало знал и исполнителей, и песен. Поэтому, когда солист называл, кто из шансонье был автором или исполнителем следующей песни, это мне ни о чем не говорило. А вот нашему седовласому соседу по столику эти песни были знакомы, что было видно по его поведению. Его красивая внучка пошла нарасхват, её приглашали многие мужчины средних лет, которые были без своих спутниц.  Станцевали пару медленных танцев и мы с женой, один раз с ней станцевал Константин Константинович. Но мы не злоупотребляли танцами, возраст сказывался. Неторопливо шла беседа за столом, мы заказали бутылку хорошего вина и потягивали его из высоких бокалов.

Солист объявил следующую песню, которую собирался исполнить: «Группа «Белый орел». Искры камина». И запел:

Искры камина горят как рубины
Вдаль улетая дымком голубым.
Из молодого, цветущего, юного
Стал я угрюмым, больным и седым.

Из молодого, цветущего, юного
Стал я угрюмым больным и седым.

Жизнь пролетела в весельи разврата,
Жизнь пронеслась сквозь угары пиров
И только под старость злодейкой подкралась
К сердцу больному хмельная любовь.

И только под старость злодейкой подкралась
К сердцу больному хмельная любовь.

Что же мне делать, коль юность утрачена?
Что же мне делать, куда мне пойти?
Ах, не могу я с тобой кареглазая
Горем делиться и счастье найти.

Ах не могу я с тобой кареглазая
Горем делиться и счастье найти.

Лучше пойдем мы дорогами разными
Счастье свое ты с другими найдешь.
А я пойду той тропинкой нехоженой
Где ты меня никогда не найдешь.

А я пойду той тропинкой нехоженой
Где ты меня никогда не найдешь.

Может быть, встретишь ты в жизни товарища
Может, полюбишь сильней чем меня,
Но не затушить в моем сердце пожарища
И не залить горькой водкой огня.

Но не затушить в моем сердце пожарища
И не залить горькой водкой огня.

Я обратил внимание, что как только объявили название песни, наш сосед по столику насторожился и стал внимательно вслушиваться в голос. А потом в уголках его глаз появились слезинки. Заметила их и моя супруга. Мы переглянулись и тоже стали вслушиваться в слова песни. Когда она закончилась, Константин Константинович достал платок и, не стесняясь, вытер слезы.  За столиком наступила гнетущая тишина. 

Музыканты сделали перерыв, и в ресторане стал хорошо слышан гул голосов. Некоторые пассажиры немного перебрали алкоголя, и их было слышно лучше. Но основная часть окружающей нас публики вела себя вполне пристойно.

Время в ресторане пролетело быстро. И хотя там продолжала играть музыка и пел солист, мы решили с женой пойти в каюту. Она была ближе к носу теплохода, и музыка была слышна чуть-чуть. Перед сном решили пройтись по палубе,  и на одном из витков мимо кают увидели стоящего у лееров Константина Константиновича, который в задумчивости глядел на воду, в разбегающиеся от носа лайнеры невысокие волны, хорошо видимые в многочисленных огоньках из кают. Мы не стали нарушать одиночество мужчины и прошли мимо.

Следующий день прошел как предыдущий. Только вот во время З-х часовой стоянки в Нижнем Новгороде мы поехали на автобусах совершить экскурсию по городу, который когда-то носил название Горький. Поехал и наш сосед по столику в ресторане. Чувствовалось по его поведению, что он уже был в этом городе и хорошо его знал. Нам показали центр города, мы прошлись по древнему Кремлю, слушая рассказ экскурсовода.  Вернулись на теплоход как раз к обеду. Нагуляв аппетит, с удовольствием пообедали, потом отдохнули и, как и накануне, сыграли пару партий в шахматы с Константином Константиновичем. Первую партию, где я играл белыми фигурами, он проиграл. Чувствовалось, что его мысли где-то далеко, и он сделал пару явных ошибок. Но на вторую партию собрался и довольно быстро выиграв, в атаке с жертвой ферзя поставил мне мат. К нам пару раз подходила его внучка, которая прогуливалась по палубе с одним из вчерашних кавалеров по танцам.

