Ахмадулина. Часть вторая

Наталья Скорнякова
http://proza.ru/2023/08/11/950

После окончания школы родители решили, что ее призвание – журналистика. На экзамене Беллу спросили: о чем написали сегодня в передовице газеты «Правда». А та честно ответила: «Я таких газет не читаю». Экзамен был провален.

На следующий год Белла Ахмадулина поступила туда, куда и мечтала — в Литературный институт. В 1959 году, в СССР грянул скандал с присуждением Борису Пастернаку Нобелевской премии, Ахмадулина отказалась подписывать письмо с осуждением «предателя родины». За это она была отчислена из вуза.

Белле удалось устроиться внештатным корреспондентом «Литературной газеты» в Иркутске. Вскоре главный редактор, пораженный талантом Беллы, поспособствовал ее возвращению в Литературный институт. Ахмадулина с отличием окончила вуз в 1960 году.

Первые стихи Белла Ахмадулина начала писать ещё в школе, занимаясь в литературном кружке Дома пионеров Красногвардейского района на Покровском бульваре. А в 1955 году её стихотворение «Родина» было опубликовано в журнале «Октябрь».  Это и считается дебютом молодой поэтессы, которой к тому времени исполнилось 18 лет.

Евгения Евтушенко, который  в 20 лет стал членом Союза писателей СССР,  известного поэта, студента Литинститута в 1955 году, как громом, поразили строки: «Голову уронив на рычаг, крепко спит телефонная трубка», - он впервые встретил столь неожиданную рифму.

А еще через несколько минут поэт уже звонил своему коллеге Евгению Винокурову, возглавлявшему журнал «Октябрь» совместно со Степаном Щипачёвым. Евтушенко интересовал всего один вопрос: кто такая Ахмадулина, где её можно найти.
 
Оказалось, что автор поразивших его строк, обычная десятиклассница, правда, очень красивая. Она занималась в литобъединении и планировала поступать в тот самый Литературный институт, где учился Евгений. Ему не терпелось увидеть человека, способного писать такие строки. Евтушенко отправился в литобъединение с единственной целью: увидеть Беллу Ахмадулину. В ее стихи он уже был влюблен.
Где-то под потолком рассыпались серебряными колокольчиками строки, которые читала юная девушка-поэт. Она была словно не от мира сего: фарфоровое личико, отрешённый взгляд и завораживающий голос.

Евгений Евтушенко в тот момент просто замер, не в силах отвести взгляд от Беллы. Она выглядела чуть старомодно со своей уложенной вокруг головы толстой косой, в дешевеньком костюмчике местного пошива, видавших виды босоножках. И было в ней что-то, цеплявшее за душу при первом же взгляде.

Но тогда ещё между ними ничего не произошло. Лишь позже, на литературном кружке после возникшего спора и пылкого заявления Беллы о том, что революции надо помочь, Евгений Евтушенко осмелился взять ее за руку. Они вместе ушли с заседания и всю ночь потом гуляли по ночной Москве, радостно делясь своими мыслями, мечтами и, конечно, стихами.

Чувства закружили их. Евгений боготворил свою Беллу. Она казалась ему идеальным творением природы. Ему было недостаточно видеть её профиль, он все время старался идти так, чтобы видеть лицо целиком, не упустить ни черточки. Они посвящали друг другу стихи, не в силах выражать свои чувства обычными словами. Неземная красота девушки с толстой косой и чуть раскосыми глазами, будто сошедшей с экрана итальянского фильма, покорила пылкое поэтическое сердце Евтушенко.

Молодые люди то и дело сталкивались в квартирах знакомых, где проходили “поэтические посиделки”. За разговорами под рюмочку и жаркими спорами родилась их страсть-любовь. Они вдвоем бродили, наслаждались друг другом, пили вино и закусывали его поцелуями.

