Вивисекция, про эт контра

Евгений Садков
           "Обоюдность действия ножа, даже если он в руках убийцы, весьма очевидна"
               Ван Ли-чжун, китайский криминалист при дворе Фу Си.

 И все же, упоминая личинкотерапию (http://proza.ru/2023/08/08/352), был неправ. Знал Чертков о работах Павлова. Но в другом, близком ему по духу контексте.

 Разбирая в своей статье "Жизнь одна (Об убийстве живых существ)" болезненный, в буквальном смысле вопрос живосечения, главный проповедник толстовства весьма категоричен. Оселком для этой позиции он берет работу Иван Петровича "Вопросы жизни".

 В молодости будущий великий хирург считал всякую жалость к живым объектам своего познания нелепой сентиментальностью. К исходу своего пути и с хлороформом не решился бы резать собаку.

 И это говорит, нет, не просто говорит, а несет потомкам тот, кто сделал вивисекцию инструментом познания связи безусловных и условных рефлексов. Благодаря которому образ мучимых животных отображен в памятнике собаке.

 Неисповедимы пути твои, Господи.

 Кстати, невольно задумался над очередным предложением статьи Черткова:

 "Теперь мне сделалось очень вероятным, чему я прежде не хотел верить, что Галлер в старости хандрил и приписывал свою хандру множеству сделанных им вивисекций"

 Очевидно, речь идет Альбрехте фон Галлере, известном швейцарском анатоме. По мнению Пирогова именно опыты над животными послужили причиной психического расстройства.

 И как обобщение:

 "Как бы равнодушно мы ни насиловали чувство другого, никогда не можем быть уверены, чтобы это насилие рано или поздно не отразилось на нашем собственном чувстве"

 Исходя из этой мысли Павлова, следует увидеть дьявольскую печать на всем потомстве тех, кто пытает заключенных или просто совершает бытовое насилие?

 А кто не грешен, воскликнул бы на этом месте Христос, сам, кстати, не раз применивший насилие к другим.

 А Лев Николаевич бы добавил, как страшно. За предсмертные страдания павловской Лядки и сотнях других его собак, макаку Степку, с вырезанной селезенкой.

 Обезьянку вспоминает уже не Чертков. Намного раньше вопрос вивисекции затронул Вересаев. Десятая глава "Записок врача" полностью посвящена этой анатомо-нравственной теме.

 Как мне видится, Викентий Викентьевич более рассудителен. Необходимый инструментарий в борьбе за здоровье людей. Да, связанный со страданиями животных, но на данный момент единственный.

 Вересаев тоже указывает на работы Пирогова. Однажды тот, склонившись над препарируемым животным с ножом в руке, невольно воскликнул:

 -Ведь так, пожалуй, можно зарезать и человека!

 Можно. Особенно, когда есть индульгенция от горячо любимой партии и правительства. Конечно, утрирую. Но не этим ли объясняется множество, как известных сейчас, а все больше скрываемых преступлений в местах лишения свободы?

 И не этим ли объясняется, без всякой параллели, усердие в работе отряда 731? Не состраданием к живому существу, а долгом перед родиной и лично Императором.

 Да уж лучше идеализм Черткова, не говоря уж о взвешенной позиции Вересаева.

 На фото: тот самый памятник. Говорят, что в одну из ночей чаша внизу заполняется кровью.

                Далее http://proza.ru/2023/08/12/239