Потом мы снова сидели и разговаривали. Я спросил:
- Мне показалось, что вы ранее бывали в Нижнем Новгороде. Или я ошибся?
- В Нижнем я не был, а вот в Горьком был неоднократно. Наше КБ сотрудничало с местным судостроительным заводом, и я жил в Горьком по несколько недель, испытывая нашу продукцию. Тогда это был закрытый город, и попасть в него простому человеку было сложно. Но зато он был не такой шумный, чистый, ухоженный. Мне он нравился.
- Да и сейчас он выглядит вполне цивилизованным городом.
- Центр города мало изменился. Нам его показали, а что на окраинах, мы так и не узнаем.

За ужином было так же, как накануне. И снова, когда солист стал петь «Искра камина», Константин Константинович расчувствовался. И вскоре ушел, как нам сказал, прогуляться. Мы тоже не засиделись за столом, и вышли на палубу. Снова увидели стоящего у лееров мужчину, но на этот раз подошли к нему.  Разговор начала моя супруга:
- Извините, Константин Константинович, нам показалось, что с песней «Искры камина» связаны какие-то ваши воспоминания. Если е секрет, то какие?

Прошла пара минут, прежде чем он ответил:
- Да какие могут быть секреты, уже двадцать лет прошло. Если хотите услышать, приглашаю в мою каюту, там никто нам не помешает. Можем выпить кофе или чай, есть бутылка хорошего вина.

Мы согласились и через несколько минут оказались в его каюте, точной копии нашей, только у нас была одна широкая кровать, а здесь две.  Константин Константинович достал три бокала, бутылку сухого вина «Молоко любимой женщины», и мы сели вокруг небольшого журнального столика.

Константин Константинович начал свой рассказ:
- Я всегда много и напряженно работал. Работа у меня была на первом месте. Быстро рос по карьере, дома бывал только вечерами, дети, а это два сына, росли без меня. Нет, какое-то влияние на них я оказывал, особенно на старшего.  С женой мы познакомились на танцах в городском парке. Страсть, ранний брак, рождение первого сына, а потом оказалось, что мы разные люди. Она почти не интересовалась, что у меня на работе, главное, чтобы деньги вовремя приносил. Зарабатывал я много, всякие премии за новые изобретения и так далее. Часто ездил в командировки, наша продукция была востребована. 

Потом у нас появилась машина, на которую я пару лет стоял в очереди. Вначале были «Жигули», потом «Волга». Мне нравилось быть за рулем, я отдыхал от суеты, часто ездил за городом. А вот жене эти поездки не очень нравились. Чтобы скрасить одиночество, я включал в салоне музыку, обычно радио «Маяк». Но когда советская власть ушла в прошлое, передачи по радио стали раздражить, один негатив. Я поставил в машину магнитолу и стал брать в собой кассеты. Старший сын на толкучке купил кассету группы «Белый орел», на ней туфли в виде чулок, что ли.  Однажды, собираясь покататься, я захватил эту кассету в машину, и там впервые услышал эту песню «Искры камина».

В это время я впервые влюбился. Влюбился в женщину на 20 лет моложе меня, замужнюю, которая пришла работать в нашу контору. С первого взгляда между нами пробежала искра, оба почувствовали, что влюбились. Мне 50 лет, ей 30. Красивая, высокая, стройная, с голубыми глазами шатенка она и сейчас стоит перед глазами. Но оба несвободны, есть дети, у меня два сына, у неё дочь. Да и разница в возрасте огромная. Это сейчас на разницу не обращают внимания, раньше было не так.

Мы довольно быстро оказались в одной постели, где у нас все тоже было прекрасно. Встречались мы нечасто, но каждая встреча обставлялась красиво. Мне доставляло удовольствие доставлять любимой радость даже в мелочах. Мы были близки и душевно, имели одинаковые взгляды на всё.  Так продолжалось около года.

