Вологодский говорок

Виктор Томилов
      Наверное, для многих не секрет, что вологжане, жители Вологодской области
говорят на О. Такой вологодский говорок — на О. Окающий говорок. Вместо
звука  А, как следовало бы говорить по литературной норме, произносится звук  О.
     В Вологде даже есть памятник букве О. Он установлен в 2012 году в
историческом центре города в сквере на Соборной горке у Кремлевской
площади. В 2015 году неподалеку от этого места на набережной реки Вологды
появился еще один памятник вологодскому оканию — арт-объект, кованая
скамья ,,Посидим-поокаем''. И это, появление таких памятников, на мой взгляд, прекрасно.
       Надо понимать, что на букву О говорят, особенно в сельской местности , не
только на просторах Вологодской области. Но и в соседних с ней областях.
Например, в Кировской, Архангельской.
    Автор этих строк — сам из вологодских. И хотя уже 45 лет живу на берегу
великой русской реки Волги, вологодский говорок нет-нет, да и даст себя знать.
Особо наблюдательные собеседники иногда спрашивают - А ты не с Кировской
области? И я тогда отвечаю — Нет, я вологодский!
     В Вологодской области на О преимущественно говорят жители
центральной и восточной части области. Мне как раз повезло родиться в одном
из восточных районов области, моей жене в соседнем районе. Лингвисты,
конечно же, скажут, что речь коренных жителей Вологодской области
отличается не только оканьем, но еще и ,,цоканием'', а также
продолжительностью некоторых гласных и т. д. Ну, и разумеется, вологжане до
сих пор, особенно в сельской местности, употребляют слова, которые не
приветствуются к использованию в литературном языке. Скажем, мне в
школьные годы приходилось слышать слово - разболокайся. Что в переводе на
литературный русский означает — раздевайся. Соответственно слово
оболокайся — означает одевайся. Скажем, раньше в Никольском районе, самом
восточном, можно было услышать - Не зря говорят, курицу не накормишь, а
девку не оболокёшь.
       Моя бабушка, мать отца, дожила до 94 лет. Последние годы ходила с
батогом. То есть с палкой. Часто такая палка использовалась для обозначения,
что в доме никого нет. Помню, мы так делали, когда я учился еще в школе, это
шестидесятые и семидесятые года двадцатого века. Тогда в сельской местности,
когда хозяин или хозяйка отлучались из дома ненадолго и недалеко, например,
до бани , или в огороде что-то сделать, и в доме никого не оставалось, входная дверь в
дом не закрывалась на замок, а перегораживалась приставленной палкой -
батогом. Пришедший в гости селянин понимал, что хозяин где-то рядом, и
сейчас подойдет.
      И только сегодня, пополняя свои знания о языке своих предков с помощью
несколько часов назад скачанной книги ,,Вологодское словечко'', словаря
для школьников, узнал кое-что новое для себя. Кстати говоря, эта книга создана
на основе огромного труда - Словаря вологодских говоров, изданного под
редакцией Т.Г. Паникаровской . Собирали слова преподаватели и студенты
Вологодского государственного педагогического университета в
многочисленных экспедициях. Первый из двенадцати выпусков вышел в 1983
году, последний, двенадцатый - в 2007 году. Словарь содержит свыше 26 тысяч
местных слов, диалектических слов. Словарь для школьников ,,Вологодское
словечко'' содержит таких слов меньше — около 4 тысяч, но для пользования,
по-моему, даже удобнее. Именно из него я узнал некоторые интересные
факты, доселе мне неизвестные.
     Конкретно - узнал старинное , можно сказать древнее применение батога.
Оказывается в старину батог имел специфическое, если так можно сказать,
применение. С помощью батога полоскали белье в речке. Батог тогда имел на
конце закругление, или был изогнут, чтобы удобнее было им подхватывать
белье и одежду при полоскании. Признаюсь, когда я много раз смотрел, как моя
мать в прошлом веке полоскала белье в речке поздней осенью и даже зимой в
проруби, я недоумевал - вот моя мать полощет белье в резиновых перчатках,
часто под ними тонкие вязаные перчатки, а как полоскали в ледяной воде в
старину русские женщины?! Ведь резиновых перчаток тогда не было! А вот
оказывается как — с помощью батога.
     Батогом также называлась часть цепа для обмолачивания снопов ржи или
каких-то других злаков. Цеп состоит из двух палок связанных друг с другом
гибкой сцепкой. Современная молодежь, конечно, не видела его, и в качестве
примера для объяснения , можно сказать - это как огромные японские нунчаки.
Так вот, палка, которая ударяла непосредственно по колосьям, тоже называлась
батогом. Мне довелось видеть такие цепы на повети нашего сельского
дома.               
  Поветь — верхнее помещение в хозяйственной части крестьянского дома,
используемое для хранения сена, соломы, инвентаря. Помню, как мой отец,
учитель физики и математики в шестидесятые годы годы на лошадке зимой
привозил с дальних покосов сено и закидывал деревянными вилами сено на
неё через проем открытой специальной двери. Потом сено через люк по
мере необходимости сбрасывалось вниз, прямо в кормушку для коровы. Моя
мама, учительница русского языка и литературы доила корову, чтобы мы, трое
её детей, могли пить молоко. В летнее время мы, дети, спали на ней.
Замечательно было спать там! Воздух более свежий чем в доме. А если
еще дождь стучит по крыше ...
     Раз уж речь зашла о доме, то, видимо, следует упомянуть, что далеко не
каждый современный человек понимает, в чем разница между избой и домом.
Изба — это строение из бревен, имеющее четыре стены. Дом - строение из
бревен, имеющее пять и более стен. У нас был именно дом пятистенок.
     В старые времена, для людей, живущих в избе, поветь в летние месяцы была
настоящим спасением. Вы знаете, почему? Пищу летом приходилось
готовить в русской печи! В летнюю жару! Поспи-ка тогда в таких условиях...
И еще одно наблюдение. В Вологодской и в соседних областях, скажем,
Костромской, Архангельской, Кировской, Ярославской,  у многих крестьян в старину были именно дома, а не избы. В
более южных областях и на Урале —по-другому..
                10.08.2023
                P.S. Продолжение последует