Нас спасают девочки

Оксана Ёркина
- Как-то не сидит, - Зоя смотрит на себя в платье бохо из Испании в зеркало и переводит взгляд на меня. За несколько секунд я соображаю, что мне не удастся соврать. «Заяц», моя сердечная подруга, имеет лишние килограммы.


А врать и не надо, моя профессиональная память выдаёт то космическое, фантастическое в женском костюме, что было в прошлом, и что, недавно, качая по-китайски головой специально для меня, подтвердил ректор китайского университета: и у них и у нас уничтожена аутентика. Мы живём во времена суррогатной информации. И исторической и (прости Господи!) этнографической! Всё, что было ещё недавно, всё стало дискуссионно. Моя музейная история.


- Историческая концепция обновляется,- сказал как-то лектор православного духовного центра. Я ему верю, лекцию слушала в огромном, шикарном,  новопостроенном здании, просветительском центре епархии. Убеждает. Это и понятно!
А вот со вторым, этнографическим, моим родным, и другого не будет, совсем беда. У каждого свой сундук. У кого сохранился. У всякого свой язык, включая шепелявое ласковое слово бабушки, или, как в моём случае, бабки шептухи. Там у неё и вовсе мистика с географией – родина бабки моей и прабабки - граница Смоленщины, там была своя «гаворка». В далёком прошлом здесь оставили следы викинги, курганы тут есть. Как сказали знакомые антропологи, а я подтверждаю, по лицам родных я часто вижу схожесть со шведами, особенно мужчин. Это и понятно. Воевать и покорять от них приходили мужчины.
Я не запуталась, как может показаться  читателю. Этнография, как говорится вопрос, который висит в воздухе, и  не стоит озвучивать его ещё лет пятьдесят, чтобы не сделать больно кому-то, с одной стороны, и не доминировать, с другой! Я о другом.


Я о моей подруге. В костюме наших древних территорий (для инспираций использовала женские погребения, в основном) есть важная черта - веками отбиралось самое полезное и удобное. Красивое это после. Это принцип народной культуры. Крой, шов, декор, дополнения, вид головного убора, всё по памяти, статистика в учёных трудах очень относительна. Так и мы девочки, девушки, женщины  нового поколения будем делать.


 С головы начнем, закрутим плат, платок, чтобы и волосы спрятать и немного поиграть с прядями волос, у неё они вьются. И цвет платка можно к её зеленым глазам подобрать, представляю как естественно будет смотреться!  Оденем Зойку в льняное, типа рубахи, гривну можно шейную серебряную, дополним шалью из секонд хенда, чтобы задрапировать  грудь шестого размера. А если повезет, и останутся деньги, возьмем дорогие дизайнерские высокие сапожки!  Видела я как моя бабка Федора, вдова от деда Якова,  всю работу и по хозяйству и в поле делала в широких кирзовых мужских сапогах. Удобно! Отдадим мужчинам должное.


О валенках из Смилович, с малой родины Хаима Сутина, дорогого, популярного в Париже и в мире ценителей искусства  поговорим зимой. Пусть и ему родина чем – нибудь будет полезна!

Илл. Реконструкция женской одежды с городища XI-XII вв. Масковичи Браславский р-н, Витебская обл. Археолог Людмила Дучиц