Но что дальше будет, не знали. И тут эта песня на кассете. Меня как молнией ударило. Надо расстаться и идти каждому своей дорогой. После долгих колебаний я свои соображения рассказал любимой. Она не поверила, что я хочу с ней расстаться, и долго сопротивлялась. Но и в её семье, и в моей, нарастало напряжение. Я решил вопрос с её переводом в Москву на более высокую должность в солидную компанию. Муж её, который рвался в Москву, думая, что там сможет найти подходящую работу, стал её уговаривать переехать, и она решилась.

Я помню ту последнюю ночь, проведенную вместе в гостинице. Было все – шампанское, клубника, общая ванна и постель. В то время появились такие ведомственные гостиницы в крупных организациях для приезжающего начальства. Помните американский фильм «Красотка» с Гиром и Робертс? Вот и у нас было почти также, только гостиничный номер был скромнее. Это была наша последняя ночь.

Она уехала в столицу, в я остался в своем городе. И мы долгое время не знали, как у кого сложилась жизнь после расставания.  Я развелся с женой, оставил ей квартиру, купил другую, меньше. Вырос в должностях, и последние годы я главный конструктор известного КБ. Есть иномарка, на которой я мотаюсь за городом, отдыхая от всего – работы, быта, коллег и друзей. С прежней семьей поддерживаю связь, сыновья приезжают в гости.  Так что на жизнь не жалуюсь.

В номере после это рассказа наступила тишина. За окном каюты приглушенно играла музыка в ресторане. Потом жена спросила:
- А внучка от какого сына, старшего, младшего?

Константин Константинович внимательно посмотрел на нас, как бы решаясь сказать что-то важное, и произнес:
- Это не внучка, это моя дочь от любимой женщины. Сама она погибла пару месяцев назад  в ДТП. Как и я, любила ездить за рулем на машине за городом. Какой-то лихач пошел на обгон и вылетел на встречную полосу, и лоб в лоб с её машиной. Подушки не спасли, и, хотя лицо осталось по-прежнему прекрасным, какое может быть у 50-летней женщины, но тело….

После смерти матери дочь нашла её дневник, где прочитала о нас, и о том, что та последняя наша ночь дала ей жизнь. В дневнике вычитала желание матери, чтобы я узнал о существовании дочери. С помощью друзей и коллег матери нашла мои координаты, я ведь мало известен, и приехала ко мне. Захватила фотографии за прошедшие двадцать лет и дневник матери. Так что никакого сомнения, что Ксения моя дочь, у меня нет.

Сейчас мы постепенно притираемся друг к другу. Я не форсирую процесс, считаю, нужно время, чтобы установилось то взаимопонимание, как между близкими людьми. Решил взять отпуск и поехать вместе с ней в круиз по Волге.

Снова наступило молчание. Потом, словно вбросив оцепенение, мужчина сказал, что знает другой вариант той песни группы «Белой орел», и прочитал стихи:

Искры резвятся вдоль края каминного.
В танце кружатся с дымком голубым.
Из молодого, друзьями любимого.
Стал я капризным, больным и седым.

Трудно мне жить, это понял не сразу я.
Как-же мне быть, если сбился с пути?
Нет, не могу без тебя, синеглазая.
Счастье, прошедшее, снова найти.

Я не сумел понять тайну двоих сердец.
Мне-бы скорей поймать жизни своей конец.
Где ты гитара, моя, семиструнная?
Та, что любила, так нежно, звучать.
Где-ты, девчонка красивая, юная?
Мне подскажи, как любовь отыскать.

Знаю, теперь, ты в другого влюблённая.
И позабыла, давно, про меня.
Только болит моя грудь раскалённая.
Мне не залить горьким пойлом огня.

Я сединой, ни за что запорошенный.
Словно в каком-то, не радостном, сне.
Злою судьбой под обочину брошенный.
Песни пою, позабытой, весне.

Я не сумел понять тайну двоих сердец.
Мне-бы скорей поймать жизни своей конец.
Где ты гитара, моя, семиструнная?
Та, что любила, так нежно, звучать.
Где-ты, девчонка красивая, юная?
Мне подскажи, как любовь отыскать.