Нет, мне ни в чем не надо половины!
Мне — дай все небо! Землю всю положь!
Моря и реки, горные лавины
Мои — не соглашаюсь на дележ!
Нет, жизнь, меня ты не заластишь частью.
Все полностью! Мне это по плечу!
Я не хочу ни половины счастья,
Ни половины горя не хочу!
Хочу лишь половину той подушки,
Где, бережно прижатое к щеке,
Беспомощной звездой, звездой падучей
Кольцо мерцает на твоей руке.  Е. Евтушенко

Родители Беллы сразу же дали свое согласие на их брак, посчитав Евгения подходящей партией для своей необычной дочери.

Хочу я быть невестой,
красивой, завитой,
под белою навесной
застенчивой фатой.
Чтоб вздрагивали руки
в колечках ледяных,
чтобы сходились рюмки
во здравье молодых.
Чтоб каждый мне поддакивал,
пророчил сыновей,
чтобы друзья с подарками
стеснялись у дверей.
Сорочки в целлофане,
тарелки, кружева…
Чтоб в щёку целовали,
пока я не жена.
Платье мое белое
заплакано вином,
счастливая и бедная
сижу я за столом.
Страшно и заманчиво
то, что впереди.
Плачет моя мамочка, -
мама, погоди.…
Наряд мой боярский
скинут на кровать.
Мне хорошо бояться
тебя поцеловать
.Громко стулья ставятся
рядом, за стеной…
Что-то дальше станется
с тобою и со мной?.. 1956 г.

Свадьба была скромной, а поселились молодые после заключения брака в квартире Беллы, с её мамой, бабушкой и собакой, после переехали в комнатку в коммуналке.
Поженились в 1957 году и верили, что их счастье будет вечным.
В 20 лет Белла стала женой Евгения Евтушенко.

Евгений любил ее безмерно, но стремился создать из Беллы настоящее совершенство.
Евгений Евтушенко вспоминал: однажды они с Беллой поехали на море, и домик, который отдали в их распоряжение, оказался полон клопов. Евтушенко сидел на столе голый и плакал, а юная Белла попросила у соседей керосин и занялась изгнанием насекомых. Это был редкий случай, когда Ахмадулина управлялась с бытом. Она даже пуговицу не могла толком пришить, не умела зарабатывать и разумно тратить.

Мама Ахмадулиной работала в Америке и прислала дочери множество модных вещей, носить которые Белла стеснялась. Когда Евтушенко удавалось убедить супругу надеть яркую вещь, дело заканчивалось едва ли не истерикой. Она чувствовала на себе осуждающие взгляды и неизменно расстраивалась.

У каждого из них было собственное мнение по любому вопросу, оба отстаивали свою точку зрения, не считая возможным уступить другому пальму первенства.

Ссорились они страстно, каждый старался доказать собственную правоту. Когда температура кипения становилась максимальной, Белла доставала из-за шкафа хранившиеся там пирожные и пиво и начинала поглощать всё это с невероятной скоростью. Она искренне боялась, что муж отберёт у неё запрещённые сладости и вожделенное пиво. Евгений, увидев, как Белла стремительно уничтожает запасы сладостей и пива, отходил в сторону и хохотал до слёз.

Но постепенно страстные ссоры сменились ледяной тишиной. Их любовь медленно умирала, но они еще не хотели этого замечать.

Известие о беременности супруги Евгений Евтушенко воспринял слишком горячо. Он убедил жену избавиться от ребенка, не понимая, что избавляет ее и от любви к себе. Она поддалась на его уговоры и даже пыталась делать вид, что в их жизни всё по-прежнему. Но ничего не складывалось так, как раньше.

Я думала, что ты мой враг,
что ты беда моя тяжелая,
а вышло так: ты просто враль,
и вся игра твоя - дешевая.
 
На площади Манежная
бросал монетку в снег.
Загадывал монета
люблю я или нет.
 
И шарфом ноги мне обматывал
там,  в Александровском саду,
и руки грел, а все обманывал,
все думал, что и я солгу.
 
Кружилось надо мной вранье,
похожее на воронье.
 
Но вот в последний раз прощаешься.
В глазах ни сине, ни черно.
О, проживешь, не опечалишься,
а мне и вовсе ничего.
 
Но как же все напрасно,
но как же все нелепо!
Тебе идти направо,
Мне идти налево.
 
