История шахмат

Аллин Олег Аллинастро
Шахматы - одна из интереснейших игр в истории человечества. Тем более что до сих пор не известно точно, как именно была придумана эта игра и кто именно ее изобрёл. Достоверно известна лишь легенда о появлении шахмат (про шаха, мудреца и зерна пшеницы).

Экс-президент Международной шахматной федерации ФИДЕ Кирсан Илюмжинов (на протяжении 12-ти лет был главой Республики Калмыкия) считает, что шахматы были изобретены инопланетянами и подарены ими жителям Земли. И это вовсе не шутка! Поскольку весьма трудно даже в наше компьютерное настоящее и приближающееся будущее искусственного интеллекта представить, каким образом была создана такая мудрая игра. Множество ученых разных поколений почему-то не исследовали задачу изобретения шахмат! Как можно, с точки зрения науки, придумать такую простую, на первый взгляд, и одновременно такую глубокую (практически неисчерпаемую) игру? Вот что интересно.

Доказательств инопланетной версии изобретения шахмат, конечно, тоже нет. Есть лишь предположение на счет инопланетян, наподобие того, что и пирамиды Гизы в Египте тоже были построены инопланетянами. Поскольку их величины и расположение (в пропорциях) практически точно отражают главные звезды созвездия Орион.

Разные источники дают несколько отличающиеся версии появления и развития шахмат.
Наиболее распространена следующая версия истории возникновения и распространения шахмат по земному шару.

Самый древний из известных предков шахмат — индийская игра чатуранга весьма отдаленно напоминала современную игру. И также не известно, в каком именно году были придумали те "шахматы". Историки лишь полагают, что примерно (!) в 600-м году нашей эры.

В чатуранге были похожие фигуры: раджа играл ту же роль, что и король, конь и колесница (она же ладья) ходили так же, как и сейчас. Но вот советник (ферзь) мог передвигаться только на одно поле по диагонали. Был в чатуранге и слон, внешний вид которого отражал настоящего слона. Как именно ходил слон точно не ясно до сих пор - есть разные версии. Согласно одной из них, слон ходил только на два поля (клетки). На два поля ходила и ладья. Пешка - только на одно поле.

Чатуранга отличалась от нынешних шахмат и иными правилами игры. Играли в нее вчетвером. На доске расставлялись черные, желтые, красные и зеленые фигурки. При этом игроки ходили не по очереди, а в соответствии с выпавшими результатами бросков специальных костей. То есть многое решала и ее величество Фортуна!

Есть несколько преданий о том, каким образом индусы придумали шахматы. По одному из них - во дворец к радже пришел шах и принес с собой деревянные фигурки. Раджа был удивлен, поскольку обычно ему приносили золотые изделия. На что шах пояснил, что в данном случае мудрость этой игры и есть настоящее "золото". Вот только почему-то конкретные имена тех шаха и раджи в истории не сохранились. Как и не сохранилось имя конкретного изобретателя (!) этой мудрой игры.

Но эта история объясняет современное название игры — шахматы. Когда раджа угрожал фигурному королю, он говорил: «Шах» (с персидского и означает «Король»). А когда побеждал, то кричал: «Шах мат» (что значило - «Поражение королю»).

Из Индии древний прообраз шахмат попал в Персию: игра была подарена персидскому царю (VI век). Когда же Персия была завоевана арабами, их тоже поразила мудрость игры и они переняли чатурангу. Только стали называть ее «шантрандж» — так им было проще произносить ее название.

Фигуры в этой игре у арабов стали более абстрактными, поскольку мусульманство запрещало реалистичные образы животных. Правила пока мало напоминали современные. Ферзь был слабейшей фигурой и мог ходить на одну клетку по диагонали. Слон — тоже только по диагонали и через одно поле. Пешка же двигалась на одну клетку вперед, а при достижении последней горизонтали могла превратиться только в ферзя.
На древнеарабском языке фигуры назывались:
Аль-шах  -  король;
Аль-рох   -  зАмок, ладья;
Аль-фил  -  слон;
Аль-фирзан - мудрец, советник (ферзь);
Аль-фарас - всадник, конь;
Аль-бензиак - пеший воин (пешка).

