Мое, твое, чужое, или Страсти по коду

Дориан Грей
Под вечер, после прогулки с собакой, традиционно сел за работу – роман, диссертация, статьи, ну, и конечно, ежевечерняя наша беседа в Телеграме. Открываю текстовый редактор, жду, когда появится «Хотите начать с того же места?», но – сюрприз. Мой текстовый редактор проголодался и жадно требует ввести код активации. Видите ли, срок действия лицензии истек. А я точно знаю, что ни в холодильнике, ни в кладовой, ни на чердаке, ни в подвале нет у меня кода активации. Вот точно нигде не завалялся, скормить редактору нечего, а без подпитки он сотрудничать отказывается.
Главное, скотина, мною же набранный текст показывает, а сделать ничего не дает. Дразнится.
Как хитро в современном мире сотканы права на владение, распоряжение и пользование собственностью. Ну, ладно, земля – тут все сложно, но понятно. Земля может быть в собственности, в аренде, в залоге, в коллективном пользовании. Участки, недвижимость – штука основательная, статусная, на века, по наследству можно передать. А здесь – текстовый редактор. Для писателя – усовершенствованная печатная машинка, и то – лишь наборная часть, а для распечатки все равно еще принтер нужен. Обычный сервисный инструмент, как молоток для плотника, гаечный ключ для сантехника, веник для уборщицы.
Вот подарил я вам книгу (или, упаси боги, купили вы ее). Поставили на полку, через год прочитать решили – ан нет, чистые страницы, а на титульном листе надпись: «Срок лицензии истек, введите код активации». Что в переводе означает: «Плати еще!». Или дом ваш не пускает – ключа в двери мало, нужен еще и цифровой, ежегодно (за деньги) обновляемый. Или жена ваша утром завтрак не дает – активацию требует.
Жуть какая…
Предмет либо твой, либо чужой. А когда тебе предлагают приобрести что-нибудь «в собственность» так, чтобы потом за это еще и доплачивать ежегодно, то непременно почувствуешь некое «разводное» послевкусие. И ведь у них на щедром Западе все так. Даже святая святых - дом, милый дом – никогда не будет твоим по-настоящему. Ты приобретаешь не дом у собственника, потому что тот, кто в доме жил – никакой не собственник, а лишь перекупаешь у него право платить банку проценты по кредиту. В западном мире частной собственности на самом деле нет никакой частной собственности. Все, что дороже рулона туалетной бумаги, ты приобретаешь через посредника – через банк. Банк становится собственником, а ты, по сути, - арендатором.
Славянская душа подобную муть интуитивно чувствует и платить за всю эту хрень инстинктивно отказывается. Потому и покупали мы кассеты, а потом и диски с «экранками», что все эти их авторские, смежные, «третьих лиц» права нам, простодушным, не понятны. Воровать мы не умеем, но всю эту «пиратскую» продукцию и кражей-то, собственно, не назовешь. Кража – это когда что-то было чьим-то, а потом стало твоим. А раз сами размываете границы между «твоим» и «моим», то нечего плакать о нарушении прав.
Текстовый редактор – он чей? Мой или твой? А раз мой, то что ж ты, зараза, от меня код активации требуешь? Нет уж, в нашей ландшафтно-ментальной зоне такая гнилая юриспруденция не работает. И раз я пишу эти строки, то вопрос я решил. По исконной справедливости, вразрез всем этим хитрожелтым обманным пассам с продлениями и активациями. Жить нужно честно, торговать нужно честно, покупать и пользоваться нужно честно.
А что касается книг, то литература – это искусство, а искусство принадлежит народу. Радоваться нужно, что тебя читают, что твоим творчеством интересуются. А не ныть по форумам, что твои полтора романа – ай-яй-яй! – бесплатно на зеркале скачали. Смешно, ей-богу.

Специально для Телеграм-канала «Иван Быков писатель».