Общий закон для социально справедливых государств

Аникеев Александр Борисович
     Априори формулировка универсального закона для развития социальной справедливости в демократическом государстве вполне возможна, ибо отношения ценностей, реализованных в историческом процессе, имеют строго конкретный характер, как и Золотое правило нравственности – «Не делайте другим того, что не нравится вам, живите справедливо сами и требуйте этого о других!»  И что здесь несправедливо?

     Но поскольку в правовом демократическом государстве требовать что-то можно только на основе ЗАКОНА избранного большинством населения страны, а также на основе прав и свобод основанных этим законом, то общие законы социальной справедливости вполне допустимы, поэтому в концепции русского философа и правоведа Hиколая Hиколаевича Алексеева (1879—1964) они излагаются в виде пяти основных положений о содержании и порядке справедливых социально-экономических взаимоотношений граждан общества.

     К ним, по мнению философа, могут быть сведены общие законы социальной справедливости. Это касается реализованных способностей человека и, во-первых, «он постоянно находится в социально-экономических взаимоотношениях с другими людьми», во-вторых, «должен иметь право на полноту своего достойного существования и развития в пределах своих заслуг перед обществом», в-третьих, «имеет право на установление равновесия в случае нарушения нормальных взаимоотношений с другими членами общества».

    Другие положения должны регулировать отношения реализованных заслуг человека, которые, во-первых, «определяются мерой достоинства, присущей каждому», во-вторых, «составляют общий порядок реальной солидарности членов общества».

     Личность является носителем свободы и равенства лишь в области права, ибо прав и свобод в демократическом правовом государстве без законов не бывает. И законодательная власть в таком обществе должна быть у народа, а исполнительная и правозащитная власть у государственных структур во исполнение законодательной воли народа!

      В иных условиях единственно справедливого признания степеней уравновешивания прав и обязанностей при определённой ценности благ и заслуг человека от его добродетелей и возможностей не существует! Свобода и равенство не противостоят идее иерархии, если они в равновесии при определении обязанностей с используемыми правами и свободами при достойном вознаграждении за правильное исполнение человеком своих прав и обязанностей!

      В других условиях истинной справедливости в обществе быть не может, так как будет искажена ее суть. А значит носителем справедливости как «личной ценности человека» может быть не только личность, но и коллектив (общество, страна), а государство, как бюрократический аппарат общества по исполнению законодательной воли народа, должно быть защитником избранной народом идеи социальной справедливости.

     Именно этим признаком H.H. Алексеев отделяет стремление к социальной справедливости человека от других качеств людей (храбрость, честность и т.п.), однако данное отличие не опровергается философом, ибо, во-первых, некоторые другие личные ценности также могут воплощаться в коллективах («может быть храбрый народ или честное и справедливое государство»). Во-вторых, в коллективе могут быть воплощены не только эти ценности, постольку, поскольку коллектив, как социальный организм, сам может иметь свой «личный» характер. Поэтому и коллективные воплощения справедливости, по Алексееву, «могут обладать также подобным личным характером при единстве духа.».

     Конкретные коллективные воплощения и носители справедливости (коллектив, общество, страна) обладают не только личным характером, но и особой структурой, как и любое государство. Примером такого воплощения, в котором становится очевидным отличие справедливости от других личных ценностей, может служить «социально справедливое государство.».

     В этом понятии у общества не только будет общий смысл в способности к добродетели, но еще и обладание структурой, соответствующей особому объективному порядку. Поэтому «справедливое государство», в понимании H.H. Алексеева, не столько, условно говоря, «излучает из себя добродетель», сколько является образцом «объективного социального устройства». Смысл справедливости, её порядок и основа права - в «сосуществовании реализованных личных ценностей на почве общего взаимного признания» и в абстрагировании от личных ценностей, в пользу ценностей общественных.

     Отношение к последним обязательно предполагает акт «общего взаимного признания» существующих реализованных ценностей. Это и есть, по мысли H.H. Алексеева, порядок и нормы для развития социальной справедливости в обществе! Чтобы с обязанностью честно и добросовестно служить на благо общества у каждого было законное право на достойные человека нормы жилья, качественной продукции для полноценного питания и добротной одежды от общего количества этих производимых народом благ при сохранении рынка на производимое сверх норм необходимых для социального благополучия общества!

     Чтобы с развитием финансовых отношений благоустройство жилья, качество приготовления блюд питания и изготовления одежды каждый мог сам формировать для себя и своей семьи по зарплате от результатов квалификации своего общественно необходимого, честно и справедливо нормированного труда или службы на благо общества по сложности, трудоёмкости, опасности для здоровья и прочее! Различными будут только нормы благ зависящие от развития как экономики общества, так и от добродетели самих членов этого общества.