В странах Восточной Азии тоже были свои прототипы шахмат. В некоторых из азиатских стран до сих пор считают, что именно у них были изобретены шахматы. Например, в Китае играли (и играют до сих пор) в местный аналог шахмат — сянци. Главная цель у этой игры та же, что и в чатуранге, — поставить короля в беззащитное положение и обезвредить. Но в сянци фигуры расставляют не на клетках, а на пересечениях линий. А центральная горизонталь доски символизирует реку и на поля не делится.

В Японии тоже есть свой вариант шахмат — игра сёги. Сначала эта игра была ничем не похожа на европейские шахматы. Играли в нее на доске 9 на 9, а по бокам от короля вместо слонов стояли золотые генералы. Пешки могли брать фигуры при ходе на одну клетку вперед, а не по диагонали. При этом фигуры, которые взял игрок, он мог использовать сам. Со временем игра в сёги изменялась. В одной из ее версий доска увеличилась в размерах до 15 на 15. Среди фигур появились современные слон, ладья и ферзь. Этот вариант шахмат назывался «дай сёги». Позже у игры появилась еще пара аналогов — чу сёги и шо сёги. Но ни один из них так и не стал настолько популярным, как классические сёги.

В Европу шантрандж попали примерно в Х столетии: в Испанию, а затем распространились в западной части Европы. Там игру называли шахматами Тимура (или шахматами Тамерлана) - по имени самого известного завоевателя и полководца в истории Средней Азии. Играть в европейские шахматы было сложнее, чем в их индийского предка. Одной из особенностей этой игры было то, что каждая пешка могла превратиться только в определенную фигуру.

В Россию шахматы пришли с Востока. Есть находки, свидетельствующие об их появлении на русской земле примерно в XI–XII веках. Эта игра не упоминается в летописях, поскольку летописи писали священнослужители, а православная церковь осуждала любые азартные игры. Запрет на шахматы был указан в «Домострое» протопопа Сильвестра и в решении Стоглавого собора. И хотя официально играть в шахматы запрещалось, народ практически запрет игнорировал: о распространении на Руси этой игры писали многие иностранные путешественники XVI века.

В XV веке шахматы стали такими, какими мы их знаем сейчас. В какой точке мира это произошло, трудно сказать до сих пор. По одной из версий — в Испании, по другой - в Италии. Именно тогда шахматы приобрели некоторые новые правила:

    1. Ферзь, который раньше мог ходить только на одну клетку по диагонали, теперь стал перемещаться на любое количество полей по горизонтали, вертикали и диагонали. Это сделало его самой сильной фигурой.
    2. Слон стал ходить на любое количество полей по диагонали.
    3. Введена была рокировка.
    4. Первый ход любой пешки стал осуществляться и на 2 поля, а также введено взятие пешки на проходе.
    5. Пешка, достигавшая последней горизонтали, могла превращаться в любую из фигур по выбору самого игрока.

Все это сильно изменило шахматы. Игра стала быстрее, а провести мощную атаку и даже поставить мат можно было уже на ранних ходах. Активно стали развиваться дебюты, композиционные задачи, этюды ...

В России любили играть в шахматы такие известные творческие личности, как А. Пушкин, Л. Толстой, И. Тургенев, Д. Менделеев, В. Набоков и др. Известен роман Владимира Набокова "Защита Лужина". Владимир Высоцкий, хотя лично и не играл в шахматы (а больше в карты и казино), однако написал два замечательных произведения на шахматную тему: песню "Честь шахматной короны" и рассказ "Об игре в шахматы". Высоко ценили шахматы и любили играть в них выдающиеся композиторы Д. Шостакович и С. Прокофьев.

