Константинов дар и Пипиново дарение

Людмила Хаустова
( Из серии «Азбука Рима»)

     Прогуливаясь с нашими добрыми друзьями по поселку, мы заслышали призывный звон колоколов от соседнего храма. И я вспомнила, что  традиция использования колоколов  в церквях идет от итальянского епископа Паолино ди Нола, жившем в начале V века.   
- А где эта Нола находится?
- В провинции  Кампанья, по соседству с  Неаполем, через залив. Слово campagna означает «сельская местность». Но   прислушайтесь, как это слово созвучно с названием полевого колокольчика - campanello  и   campana – колокол! Так вот, давным-давно этому епископу   привиделся сон, в котором ангелы, летая над полем, махали колокольчиками, которые  издавали дивные звоны. Епископ пошел к кузнецам, объяснил идею, и те для начала попробовали сделать колокольчики из листового железа. Позже их стали отливать из разных сплавов и увеличивать в размерах.
- Вплоть до нашего Царь-Колокола.
- А в Риме самый старый колокол можно увидеть, если, направляясь от Колизея к Сан Джованни ин Латерано, свернуть на параллельную улицу справа. Вскоре на поднимающейся круто вверх  узкой средневековой улочке возникнет похожая на крепость громада древнего монастыря  Сантиссими Кватро Коронати. Вот в  надвратной колокольне при входе в монастырь и сохранился с IX  века древний колокол.
- А кому посвящен этот монастырь?
- Согласно  преданиям, он посвящен четырем христианским мученикам. Одно предание говорит о четырех скульпторах, которые отказались высекать статую языческого бога Эскулапа. Другое, о четырех римских воинах, которые отказались казнить христиан и поклоняться  языческому богу. В любом случае эти страдальцы приняли мученическую  смерть и были    увенчаны   мученическим венцами, или  коронами. Отсюда  и название "Кватро  (т.е. 4) коронати".
     Входу в церковь предшествуют два дворика, минуя которые вы попадаете в  довольно просторную, разделенную на три нефа церковь. Абсида расписана позже, в XVII веке, но на фресках отображена история четырех мучеников и триумф всех  святых.  Причем  ангелы изображены в виде поющих женщин, названых "хором ангелиц". Есть там и ещё один знак почтительного отношения к женщинам. В боковых нефах храма устроены матронеи,  т.е.  верхние галереи специально предназначенные  для женщин (матрон). Такие матронеи  сохранились лишь в немногих средневековых церквях Вечного  города.
   Особой  славой там заслуженно пользуется капелла Св. Сильвестра с чрезвычайно интересным  циклом  фресок  XIII  века, посвященных императору Константину и папе Сильвестру. Вам, как историкам, - сказала я, - было бы интересно на них взглянуть.
- Видимо речь идет о «Константиновом даре», не так ли? – уточнил Александр Иванович.
- Именно так.  Росписи рассказывают,  как император Константин в первые годы своего правления начал преследовать христиан. Папа Сильвестр вынужден был бежать на гору Соратте и скрываться в потаенной пещере.  За гонения верующих  Константин был наказан и поражен неизлечимой проказой. Дворцовые лекари правителю не помогли. Призванные языческие маги посоветовали императору искупаться  в теплой  крови убиенных младенцев. Даже и младенцев собрали, но, увидев слезы матерей и услышав крики детей, Константин отказался от жуткого намерения.  Ночью ему явились два старца и сказали,  что только папа Сильвестр сможет избавить его от недуга. Константин послал за папой. Отыскав в горах Сильвестра, посланцы  доставили его в Рим, в Латеранский дворец. Константин рассказал Папе о явившихся ему во сне старцах. Сильвестр, догадавшись о ночных посетителях,  послал за иконой, и Константин признал в изображенных на ней  апостолах Петре и Павле   ночных посланниках. Затем Папа повелел Константину одеться во вретище, в течение семи дней соблюдать пост и каяться в своих грехах.  Только после этого облаченный в белые одеяния Константин вошел в ванну, Сильвестр произнес слова молитвы, и император  тут же очистился от проказы.  Потрясенный  исцеляющей силой христианской молитвы, благодарный    император  усадил Папу на коня и, держа за уздцы, торжественно провел по улицам Рима.
