Анекдоты про Шико, шута Генриха III и Генриха IV

Вадим Жмудь
Генрих Третий увидел, что Шико ест печенье в постели.
— Шико, ты сошёл с ума! — возмутился Король. — Я велю тебя выпороть!
— Государь, вы велите выпороть меня за то, что я поступаю так, как могли бы поступать вы сами? — удивился Шико.
— С какой бы стати я стал поступать так, как ты? — удивился Генрих.
— Поскольку вы - Король, и вас никто не может выпороть, вы вправе делать то, что вам заблагорассудится, не так ли? — уточнил Шико.
— Разумеется, в своём государстве я - хозяин! — согласился Король.
— Ну так если бы я был Королём, то и я, не опасаясь порки, мог бы преспокойно есть печенье, лёжа в постели! — воскликнул Шико. — Что я и делаю, то есть поступаю по-королевски! Так неужели вы осудите меня за то, за что не осудили бы самого себя?
— Как иногда находчив этот болван! — рассмеялся Король.
— На фоне вас, Ваше Величество! — ответил Шико с поклоном.
— Что ты сказал, негодяй? — возмутился Генрих.
— Я сказал, что я болван лишь на вашем фоне, как, впрочем, и любой другой из свиты Вашего Величества! — ответил Шико. — Все мы болваны в сравнении с вами.

* * *

Шико уже в годах, находясь среди молодёжи, пытался обратиться к ним с речью, но они игнорировали его слова.
— Послушайте, юноши, старика, к словам которого прислушивались старики, когда он был ещё только юношей! — воскликнул он.

* * *
Однажды Шико сказал Генриху IV, подкрепляя свою мысль о том, что не следует Королю тратить столько сил на любовниц, когда их следовало бы потратить на дела управления королевством.
— Ты подобен рыбаку, который ловит рыбу на перстень с бриллиантом, привязанный к конскому волосу. Если волос оборвётся, потеря будет несопоставима с предполагаемой стоимостью улова!

* * *
После того, как одного из глупых придворных необоснованно возвысили, Шико сказал:
— Пока этот болван был просто болваном, он вызывал смех, теперь же, когда он стал болваном влиятельным, он вызывает слёзы.

* * *
Шико внимательно следил за посетителями Генриха III и рисовал на них карикатуры, которые потом показывал Королю и получал за них обычно один золотой.
— Почему ты перестал рисовать этих идиотских химер? – спросил Король после того, как от него ушёл один из наиболее непривлекательных посетителей, на которого было бы очень легко нарисовать карикатуру.
— Потому что настоящие химеры забросали меня жалобами, уверяя, что их портреты совсем на них не похожи! Те, с кого я пишу свои портреты, своим видом оскорбляют записных уродцев.

* * *
— Ты никогда не будешь великим человеком!  — сказал Король Генрих III, обращаясь к Шико.
— Меня это не огорчает, — ответил Шико. — Ведь великий человек — это такой человек, который всю жизнь, отказывая себе даже в самых скромных радостях, посвящает тому, чтобы после смерти о нём хорошо отзывались. Я предпочитаю жить в своё удовольствие, и пусть после моей смерти обо мне все забудут, или будут говорить только самое дурное!

* * *
— Ты даже не представляешь, как дурно о тебе отзывались кое-кто из моих придворных в твоё отсутствие!  — сказал Король Генрих III,
— Пусть бы даже они избивали меня в моё отсутствие, меня это не беспокоит!  — ответил Шико. — Зато до тех пор, пока ты меня терпишь, все они в твоём присутствии готовы целовать мне руку. Или ногу. Или иное, что я им предложу.
— Не все, — возразил Король.
— Будут все, если ты им объявишь, что сделал меня своим фаворитом, — ответил Шико.

* * *
— Над тобой все смеются за твоей спиной! — как-то снова сказал Король.
— Если я этого не слышал, я не обязан вызывать их на дуэль, но когда я это услышу, я отвечу им так, что они сами меня вызовут, — ответил Шико.
— Ты собираешься устраивать дуэли? — спросил Король.
— Ничуть! — ответил Шико.  — Мне лень извлекать из ножен свою шпагу ради каждого болвана, которому я не нравлюсь. Ведь я не тысяча пистолей, чтобы нравиться всякому, кто остановит на мне свой взор!

* * *
— Государь, пообещайте мне сделать то, что я попрошу! — сказал Шико.
— Хорошо, но при условии, что и ты тоже пообещаешь мне сделать то, что попрошу тебя я, — ответил Король.
— По рукам, Ваше Величество! Подпишите приказ о назначении мне пенсиона в размере двести тысяч ливров в год и отдайте его мне, — воскликнул Шико.
— С удовольствием, мой дорогой! — ответил Король и подписал соответствующий приказ. — Видишь, я подписываю. Ты доволен?
— Да, Ваше Величество! — ответил обрадованный Шико.
— Теперь и ты должен исполнить своё обещание и выполнить мою просьбу, — напомнил Король.
— Я повинуюсь. О чём Вашему Величеству угодно попросить меня?
— Порви в клочья этот приказ, который я только что подписал и передал тебе, — ответил довольный Король.
— Я не допущу такого святотатства! — воскликнул Шико. — Любая бумага, подписанная Вашим Величеством, становится Законом Франции. Кто я такой, чтобы поднимать руку на Закон? За такое можно и руки лишиться! Уж лучше порвите это приказ сами.
Король рассмеялся и не стал разрывать приказ.

* * *