Высшие силы - кто это?

Ю.Новиков
Каждый человек рано или поздно замечает, что в его жизни далеко не всё зависит от его собственной воли, да и от воли других людей тоже. Как бы ни были значительны мотивация, желания, способности, усилия человека, в дело вполне могут вмешаться некие внешние силы, которые способны радикально изменить положение вещей. Эти силы могут помогать человеку, могут мешать и противодействовать ему, а могут просто развернуть ситуацию в совершенно неожиданном направлении. Они могут давать человеку ощущение счастья и полноты жизни, могут подавлять и разрушать его, а могут требовать неотложной реакции на необычные ситуации. Вот эти самые силы принято называть высшими в том смысле, что человек перед ними нередко оказывается слаб или даже бессилен.

Существует множество мнений о происхождении и направленности этих высших сил.

Например, атеисты обычно уверены, что высшие силы — это следствие действия неких не до конца познанных законов природы, а также законов жизни общества и закономерностей исторического развития. Правда, не совсем понятно, откуда все эти законы и закономерности взялись, если, как утверждает наука, вся вселенная образовалась практически из ничего.

Есть также распространённое мнение, что высшие силы — это всего лишь результат действия судьбы или кармы человека. При этом кто-то уверен, что уникальная судьба жёстко предопределена человеку с самого рождения и не может быть изменена. А другие говорят, что судьбу постоянно формирует сам человек своими поступками.

Однако чаще всего под высшими силами понимаются всё-таки некие личности: Бог или боги, ангелы, дьявол, бесы, демоны, духи и т.д. Кто-то считает, что такая личность существует всего одна, но другие уверяют, что этих личностей имеется много. И каждый человек при этом строит свою систему миропонимания, объясняющую в том числе и наличие высших сил. Давайте кратко остановимся на особенностях некоторых из этих мировоззрений.

Итак, допустим, что существует только один источник высших сил — совершенный и мудрый Бог, Творец мира, создавший людей по своему образу и подобию. Наличие при этом в мире сотворённых им же ангелов и архангелов принципиально картину не меняет, ведь они — только помощники Бога. И что же мы видим? В мире очень много несовершенств, люди делают много ошибок, грешат, предаются порокам, болеют, умирают, враждуют друг с другом и убивают друг друга. Неужели всё это происходят по воле или по разрешению Бога? Или может быть, Бог ошибочно создал бракованных людей? А может быть, Бог и сам не свободен от всех этих грехов? Иначе зачем тогда ему эпидемии, войны, репрессии, голодоморы, диктатуры, геноциды и другие мерзости, противостоять которым человек просто не в силах? Вопросов множество, а ответы вовсе не очевидны. Если все эти бедствия насылаются на нас Богом, то какой в этом смысл, если единственный властитель и хозяин мира — это сам Бог? И как Бог может оценивать жизнь человека, если всё контролируется и управляется только самим же Богом?

Теперь рассмотрим другую гипотезу, которая говорит, что в мире опять же существует только одна высшая сила, но на этот раз — дьявол, источник зла. Как и в предыдущем случае, наличие в мире сотворённых дьяволом бесов и демонов вовсе не влияет на картину мира. Ведь все они жёстко подчинены всё тому же дьяволу. Данное мировоззрение, в отличие от предыдущего, прекрасно объясняет все бедствия человечества, а также успешность всевозможных злодеев, воров, мошенников, извращенцев и прочих негодяев. Зато оно совершенно не способно объяснить наличие в мире праведников, а также разнообразные добрые и светлые поступки людей: взаимопомощь, любовь, уважение, раскаяние, бескорыстие, самопожертвование, разоблачение зла и борьбу со злом. Как же тогда всё это допускает единственный источник высшей силы, дьявол? Или он не настолько уж и плох, как считается? Или он не всё контролирует, не может уследить за всеми людьми? Зачем дьяволу нужно всё это добро, если сам он напрочь добра лишён? Да и вообще, как мог появиться наш сложнейший и совершеннейший мир, если кроме дьявола нет никаких высших сил? Ведь злодеи никогда не способны создавать совершенство, они могут только разрушать.

То есть получается, что существование единственной высшей силы в мире — это как-то маловато. Уж слишком наша жизнь сложна, противоречива, непредсказуема. Слишком много в ней как хорошего, так и плохого.

Давайте тогда рассмотрим мировоззрения, утверждающие, что высших сил в мире несколько.

Допустим, что в мире есть две основные высшие силы — Бог-Творец и дьявол-разрушитель. При этом Бог делает только добро и не делает зла, а дьявол делает только зло и не делает добра. Как у Бога, так и у дьявола есть помощники, но принципиально картину мира это опять же не меняет. Такое мировоззрение, в отличие от двух предыдущих, прекрасно объясняет как существование всех бедствий человечества, так и всё добро, которое есть в мире. То есть Бог создал всё, что есть в мире, он помогает людям, внушает им правильные поступки, одним словом, поддерживает жизнь на Земле. А дьявол строит козни людям, искушает их, толкает их на зло, разрушает их и убивает. Всё это прекрасно, но возникают вполне логичные вопросы: «Зачем Богу-Творцу допускать существование в мире дьявола? Или дьявол появился без разрешения Творца? Или дьявол специально создан Богом, чтобы разнообразить жизнь людей? Или Бог всё-таки способен творить зло?».