-  Позднейшие исследования показали, - добавила Вера Павловна, - что Константин в ту пору не принимал крещения. Это был обряд оглашения, то есть  заявление  о намерении креститься в будущем.  Полагают, что  христианство Константин принял только на смертном одре.
- Древнее предание с течением времени   дополнили, - сказал Александр Иванович.- Император будто бы ввел особые привилегии для христиан, приступил к строительству  церквей, объявил римского епископа главой духовенства, и  вручил Сильвестру папскую корону. В довершение всего Константин, якобы, передал Папе Сильвестру и его преемникам грамоту, утверждавшую их власть над западной половиной Римской империи. Это и был  так называемый  «Дар Константина». Все эти события относятся к IV  веку.
- Добавлю, что в благодарность за исцеление император Константин устроил храм непосредственно в Латеранских палатах и подарил его  Папе Сильвестру. Это была первая официальная  резиденция  римских Пап  вплоть  до  перенесения  её в Авиньон в 1305 году. Причём в ходе строительства  Константин на своих плечах вынес 12 корзин земли, по числу  двенадцати апостолов.   Свою резиденцию Константин перенёс в Византию, возвещая, что главе империи не подобает обретаться  там, где пребывает глава церкви.
- Действительно, в средние века, - продолжил Александр Иванович, - римские  папы стали не просто главами католической церкви. Они претендовали на верховную власть над Европой и над всеми христианскими церквями. Такое всесилие римских понтификов надо было как-то обосновать, подкрепить. Вот и появилась грамота, именуемая «Константинов дар». Причем заговорили об этом документе   только в VIII веке. Тогда, в 751 году, Риму, который едва начал оправляться от бесконечных нашествий варваров, снова угрожало вторжение обосновавшихся на севере Италии лангобардов, или «длиннобородых». Называли их так, потому что, подобно библейскому Самсону, они не стригли ни волос на голове, ни бороды, дабы не утратить силу.
   Правивший в ту пору Папа римский Стефан II  не мог надеяться на помощь от Византии  по причине внешних и внутренних противоречий с восточной частью римской империи. Понтифик решил обратиться за помощью к  племени франков, где королем себя провозгласил Пипин по прозвищу Короткий.  Долгое время он был майордомом и реальным правителем  при слабом короле Хильдерике III.  Однако такое зависимое положение удручало Пипина, и он обратился за советом к римскому Папе. Понтифик ответил, что власть должна принадлежать тому, кто  действительно правит. В результате Хильдерик, последний представитель королевского рода Меровингов, был пострижен в монахи.  Однако Пипину, который был представителем знатного, но не королевского происхождения, следовало обосновать законность захвата власти. Хитроумный Папа Стефан обещал Пипину папское благословение на королевские полномочия, если он спасет Рим от лангобардов.
   Понтифик сам отправился во Франкское королевство и  предъявил Пипину «Константинов дар». То есть официальный документ, в котором сам Константином Великий говорил о передаче  верховной власти над Западной Римской империей  главе римской церкви.
- Мне помнится, - добавила Вера Павловна, - что Пипин был неграмотным. Каролинское письмо  появилось лишь при его сыне, Карле Великом. Поэтому на Пипина  любой красочно оформленный документ мог произвести чудотворное действие.
- К тому же, как говорит Наталия Ивановна Басовская, средневековье – это эпоха жеста. Торжественным жестом была развернута перед глазами Пипина роскошная, впечатлившая его грамота. Да и вся встреча Пипина с Папой была оформлена эффектно и выразительно. Пипин сам встретил папу в трёх милях от города, сошёл с коня, встал перед Стефаном на колени, а потом взял за узду его лошадь и некоторое время вёл её, исполняя обязанности конюха. В королевском дворце их роли поменялись. Стефан из уважения к королевскому достоинству Пипина, одев сермягу и посыпав голову пеплом, встал перед ним на колени и молил начать войну против лангобардов. Пипин торжественно поклялся исполнить его желание и возвратить папе отобранные у него земли.