Искры резвятся вдоль края каминного.
В танце кружатся с дымком голубым.
Из молодого, друзьями любимого.
Стал я капризным, больным и седым.

В это время в каюту вошла Ксения. Она не ожидала увидеть нас и чуть стушевалась. Но мы с женой поняли, что сейчас  уже лишние, и постарались побыстрее откланяться. В  своей каюте, лежа на широкой постели, жена спросила меня:
- Ты веришь, что такое возможно. Так любить и расстаться по доброй воле?
- Верю. У человека на первом месте была работа, ответственная и перспективная. Редкие встречи, когда он дарил любимой женщины и свое внимание, и делал какие-то подарки,  свою любовь, поддерживали их отношения на высоком градусе любви. А если бы к ним присоединились бытовые проблемы, кто знает, как бы все повернулось. А так у него остались светлые воспоминания и вот эта, уже взрослая дочь, которой не надо попу вытирать, кормить, вставать по ночам, когда капризничает или болеет.  А тут еще на работе нелады. Нет, по-моему, заводить семью и детей надо в молодости, когда на все сил хватает. Как у нас получилось. Да мы одного возраста, а там 20 лет разница. Ей хочется в ресторан или потанцевать, на концерт популярных артистов, а ему хочется отдохнуть. 
- Видимо, ты прав. Ну ладно, давай спать, спокойной ночи.

Дальше наш круиз продолжался строго по программе. Остановки в крупных городах на берегах Волги, экскурсии на автобусе с помещением главных достопримечательностей, таких, как Мамаев курган в Волгограде. Наши шахматные поединки продолжались, моя жена и Ксюша стали чаще общаться, и по вечерам супруга рассказывала об этих встречах и разговорах. Однажды вечером она сказала, что у девушки очень благоприятное впечатление о её биологическом отце, солидном, серьезном мужчине, которого она не может называть дедушкой при нас, а хочется назвать папой. Поэтому, обращаясь к нему, просто просит, не называя дедушкой или папой.

Я передал желание девушки Константину Константиновичу, и однажды за столом в ресторане, тот, обращаясь к Ксюше, попросил:
- Доченька, подай мне кусочек хлеба.
Когда все за столом внимательно посмотрели на него, и больше всего удивилась девушка, он улыбнулся и ответил:
- Не будем играть в кошки-мышки, все знают, что ты моя дочь, Ксюша.  Можешь называть меня папой, а то не знаешь, как назвать.
И все за столом заулыбались. Некоторая недосказанность, которая витала в воздухе, исчезла.

К концу нашего круиза мы очень сдружились, много времени проводили вместе, и я уже не досадовал, что мы стали реже играть в шахматы с нашим замечательным попутчиком. У него в загашнике оказалось так много занимательных историй, и он был таким хорошим рассказчиком, что все с удовольствие слушали его. И особенно внимательно и с улыбкой слушала и смотрела на своего отца девушка.

Вечером, накануне приезда в конечную точку  круиза, мы разговорились с Константином (мы уже  давно называли друг друга – по именам), и я спросил, как он думает выстраивать свою дальнейшую жизнь при взрослой девушке. После некоторого молчания он ответил:
- Как дальше жить? Я думал об этом. Ксения учится в столице, живет в квартире с отцом и старшей сестрой, которая собирается выйти замуж, но не может – нет крыши над головой. Поэтому я думаю уйти со своей должности, стану советником, такое у нас практикуется, продам свою квартиру и куплю другую в Москве, где будем жить вместе с Ксюшей. А там видно будет. Сейчас нет никаких проблем с коммуникацией по работе, буду постоянно на связи с КБ, а надо будет, приеду на недельку.  И к вам в гости зайду.

На этом наш разговор закончился, за прошедший год Костя дважды был у нас в гостях, передавал приветы от дочери, с которой они живут вместе в полном согласии и любви.  На этом я хочу завершить свой рассказ о человеке, сближение с которым произошло после песни «Искры камина».