Что же, попробуем ответить на эти вопросы на основании древнеарийского учения. Оно утверждает, что Бог создал наш мир для того, чтобы самые совершенные творения (люди) имели возможность развития до уровня самого Творца. Но такое развитие обязательно предполагает наличие у людей полной свободы выбора между добром и злом. Без этой свободы люди были бы всего лишь послушными рабами, предсказуемыми марионетками. Но из-за этой же самой свободы в мире вполне возможно появление разрушений и возникновение разрушающей силы — дьявола с его бесами. То есть Бог только допустил временное существование зла в мире, а реализовали и усилили это зло мы сами, своим неправильным выбором. И теперь зло старается сделать из людей своих служителей, а также разрушить и убить их. Когда же придёт установленный срок, Бог уничтожит всё зло мира, а всех людей спасёт для вечной жизни.

Из всего этого, кстати, следует принципиальная разница между вмешательством в нашу жизнь Бога и дьявола. Бог уважает дарованную нам свободу, поэтому редко прямо влияет на нашу жизнь. Он дал нам совесть, заповеди и разум, вполне достаточные для полноценной жизни. А дальше — никакого принуждения, только советы и иногда помощь. Зато дьяволу наша свобода сильно мешает, ему нужны рабы, которые должны помогать ему разрушать мир. Поэтому его вмешательство в нашу жизнь агрессивно и непрерывно. Он постоянно толкает нас на злые поступки, он стремится разрушить наши тела и наши души. Он организует всякие бедствия, от которых люди страдают и гибнут.

Кстати, понятие судьбы тоже вписывается в это учение вполне органично. Сделал много зла — стал более уязвимым перед дьяволом, получишь удар, будет наказание. Сделал много добра — создал себе защиту от зла, стал ближе к Богу, достоин награды. То есть судьба представляет собой расплату за прошлые поступки. И никакой дополнительной высшей силы для этого не требуется.

Вот такая картина мира, как представляется, вполне логичная и непротиворечивая.

Однако есть ещё и другие мировоззрения, где высших сил уже не две, а много. Например, существуют религии многобожия, в которых описываются десятки или даже сотни богов, полубогов и прочих высших существ. При этом все эти высшие силы, как правило, не отличаются высокой нравственностью. Им вовсе не чужды разные грехи и пороки. Они постоянно соперничают, враждуют и даже воюют друг с другом. Не совсем понятно, кто из них создал мир и людей, да и самих этих богов тоже. У них, конечно, есть начальники, высшие боги, но подчинённость при этом совсем не строгая. Что же касается человека, то он должен выбирать себе одного или нескольких покровителей из числа богов и следовать их указаниям, не обращая особого внимания на других богов. 

Да, религии многобожия тоже объясняют, почему в мире существуют как добро, так и зло. Например, принёс жертву одному из богов — он тебе помог. Не принёс другому — получи удар. Забыл народ о почитании какого-то бога — будут сыпаться на этот народ несчастья. Построил народ богатый храм какому-то богу — будет ему помощь от этого бога. Вот так и должны люди постоянно крутиться, ублажать богов, заручаться их поддержкой и стараться никого из них не обидеть. Короче говоря, получается, что все эти боги — всего лишь могучие волшебники, у которых просто намного больше возможностей, чем у людей. При этом ни один из этих богов не всесилен, каждый из них может быть побеждён и повержен. Все они покорны неумолимому року. Они не определяют будущую судьбу мира, не обещают конечной победы добра. Они также не решают посмертную судьбу человека. Но своя логика в религиях многобожия, несомненно, есть.

Имеются ещё и другие, менее распространённые мнения о высших силах. Например, некоторые люди утверждают, что существует множество самостоятельных и независимых космических воинов света, много самостоятельных и независимых зловредных сущностей, а также много самостоятельных нейтральных высших существ. При такой картине мира у человека уже совсем теряются ясные и понятные жизненные ориентиры, а также остаётся совсем мало свободы выбора. Он уже не в силах понять, какая из многочисленных высших сил тянет его в свою сторону и с какой целью. А может быть, его тянут и толкают в разные стороны сразу несколько высших сил. Какую из них слушаться, какой из них сопротивляться, на какую не обращать внимания — понять очень трудно. И непонятно также, как человек в таком мире может отвечать за любое своё решение и за свою жизнь в целом.

Вывод из всего сказанного очень простой. Пусть каждый сам выбирает своё мировоззрение, свои цели и свой путь в жизни. Но главное — чтобы человек как можно чаще выбирал добро и отказывался от зла. И ещё очень важно не забывать о своей свободе выбора и не сваливать всю ответственность на какие бы то ни было высшие силы. Вот тогда жизнь будет прожита не зря.