Вечная тема для размышлений

Жорж Ёжиков
Вечная тема для размышлений.

   Смерть. Снова обращаюсь к этой вечной теме. Мысли о смерти. Разные. И появляются слова, как оформление мыслей, и они напитываются чувствами, оживляясь, как сухое русло наполняется водой. Жизнь течёт и влечёт все живые существа к смерти.
   Мы приближаемся к ней? Обычно так мы себе представляем процесс – линейным движением во времени и пространстве из точки А в точку Б. Но мне сейчас видится иначе, потому что нет места, где Сущее заканчивается, нет в Сущем границы между бытием и не-бытием. А вот существование индивидуальных форм, живых существ имеет окончание жизненного отрезка, только оно находится не впереди по течению Потока. У Потока нет будущего и прошлого, впереди и сзади, Его движение происходит в моменте трансцендентального Сейчас, который везде. Ведь всё сущее в Нём, а Он в нигде. Смерть не ждёт нас в туманном будущем, как оно воспринимается умом, не скрыта за следующим поворотом, она не спереди. Кастанеда описывал альтернативный вариант, что смерть находится позади нас и пытается настичь при удобном моменте, когда организм устанет, заболеет, существо потеряет бдительность. Резко оглянувшись через левое плечо можно заметить огни – фары смерти, неотступно следующей за нами. Если рассматривать смерть как некую сущность, то она преследователь, а живые существа её добыча. Однажды это случится – настигнет и поглотит. Неизбежно. И лишь однажды. Потому что другого определения для времени у мистика нет.
   Можно ли живому избежать смерти? Для частного нет, а вот для Целого и Общего смерти не существует. Мы конечны и воспринимаем своё существование конечным, и очень привязаны к своему телесному существованию, придавая ему слишком большое значение. Отодвигать встречу со смертью помогает безупречность, и увеличение способности быть безупречным готовит человека к неизбежной встрече в состоянии безупречности. Но освобождает нас от жёсткой привязки к телу и личности осознанность, а значит она является средством освобождения от страха смерти и самой смерти, ибо осознание расширяет сознание, стирая границы между «я» и «другие», миром, бытием. Нужно встретиться с Высшим Я, и тогда не придётся встречаться со смертью.
   То, что умирает, разрушается (биологическая форма жизни, организм), оседает на дно и становится илом, компостом, служащем материалом для создания новых форм и видов живых существ, вновь проявляющихся в компоте земной природы. Из компоста в компот и обратно. Мы, человеческие существа, являясь частью земной природы, проживаем своё индивидуальное и совместное существование на определённой планете, предназначенной для жизни, находимся в определённых природных условиях, и на ней существуют дно и небо, глубины и вершины, стороны света, физические пространства, измерения, ограничения, возможности. Но Сущее бездонно, безмерно, Его не назовёшь ни хаосом, ни космосом. Правда, китайцам удалось назвать Его – Дао.
   Точка Б не может быть придумана и зафиксированной как понятие и место в пространстве иначе, как умом, и уж тем более не может служить пунктом прибытия, окончательной станцией, адрес которой нам известен. В слове и понятии «смерть» содержится адрес? Нет. Это нечто, не имеющее в себе ничего, обозначающее «край, предел», откуда открывается вид на ничто. И тут фишки и хитрости ума. Кому открывается вид, кто будет смотреть в ничто? Должен же кто-то быть. Кто это? Тогда секрет в ответе на вопрос: кто я? Сейчас есть организм, внутри которого якобы есть адресат, он же отправитель, знающий о себе как конечной тленной оболочке, видящий себя как образ. Персонаж, с которым мы отождествлены ожидает конца, выхода к границе. Но для одних за этой границей смерть, как зияющая чернотой пропасть, а для кого-то это лишь очередной предел, который нужно и можно преодолеть при помощи безусилия и полной самоотдачи – прыжка в пропасть. Первые умирают, вторые оживают, убеждаясь, что Жизнь вечна, потому что Я вечно, и уже без разницы в каком теле, в какой форме. Для первых конец, для вторых трансформация. Ведь если нас не будет после смерти, то и вглядываться будет некому и некуда. Но ум и созданная им личность упираются в смерть как в стену, и создают страх смерти, с одной стороны для самосохранения в виде инстинкта, с другой – для манипуляций сознанием и поведением людей. Никакого «ничто» нет, в котором всё исчезает, оно является неким символом исчезновения лишь для индивидуального и коллективного сознания людей уже схваченных и запрограммированных. Пока индивид жив, то он подразумевает, что существует гипотетическое «ничто», в котором всё исчезает, «ничто» противопоставляется «всему». Любое отдельное существование растворяется в едином Сущем, во всём, а не в ничто. Всё исчезнуть не может по определению, но внутри него происходят изменения и трансформации частей и частностей. Для философствующего сознания вопрос сводится к ней - роковой черте, за которой ничто. Только не абсолютное ничто, а субъективное, как оно выглядит для индивида, мыслящего и чувствующего, обладающего самосознанием и всеми его функциями. Тебя, как организма, наделённого сознанием и психикой, не будет, и на его месте якобы возникнет пустота – то, что невозможно воспринять без наличия некто-субъекта. Ничто - это лишь отсутствие восприятий, реакций, переживаний и описаний. Не зря существует пословица, что свято место пусто не бывает. А Жизнь длится вечно, даже без твоего наличия в ней, проявившегося фрагментом, заполняя пустоты. Мы проходим выпавший нам пространственно-временной отрезок пути, отслеживая феноменальность мира и получая экзистенциональные переживания, обретая опыт. Путь нами проявлен. Наше личностное присутствие необходимо, но совсем не для того, что мы о себе мним. Духовные мастера, правда, поясняют (или утешают, успокаивают), что Присутствие не исчезает, просто обрывается связь между Им и тобой как телом-умом. Присутствие-Я Есмь временно пребывало в тебе, как в сосуде, не будучи привязанным или ограниченным формой, и когда форма разрушится, Оно даже никуда не переместится, ибо некуда в отсутствии пространство-времени, оставаясь вечно Здесь. Присутствие - не твоё, и не ты, Оно - Я. Я - Единое и Единственное. Живое, возникнув из не-бытия, влечётся, тянется и прилипает к Нему, а Оно вне времени, пространства, формы, содержания, имени, структуры. Это не душа, как мы её воспринимаем, концептуализируем и изображаем. Душа, всё же, индивидуальна, пусть и с натяжкой, ей присущи предназначение, энергия и средства для исполнения предназначения, и некоторые свойства. Она не деятельна, просто являясь магнитом, скрепляющим воедино, удерживающим различные наши тела и части как единую систему. С чем сравнить душу? Например, с огнём. Есть стихия огня. Изготавливается свеча, и одна из искр воспламеняет её. Срок жизни свечи ограничен, хотя и различен для разных форм. Рано или поздно она догорит и потухнет. Огарок выбрасывается, а искра возвращается в свою стихию. Именно, когда искра возвращается к Огню, воссоединившись, тухнет индивидуальное пламя свечи.
   В Существовании смысла нет, только возникновение «таковости» и раскрытие, реализация её потенциала возможностей, не всего потенциала, а одного из вариантов. У людей нет выбора варианта, того или иного сценария, нет свободы воли. Нам, впрочем, может казаться (и это трюк ума), что мы обладаем свободой воли и способны совершать личный выбор. Увы. Да, мы ведомые существа. Но чья воля нас ведёт, куда направляет, что нам уготовленно? А что же смысл, где он? Смысл обитает в сознании, является продуктом его творческого акта. Не функционирования ума, а творческого акта сознания. В разных видах и формах существования сознание присутствует и проявлено неоднородно, неравномерно, где-то его больше, в чём-то его меньше, и отличается качественно. Потому кто-то живёт бессмысленно, кто-то осмысленно, но с разными смыслами, а кое-кому удаётся жить даже осознанно. Но все возможности за раз «таковость» реализовать не может, и душе для этого требуется множество воплощений в различных «таковостях». Но и Сейчас все миры, и все обитатели этих миров, всё существующее в Бытии – это проявления единственного, единого и целого Я. Простыми словами – мы все являемся частями Целого, фрактала Сознания-Бытия.