Международные соревнования на звание Чемпиона мира по шахматам начали проводиться с 1886 года.
В 1924 году образовалась Международная шахматная федерация — ФИДЕ, под эгидой которой стали проводиться международные соревнования по шахматам.
Первым российским Чемпионом мира по шахматам стал Александр Александрович Алехин (род. 31.10.1892, Российская империя), правда он стал чемпионом в 1927 году, когда уже находился во Франции (из-за Октябрьского переворота в России 1917 года). И это единственный чемпион, который покинул сей "бренный мир" непобежденным шахматным "королем".
Первым советским Чемпионом мира по шахматам стал Михаил Моисеевич Ботвинник в 1948 году. И это пока единственный шахматист, который становился Чемпионом мира трижды: в 1948, 1958 и 1961 годах.
При этом с 1948 г. и до 1972 года мировой шахматной короной владели советские шахматисты: М. Ботвинник (1948-1957), Василий Смыслов (1957-1958), М. Ботвинник (1958-1960), Михаил Таль (1960-1961), М. Ботвинник (1961-1963), Тигран Петросян (1963-1969) и Борис Спасский (1969 - 1972).

В начале ХХ века всемирной шахматной организацией ФИДЕ было введено высшее шахматное звание (титул) - гроссмейстер. (Отметим, что сейчас в РФ существует звание «гроссмейстер России», установленное статьей 22 ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»).

В 1974 году советская компьютерная шахматная программа "Каисса" стала первой чемпионкой мира среди компьютерных шахматных программ.
Следует также отметить, что в СССР уделялось большое внимание развитию шахматной теории и практики. Издавались журналы "Шахматы в СССР", "64 - Шахматное обозрение", "Шахматный бюллетень", газета "64 - Шахматно-шашечная газета" и другие периодические издания, в том числе и в союзных республиках СССР. Практически в каждом районном городе большого Союза были шахматные секции, в которых безплатно занимались дети и взрослые. На ТВ была телевизионная программа, посвященная шахматной практике. И как результат всех этих системных мероприятий - на протяжении многих лет чемпионами мира по шахматам были именно советские шахматисты.

Возвратимся, однако, в нынешнее время. Существует мнение, что интерес к шахматам существенно снизился. И это во многом связано с введением в эту сферу компьютерных программ ("движков" - на шахматном слэнге). Например, одно из авторитетных мнений: "Шахматы оказались игрой не столь интеллектуальной, как казалось. Так современные компьютерные программы, играющие в силу гроссмейстера, не используют искусственный интеллект, а только глубокий перебор вариантов, непосильный человеку. Да и человек, сколько хватает сил, пересчитывает, а когда уже не может полагается на удачу. То есть тут есть элемент азартной игры" (Григорий Рейнгольд, шахматист-разрядник и программист; из отзывов на эту статью).
Однако данное мнение не безспорно. Глубокий перебор вариантов - да, существует. И это приводит к некоему, на мой взгляд, ложному выводу: что всё решает глубокий перебор. Да, он решает очень многое, но не всё! Именно поэтому подчас Чемпионы мира (как наиболее весомые величины в игре) выбирают ходы не из первой линии и даже не второй ... компьютерных выборов. А почему? Потому что и здесь срабатывает неисчерпаемость глубины шахмат. А также выбор плана игры: разные планы вступают в некое противоречие друг с другом - поэтому снова возникает проблема выбора! И человек зачастую решает ее более человеческим методом, нежели машинным. Поэтому простор для интеллекта остается довольно открытым и еще более весомым!

Сказывается, конечно, отрицательное влияние читерства - использования подсказок компьютерных программ. И оно весьма не безобидное. При проведении офф-лайн турниров применяются различные методы и системы обнаружения различных электронных средств возможного читерства, которые дают свой результат в борьбе с читерством. А вот в он-лайн турнирах эта проблема еще гораздо более затруднительная для отслеживания и предотвращения.

Дело в том, что в среде программистов есть и "шахматные хакеры", разрабатывающие специальные программы "борьбы" с шахматными программами. Например, программа Chess Killer способна подсказывать ходы игроку непосредственно в его компьютере и даже делать ходы вместо самого игрока. А он при этом спокойненько сидит рядом с монитором и потягивает ... сочок или чаёк. И хотя разработчики нормальных шахматных программ изыскивают и вводят в программы специальные системы диагностики компьютерного читерства, "шахматные хакеры" в свою очередь находят способы их логического обхода. Именно поэтому многие шахматисты не любят играть в он-лайн турнирах.


Октябрь 2023 г.