Б.Ахмадулина. 1957.

Он уезжал в Сибирь на целый месяц, а она уговаривала, умоляла взять ее с собой. Но ему казалось обременительным ехать в командировку с супругой. Возвратившись домой, он увидел совсем другую женщину. Она была всё такой же прекрасной, но абсолютно чужой. Вместо уложенной вокруг головы косы – короткая стильная стрижка, на руках – яркий маникюр. Кальян на столе, рядом – чашка с кофе.

Белла будто и не заметила его возвращения. Она вообще перестала замечать его. Он уехал от неё, ему казалось, что расставание сможет исцелить их обоих. Но когда он приехал к ней посреди ночи, сжимая в руке так любимый ею ананас, Белла попросту не открыла ему дверь.

Как сказал позже сам Евтушенко: «Наша любовь не умерла - она перестала быть».

Белла тяжело переживает расставание с мужем. Ей необходимо высказаться, и она пишет стихотворение.

О, мой застенчивый герой, ты ловко избежал позора.
Как долго я играла роль, не опираясь на партнера!
К проклятой помощи твоей я не прибегнула ни разу.
Среди кулис, среди теней ты спасся, незаметный глазу.
Но в этом сраме и бреду я шла пред публикой жестокой
- все на беду, все на виду, все в этой роли одинокой.
О, как ты гоготал, партер!
Ты не прощал мне очевидность бесстыжую моих потерь,
моей улыбки безобидность.
И жадно шли твои стада напиться из моей печали.
Одна, одна - среди стыда стою с упавшими плечами.
Но опрометчивой толпе герой действительный не виден. Герой, как боязно тебе!
Не бойся, я тебя не выдам.
Вся наша роль - моя лишь роль.
Я проиграла в ней жестоко.
Вся наша боль - моя лишь боль.
Но сколько боли. Сколько. Сколько.

Волнующее и загадочное стихотворение Беллы Ахмадулиной — звонкая пощёчина уже бывшему мужу, не достойному любви, и которого всё же любят.

Стихотворение автобиографично. В театре под названием Жизнь Белле Ахмадулиной выпала незавидная, нелепая роль одинокой женщины, порицаемой толпой. С каким же чувством собственного человеческого достоинства она исполнила эту роль!
Одиночество лирической героини выше надменной толпы, пришедшей «напиться из её печали». И, хотя она стоит беззащитная под прицелом обсуждений с опавшими плечами, невозможно не поразиться силе её духа, твёрдости достоинства и лёгкой самоиронии. Она беззащитна, страдает от боли, но в то же время невероятно сильна в своём презрении непонимающей, жестокой молвы.

Вся она — олицетворение благородства, самопожертвования и боли отвергнутой любви.
Для передачи настроений толпы используются выражения «гоготал партер», «стада партера», что усиливает грубость и даже ярость людей в отношении к беззащитной, оставленной в одиночестве женщине.

Однако главным в стихотворении является не личная трагедия героини, а её последствия. Она мужественно принимает все «стрелы» на себя: «Я шла пред публикой жестокой…; все в этой роли одинокой».

На протяжении всего стихотворения нет ни единой претензии к тому, кто действительно виноват в этой драме. Более того, лирическая героиня оберегает виновника, успокаивает его, защищает от жестокой толпы: «Не бойся, я тебя не выдам». Она благосклонно называет его «застенчивым», хотя при этом чувствуется лёгкая, с налётом превосходства ирония.

Кульминацией произведения служит последняя строфа. Автор целиком берёт всю вину на себя, полностью обеляя имя своего возлюбленного: «Вся наша роль — моя лишь роль». Это главные эмоции стихотворения, которые усиливаются, благодаря приему парцелляции: «Но сколько боли. Сколько. Сколько.»

Белла Ахмадулина в стихотворении «О, мой застенчивый герой…» показала невероятную силу и благородство любящей женщины, способной с честью пережить боль и предательство, но при этом сохранить человечность. Героиня смогла остаться открытой миру, добру и всепрощающей любви.

http://proza.ru/2023/08/13/1243