   Это общие места в рассуждениях о смерти. Поговорить с самим собой - моё любимое занятие. И не только любимое, но и увлекательное, а также непреодолимое влечение. Я ему и не сопротивляюсь, не пытаюсь с ним бороться. Тем более, что это невозможно, по многим причинам, из которых выделю одну - его импульсная природа неподвластна моему контролю и управлению. Импульс возник - мыслишь, чувствуешь, говоришь, пишешь. Импульс исчез - переключаешься на другое. Остаётся только наблюдать включение и выключение внутреннего диалога, процесс течения, и попутно, если есть время, силы, позволяют обстоятельства, регистрировать диалог, конспектируя в произвольной форме. Иногда это диктант, изложение, но случаются и импровизации, тогда возникает сочинение.
   По большому счёту существование тоже возникает и исчезает от импульса Жизни. Сам процесс жизни, может быть, и волновой, но генерируется импульсным источником Жизни. Пришло - ушло, дали - забрали, появилось - пропало. Жизнь есть, а смерти нет, в смысле чего-то, что Ей противопоставлено, а потому Жизнь едина, вечна и бесконечна. Имеется в виду не биологическая жизнь в природе на отдельно взятой планете в качестве уникального процесса, а Бытие в целом. Если виды и формы жизни временны в земной природе, если вещи и явления временны, то и природа ограниченна поверхностью планеты и условиями на ней. Земля и Солнце, как материальная форма, обладающая конечным количеством энергии, тоже исчезнут из Бытия. Для живых существ и материальных вещей, для земного вещества и природных явлений генератором импульсов является Бытие. Но добавим вишенку на торте – Бытие-Сознание-Блаженство.

29.06. – 11.07.2023