Корюшка

Сергей Кузнечихин
Те, кто постарше, наверняка помнят суп со снетками. Продавалась во времена Никиты Сергеевича такая маленькая рыбешка. Ну, а корюшка снеткам родственницей доводится, правда, она покрупнее. Ее и на удочку можно ловить.
Парень с работы рассказывал.
Поехал он на рыбалку. Дело было еще до указа. Ну и злоупотребил по дороге. Заснул. Проехал до конечной. Вернулся в город. Там его сердобольные попутчики подняли, но разбудить до конца не смогли. И пошел он полусонный искать уловистое место. Шел, пока не поскользнулся. А логика в таком состоянии, сами понимаете, железная. Он и рассудил — если поскользнулся, значит под ногами лед, если есть лед, значит под ним вода, а если уж есть вода, то и корюшка никуда не денется. Расчехлил он ледобур и принялся за работу. Темнело уже. Пока лунку сверлил, пока снасть готовил, пока поклевку ждал — уморился и снова уснул. А проснулся и понять ничего не может. Фонари светят, музыка играет, и девушки вокруг него танцуют, одна другой краше. Ну, думает, в подводное царство угодил, как тот мужик из оперы "Садко".  Стало быть, с минуты на минуту царь морской заявится, заставит петь арию. А как ее споешь, если не знаешь? Испугался бедняга, дрожит, а вспомнить ни слова не может. Как назло и царь не задержался. Даже не один, а три. И все в форме. Объяснили, что рыба на катке не клюет, и увезли греться.
Дороговато корюшка обошлась.
Зато на базаре у нее стабильная цена. Рубль — кучка. Правда, раньше в кучке десять штук лежало, а теперь — пять.
Но мне ее и задаром не надо. Почему? Сейчас узнаете.
Зимовал я в одном поселке. Красивый такой поселочек. Скалы кругом, тайга, речка в море бежит. Быстрая речушка. Раньше в нее даже чавыча заходила, но наш комбинат живо ее отвадил.
И прошел вдруг слушок, что в устье нашей речки корюшка стоит. Даже не слушок, а тоненький шепоточек. Но я расслышал. Беру отгул и — в устье. Мне еще в Дудинке довелось познакомиться с этой рыбкой — жадная, но вкусная. И общий язык я с ней быстро нашел. Там рыбнадзор норму установил — шестьдесят хвостов на нос. Без нормы я не оставался.
А тут просидел целый день и — четыре штучки.
Спрашиваю у ребят с работы: в чем секрет? Смеются. Дудинка, мол, на Енисее стоит, другими словами, в центре России, а здесь пограничная зона, Японское море, потому и корюшка пугливая. Близость Японии и наживку определяет. Там же натуральных продуктов почти нет. Сплошная химия. Вот и бросается корюшка на цветной поролон.
Пока расспрашивал, пришлось объяснять — где ловил.
В субботу покатили всей бригадой. Вышли к реке, а там черным-черно от народа. Лед еле проглядывается. Шепоточек-то ползучим оказался.
Вот говорят, в спорте главное — массовость. В любом другом виде — согласен, только не в рыболовном. Терпеть не люблю, когда через плечо заглядывают и с подсказками лезут.
Отошел я в сторонку и метрах в пяти от кромки льда решил попытать счастья. Страшновато, конечно. Море-то еще не замерзло. Вода свинцового оттенка шевелится под самым боком, урчит, как хищник, вроде как слюной исходит. Зато один. Желающих присоседиться нет. Точнее, не было, пока я с лункой ковырялся. Но стоило расклевать место, стоило выдернуть три штуки кряду, и любопытные объявились.
А любопытство, как грипп — болезнь привычная, да и неопасная. Если бы не осложнения. Порой самые непредвиденные.
Сначала один приплелся, за ним — второй, а четвертый уже и с пешней наступает. Не успели справа лунку продолбить, а уже и слева бурят. К воде, однако, не забираются. Все по фронту норовят. В шеренгу вытягиваются. А мне что делать? Не с ледобуром же бросаться на них. Неприлично вроде бы жадничать. Не я эту корюшку растил.
Сижу, терплю.
Да тут еще авария приключилась. У бедного Макарки — или ложка не ко рту, или хлебать нечего. Не знаю, наважина или камбалешка подкралась. Хватанула, и прощай моя снасть. Лесочка-то, я говорил, ноль целых ноль десятых. Пришлось новую химичить. Да скоро сказка сказывается. Леска тоненькая, крючочки маленькие, а пальцы что грабли — на льду все-таки дело происходит.
И пока я с ней маялся, не то чтобы не заметил, но как-то не придал значения энтузиазму рыболовов-спортсменов. Я, значит, на пальчики дую, кожу крючками рву, а они знай бурят. Да так густо, что пара валенок между лунками едва помещается.
Ну и добурились.
Только я поролон приладил, оглянулся на лунку, а лунки моей нет. Трещина вместо нее. И растет. На глазах ширится. Вскочил я, а лед уже ожил, задышал. Толпа всполошилась. Прыгают. Льдину раскачивают. Да тут еще ветер, в наказание, как с цепи сорвался. Крики. Хохот. Паника — одним словом. Разве что кучка корюшки возле ног лежит и не волнуется: одни в струнку вытянулись, другие скрюченными застыли... И такие грустные думы наводят.
Короче, прыгнул я, да не рассчитал, и во всех ватных доспехах бултыхнулся в ледяную купель. А когда ноги дна коснулись, музыка вдруг послышалась. Я сразу про Садко вспомнил. Ну, думаю, открою глаза и увижу танцующих девушек, блондинок с волосами до пят, и уж как закружат они меня, опутают своими шелковыми локонами, увлекут за длиннющий стол, заваленный горами жирной корюшки, и заявят, что не отпустят, пока всю не съем. Жутко стало.
Открыл глаза, а вода аккурат по нижнюю губу. И рядом со мной два таких же моржа барахтаются, пучат глаза и зубами дробь выбивают. Утонуть нам не дали. Ребята с работы затолкали меня в машину и, не сбавляя скорости, полетели к бане, по субботам в поселке мужская была.
Все обошлось. Но корюшки мне с тех пор и на дух не надо.
И в оперу тоже не хожу.