     28 июля 754 года  Папа Стефан провел церемонию коронации и обряд миропомазания над Пипином и его сыновьями Карлом, будущим Карлом Великим, и его братом Карломаном, представителями новой династии Каролингов.
- При этом Папа объявил Пипина "патрицием римлян", как бы наследником Великой Римской империи. Под страхом отлучения Стефан заповедал франкам избирать королей только из этого освящённого церковью рода.  В ответ Пипин поклялся заботиться о церкви и помогать Папе. Вскоре он выступил против лонгобардов, а после победы Пипин отдал Папе все отвоеванные у них земли.
- «Пипинов дар» взамен  в обмен на «Константинов дар».
- Это щедрое приношение  вместе с Римом составило  Папское государство, где папа стал не только духовным, но и светским правителем.
   Долгое время подлинность документа «Константинов дар» не подвергалась сомнению. Грамотных  в средневековье было немного, да и слово церкви  расценивали как слово Божие.
    Кстати сказать, в 1054 году римский Папа Лев IX написал византийскому патриарху Михаилу Керуларию письмо, в котором обосновывал свое верховенство именно  «Константиновым даром». Михаил отказался признать свою подчиненность, в результате чего Папа и Патриарх предали друг друга анафеме. Так началась Великая схизма, раскол церкви на западную, католическую, и восточную, православную.
- А до нас этот «Константинов дар» дошел?
- Через Византию «Константинов дар» проник и на Русь. С середины XVII века «Дар» под названием «Вено Константиново» печатался в «Кормчей книге», своде законов и правил Русской церкви. К тому же после брака с Софьей Палеолог, племянницей последнего византийского императора,  Иван III принял на себя   царский титул  и византийский герб.  Москва тогда была провозглашена третьим Римом. Возникли легенды о происхождении Рюриковичей от брата римского кесаря Августа, о шапке Мономаха, будто бы подаренной русскому князю византийским императором.
   Особое значение  документ приобрел  при патриархе Никоне, который требовал, чтобы «гражданская власть не мешалась в дела церкви». На него же  ссылались, защищая права монастырей на землевладение.
- А когда стали сомневаться в истинности этого документа?
- Впервые в этом усомнился философ и писатель Николай Кузанский в 1400-х годах. В 1440 году   Лоренцо Валла, выдающийся интеллектуал и эрудит, безукоризненно владевший латынью,  опубликовал трактат, в котором  доказывал, что документ «Константинов дар»  был сфабрикован в середине VIII века. Изучая стиль написания  и содержание документа, Валла, на основе историко-филологического метода, доказал, что грамота изложена   не на классической латыни IV века, а на средневековой латыни. К тому же в ней использовались термины, неизвестные в античности. 
   Более поздние исследования позволили предположить, что документ был изготовлен в VIII или в IX веке, возможно, в аббатстве Корби во Франции.  Произошло это либо при заключении соглашения между Стефаном II и Пипином Коротким, либо  несколько позже, оправдывая эту договоренность  задним числом.
    В конце концов, представители церкви признали подложность документа, не исключая  самого факта  «дарения Константина». Они полагали, что  изготовленный документ не подлог, а  восполнение исторического и юридического упущения. Лишь в XIX столетии в Риме совершенно отказались от ссылки на этот документ.
- Получается, что мифический, признанный подделкой «Константинов дар», напрямую связан с реальным документом, так называемым «Пипиновым дарением или даянием».  Правда, оригинал его тоже  не сохранился, но цитаты  приводятся в источниках  конца VIII века.
- К тому же Пипин подтвердил свое дарение  позднее, во время посещения Рима в 744 году, да и Карл Великий   в   756 году   подтвердил земельное пожертвование своего отца.