Сон-бег, бег во сне

Иван Шмаков 3
      В 1982 году я закончил Ленинградский физико-математический интернат № 45 при ЛГУ имени Жданова .
В ночь на 10 августа 2023 я видел сон .
      Что редко бывает ,
этот сон был длинный , содержательный и хорошо запомнился .

      Мне снилось ,
что в нашем десятом физико-математическом классе сформировалась группа ( включавшая меня ) для поездки в США .
Непонятно , как сформировалась наша группа :
то ли нас назначили , то ли мы вызвались добровольцами .
      Непонятно — не значит , что я подзабыл сон ;
это не было понятно изначально .

      Мы — 7 .. 10 ( включая меня ) человек , все юноши , без девушек , без сопровождающего-взрослого — как-то оказались
в громадном , странном и пустом салоне самолёта летящего в " Нью-Йорк ".
Пустом — в том смысле , что в салоне кроме нас никого не было .
Странен же салон был тем , что вдоль одной стороны салона вместо обычных иллюминаторов
было высокое ( широкое ) и длинное , во всю стену , панорамное окно .
      В панорамное окно мы увидели дома и поняли , что вот-вот сядем .
Мы действительно сели и из самолёта как-то попали в совершенно безлюдный аэропорт .
Совершенно безлюдно ( без кого-либо не входившего в нашу группу ) мы получили багаж :
траволатор вынес нам все наши сумки и чемоданы .
      Почему-то рядом с аэропортом было много зданий ,
фактически аэропорт был в городе или впритык к городу ,
чего реально ( а не во сне ) , наверно , не бывает из соображений безопасности .

      Вдоль фасада аэропорта шла дорога , рядом с аэропортом расширяясь в небольшую площадь .
По подземному переходу мы перешли совершенно пустую ( без людей и без машин ) площадь
и вошли в павильон автобусной остановки .
Павильон представлял собой бочкообразную прозрачную крышу ,
под которой было три прозрачные стены : две с боков и одна сзади ,
со стороны дороги павильон был совершенно открыт ( между боковыми стенами ничего не было ) .
По краям задней стены было 2 широких проёма , в каждый из которых могли совсем свободно пройти 2 взрослых человека .
Скамеек в павильоне не было ( видимо предполагалось , что в ожидании автобуса пассажиры должны стоять ) .
По сравнению с павильонами современного Петербурга ,
павильон был громаден : в нём свободно могло стоять 50 .. 70 взрослых человек .
      В павильоне мы стали обсуждать , куда и к кому нам следует обратиться .
Один из нас сказал , что нам , видимо , надо перейти в такой же соседний павильон ,
стоявший там , где дорога сужалась до своей обычной ширины ,
что мы и сделали .

      Я стоял немного в стороне от моих товарищей ,
когда в павильон ворвались парни в масках и с жезлами в правой руке
( молодые мужчины , возможно наши сверстники , возможно вполне взрослые )
и , сорвав крышки с жезлов ( из которых повалил дым ) ,
дымящими концами жезлов стали тыкать в нос моим товарищам .
Затем парни в масках похватали ставших вялыми моих товарищей
и запихали их в автомобиль-фургон , который тут же поехал .
Всё это произошло очень быстро .

      Я побежал за фургоном .
Видимо , он ехал недалеко и недолго , потому что я не упустил его из виду .
      Автомобиль-фургон остановился перед торцом трёх- или четырёхэтажного здания .
Я почему-то решил , что это здание — полиция , хотя никаких надписей не было .
      Часть стены поднялась ( втянулась строго вертикально , а не внутрь здания ) , образовался проём ,
фургон въехал в здание , часть стены опустилась обратно .

      Я подошёл к " полиции " и несколько раз обошёл её .
Затем , не зная , что делать , побрёл от " полиции " и аэропорта
по совершенно пустой улице .
      Неожиданно я заметил моего одноклассника по интернату , который не поехал с нами , а остался в Ленинграде .
Несомненно , это был мой одноклассник , хотя выглядел не на свой возраст ,
а был вполне взрослый , возрастом , на вид , далеко за двадцать лет .
      В чужом и непонятном городе увидев своего , советского человека ,
я очень обрадовался , подбежал к нему и , на краткое время схватив за руку ,
стал подробно рассказывать , что с нами произошло .
— Беги отсюда не оглядываясь , — прервал мой длинный рассказ одноклассник
и быстро пошёл прочь , от дороги и почти перпендикулярно к ней .

