Я слышу радиоэфир

Алексей Софийский
               
   Эта история произошла в далёком 1961 году.  Я заканчивал учёбу в Ростовском-на Дону политехникуме связи.  Преддипломную практику проходил на Краснодарской междугородной телефонной станции.  В первый же месяц я столкнулся со странным явлением.  Иногда я слышал в помещении, хоть и негромко, работу местной радиостанции.  Радиоточки и радиоприёмников нигде не было – я тщательно всё проверил.  То, что со мной происходило, меня настораживало и даже пугало, ведь кроме меня никто не слышал работу станции.  А если бы я поделился с коллегами о том, что слышу посторонние голоса и музыку, то естественно подумали бы о моём психическом расстройстве, со всеми вытекающими последствиями.  Я стал анализировать, где и когда проявляется это необычное явление.  Никакой закономерности не выявил: это происходило в разных помещениях, в присутствии и отсутствии сотрудников, в разное время суток…
     Однажды, во время моего ночного дежурства, возникла необходимость воспользоваться паяльником.  Только включил его в сеть, как тут же услышал работу знакомой станции.  Выключал паяльник и всё пропадало.  Сомнений не было, причина в паяльнике.  Утром уже смело спросил товарища про случившееся.  И он, не удивившись, сказал, что об этом все давно знают.  Оказалось, что паяльник был непростой - американский, времён военных лет, мощный, но небольшой, с толстым «жалом».  До рабочего состояния он нагревался долго – до получаса.  Поэтому, включив его, сотрудники уходили и занимались другими делам.
     Никогда до этого случая ни после, проработав 40 лет в связи, я не сталкивался с подобным явлением.  Можно только предположить, что совершенно случайно совпало несколько факторов, превращавших паяльник в радиоприёмник или радиоточку: количество витков обмотки, её конфигурация и индуктивные свойства, толщина провода, тип металла, наведённые токи в электросети и т.д. и т.п….