Чекист. Глава 5

Александр Щербинко
                Предыдущая глава  http://proza.ru/2023/08/05/629

                Согласно решению Президиума ЦК КПСС на Комитет
                государственной безопасности при СМ СССР возлагались
                такие задачи:
                а) ведение разведывательной работы в капиталистических
                странах;
                б) борьба со шпионской, диверсионной, террористической и
                иной подрывной деятельностью иностранных разведок внутри
                СССР;
                в) борьба с вражеской деятельностью разного рода
                антисоветских элементов внутри СССР;
                г) контрразведывательная работа в Советской Армии и
                Военно-Морском флоте;
                д) организация шифровального и дешифровального дела в
                стране;
                е) охрана руководителей партии и правительства.

           Стоит рассказать о том, как Николай Анатольевич вернулся на Родину в Архангельск. Родом Николай Анатольевич был из Котласских поморов. После школы работал в Архангельске, в морском порту Бакарице. По комсомольской путевке поступил в высшую школу НКВД, окончил  в 1945 году, в звании младшего лейтенанта ГБ и был назначен оперуполномоченным в горотдел МГБ  в городе Архангельск. Но скоро относительно спокойная северная жизнь окончилась. В начале пятидесятых был переведен в областной отдел МГБ в городе Вильнюс. Сразу попал в пекло националистической борьбы. Пройдя многие перипетии службы, получив серьезное ранение,  вышел на пенсию и  мирно проживал в трехкомнатной квартире практически в центре Вильнюса.
                В это время перестройка и другие неадекватные действия руководства СССР привела к краху союза нерушимого. 
                Тут стоит сказать о неадекватных действиях некоторых высокопоставленных офицеров армейского штаба. В соответствии с происхождением фамилии офицерам предлагали переходить в армии вновь образовавшихся стран – Белоруссии, Молдавии и других бывших республик СССР.
Начальник отдела кадров вызвал меня и сообщил:
                – Пишите рапорт о переводе в вооруженные силы Украины – это был намек на мое украинское происхождение фамилии.
                – А вы знаете, что я родился и жил в Казахстане и не разу на Украине? Моя родина СССР. Не буду я писать никакого рапорта, а буду продолжать службу там, куда меня назначил Министр обороны.
               Мой сосед по лестничной клетке оказался литовец, мечтающий вернутся на историческую родину, покаяться в служении Союзу в Советской Армии. Офицер, назовем его Бронисловас Казио  Гелингис (вымышленный персонаж), жил в хорошей, трехкомнатной квартире в ведомственном доме Минобороны. В связи с известными событиями Бронисловас взял отпуск и съездил в Литву на разведку.
Отсутствие в те времена интернета не помешало Бронисловасу в кратчайшие сроки  сориентироваться в газетных объявлениях и найти подходящий вариант обмена. Обмен произошел стремительно, за полчаса, благо все доверенности от жены и детей Бронисловаса были при нем. Контейнер для перевозки вещей Смиренникова был получен практически мгновенно благодаря старым родственным связям Бронисловаса. Через сутки Николай Анатольевич, на нижней полке поезда Вильнюс - Москва  читал газету «Вечерние новости» (Вильнюс).
               Утром следующего дня большая команда следователей прокуратуры, сотрудников департамента охраны края и полицейских Вильнюса при поддержке специального отряда полиции ворвалась в пустую квартиру пенсионера Смиренникова.
               У следователя прокуратуры на руках было постановление об аресте Смиренникова Николая Анатольевича, подполковника ФСБ в отставке за измену Литовскому государству и участие в «геноциде» литовского народа. Опоздали.  Так Николай Анатольевич оказался моим соседом.
         В это время мне поступило предложение о переводе в Москву с повышением, (не смотря на украинское происхождение фамилии) от этого предложения нельзя было отказаться, и я занялся перевозом домашних вещей, чтобы освободить служебное жилье. У меня не было глубоких родственных связей на железной дороге Архангельска, поэтому ждать контейнера для перевозки пришлось несколько дней. Эти несколько дней я провел в обществе Николая Анатольевича. Это был уникальный человек, свидетель реальных событий по установлению Советской власти в Литве. Несгибаемый чекист, отдавший много сил и здоровья ради мирной  и спокойной жизни литовцев.
         Утром я шел в цирк, который был рядом с домом. В цирке была амбразура, через которую можно было получить трехлитровую банку разливного пива. Николай Анатольевич употреблял его вместо пищи. Утолив голод, мы садились в единственные в пустой комнате кресла, и он неторопливо начинал свой рассказ. Память на даты, фамилии, населенные пункты  у него  была феноменальная.

          Много интересного еще поведал мне Николай Анатольевич, к сожалению, прибыл контейнер, и мне пришлось убыть в Москву. Позже, я узнал, что Смиренников Николай Анатольевич скончался  через месяц после моего отъезда и похоронен на кладбище героев-афганцев в Архангельске.

          Позже мы встречались с Бронисловасом и он поведал свой рассказ о своей новой жизни.
         – Каждый день меня приглашали в департамент охраны края. Там, не скрываясь в форме американского полковника некий высокомерный господин (мне он не представился), на русском языке начал задавать вопросы.  Все что знал во время учебы в военном училище и Академии я рассказал ему за несколько дней. Каждый день мне в департаменте выдавали по сто долларов. В то время в Литве это были большие деньги.
          Но в  один прекрасный день лафа закончилась, все, что я знал, уже рассказал и пошел по второму кругу. Больше меня в департамент не приглашали.
На должность министра обороны Литвы меня конечно не поставили. Более того предложили очень скромную должность с небольшим окладом, – закончил свой рассказ Бронисловас.

             Заканчивая воспоминания чекиста Смиренникова, хочу заметить, что современным чекистам нужно быть более откровенными и не надо боятся выкладывать секретные данные разведки о действиях спецов НАТО на Украине. Необходимо обнародовать планы враждебных России структур по дестабилизации общественного мнения в народе. Люди должны знать, что происходит на самом деле, а не пользоваться кривыми слухами.