Кто к чему стремится

Армен Григорян
В 1993 году мне в руки попал немецкий туристический журнал. Помню описание одного испанского пляжа.
Моя реакция: понимал я тогда немецкий плохо. Мне был неинтересен сам язык, потому что хотелось, чтобы - за один день, а на деле оказывалось - требуется время. Мне были неинтересны сами пляжи - моя малая родина мне казалась куда спокойнее, кроме того я не люблю море. Пляжи меня интересовали только постольку, поскольку там можно познакомиться с женщинами.

Значительно позже появились в моей жизни две коллеги. Одна из них грезила Европой и попала в одну европейскую страну. Ей везло - кто-то там вкалывает за копейки, а она и на магистратуре отучилась, и безбедно живет на деньги мужа, и сама зарабатывает, и еще пытается участвовать в общественной жизни. Хотя местным наречием владеет на среднем уровне.

Объясните мне: как люди, которые отлично владеют иностранными языками, оказываются менее успешными, чем упомянутая выше женщина? Еще раз убеждаюсь в верности слов Екклесиаста: время и случай для всех.

Сегодня вижу фотографию: женщина эта с нашей другой коллегой, которая и по-английски не разумеет, - на том пляже, о котором я читал в далеком 1993...

Сейчас завидно. Недалекие, ограниченные мещанки с запросами - успешный муж, свой дом, путевки и отдых, постоянный источник денег для удовлетворения женских радостей в салонах красоты - никаких намеков на интеллектуальное самосовершенствование, в профессии - ремесленничество, приход в профессию - посредством блата и кумовства, непотизма и кронизма.

Я, по-прежнему, не люблю море. Увольте меня от многочасового тупого обжаривания на солнце и купания в воде, химический состав которой давно не соответствует нормам (а "голубые пляжи", чистые, среднестатистическим гражданам, на самом деле, недоступны - дорогое удовольствие).
По-прежнему меня мало привлекает конкретный испанский пляж.

Но факт: у меня нет возможости провести отпуск в упомянутой стране. Не было осознания важности решения остаться в одной европейской стране для нормальной жизни (для меня это посещение музеев, концертов и галерей на родине Баха, Моцарта, Скарлатти, Арна, Рембрандта, Шекспира, Корнеля и т.п.). И уровень знания иностранных языков вместо того, чтобы продвигать, никак не оценивался местными.

Конечно, условия, круг общения, собственные комплексы и отсутствие жизненного опыта - это все сыграло свою роль. Отсутствие везения по умолчанию.

Но немаловажный момент: я ни в 1993, ни позже не стремился (или не представлял - как) к тому пляжу. Не о самом пляже речь, а об образе. В то время как две наших коллеги, опять же по умолчанию, все жизнь стремились к нему. Другое дело, что как истинные азиатки, они, обязательно, после посещения каждой страны, должны ее раскритиковать. И обычи, и жителей. А похвалы удостоится лишний тюбик в гостинице, лишние полотенце или сок. Бесплатные. В дом-музей Моцарта они, увы, не пойдут.
Зачем? - ведь они к этом не стремятся.

Иногда я их перестаю понимать: их не интересуют ни качественная еда, ни секс, ни искусство, ничего от слова ничего. Как живут на свете эти мещане? Что их интересует - сплетни? Галочка в сознании - я была там-то.... Отсутствовала на работе две недели, зато отлежалась на горячем песке?