      Я решил , что отсюда — значит от " полиции " , и
не побежал , но очень быстро пошёл по узкому асфальтовому тротуару впритык к дороге от " полиции " и аэропорта .
      Неожиданно передо мной возник человек , идущий в ту же сторону , но медленно .
Я не заметил , как он возник :
возможно он шёл по тротуару давно и я догнал его ,
возможно он вышел из подъезда или промежутка между домами .
      Он был явно болен :
постоянно кашлял , сутулился и , как уже сказано , шёл медленно .
      Обойти его не было никакой возможности :
с одной стороны очень узкого тротуара ( слева от меня )
была дорога , проезжая часть , выходить на которую я опасался ,
хотя никаких ( ни едущих , ни стоящих ) машин на ней не было ;
с другой стороны тротуара вплотную к нему примыкали
либо дома , либо кусты , чахлые по редкости листвы ,
но непроходимые по высоте и переплетённости довольно толстых веток ,
либо дорога с примыкающими к ней тротуарами
рассекала холмики и справа от меня была бетонная стенка мне по пояс или выше .

      Асфальтовый тротуар упёрся в каменистый пустырь без кустика , без травинки :
голые булыжники примыкали вплотную к дороге .
      Медленно шедший человек остановился ,
сделал шаг от дороги , повернулся к ней спиной , стал икать
и слегка наклонился вперёд , собираясь видимо блевануть .
      Я обошёл его справа и пошёл от дороги .

      Довольно скоро я попал в каменный мешок :
утоптанный песок под ногами и глухие ( без окон ) стены с четырёх сторон .
Из дворика только два выхода , две арки :
одна назад — к дороге ,
другая — направо , к " полиции ".
      Я прошёл арку на " полицию " и пошёл дальше .
Хитросплетение домов и непроходимых кустов было таким ,
что идти можно было только либо к дороге , либо к " полиции ".
Я шёл к " полиции " , несколько раз безуспешно попытавшись ( каждый раз пришлось возвращаться ) идти от дороги .

      Удивительно скоро ( по сравнению с временем , в течение которого я шёл по тротуару рядом с дорогой )
я вышел к " полиции "
      и заметил , что она находится между двух улиц .
Каждая улица ( дорога с узкими тротуарами ) представляла собой тупой угол с закруглённой вершиной .
Там , где улицы почти касались друг друга закруглёнными вершинами , и стояла " полиция ".
      Я вышел на другую улицу ( не ту , по которой шёл раньше и на которой встретил одноклассника )
и пошёл по тротуару от " полиции " и аэропорта . Дорога ( другая ) теперь была не слева , а справа от меня .
      Улица была пуста :
ни машин ( ни едущих , ни стоящих ) , ни людей , ни даже собак и кошек ;
только однажды дорогу ( довольно далеко передо мной ) перебежала небольшая группа людей ,
за ней бежала ещё меньшая группа , стреляя на ходу .

Несколько часов или дней я ходил по " Нью-Йорку "
            Слово " Нью-Йорк " я постоянно заключаю в кавычки потому ,
            что реальный Нью-Йорк , наверно , совсем другой .
                Насколько мне известно ( сам я не был там ни разу ) ,
            реальный Нью-Йорк — город небоскрёбов .
            " Нью-Йорк " моего сна малоэтажностью , узостью тротуаров , плотностью застройки
            напоминал центральные районы тогдашнего Ленинграда и нынешнего Петербурга ;
            был , пожалуй , даже малоэтажнее центральных районов Петербурга .
                И от реального Нью-Йорка , и от реального Ленинграда , и вообще от любого неброшенного города
            " Нью-Йорк " моего сна отличался пустотой :
            почти не было ни людей , ни машин ( ни едущих , ни стоящих ) ;
            не было вообще никаких собак и кошек , никаких птиц : воробьёв , голубей , грачей , ворон , чаек
            ни на улицах , ни во дворах , ни в небе .
Несколько часов или дней я ходил по " Нью-Йорку " ,
пока не вышел к невысокому ( трёх- или четырёхэтажному ) , неширокому ,
но очень длинному ( метров двести или больше ) зданию .
      Торец здания был глух ( ни одного окна , ни одной двери ) ,
фасад здания весь был в широких окнах , но дверь была только одна , на самом краю фасада .
      Мне стало интересно , почему в таком длинном здании только один вход ,
я не подумал , что входы могут быть и с другой стороны .
Я открыл дверь и вошёл в здание .

      Вошёл — и попал в узкое ( вдоль торца ) помещение .
Почти всё это помещение занимала лестница на второй этаж ,
которая была с площадкой , но без разворота между этажами , пологой , довольно широкой ,
начиналась ( на первом этаже ) почти рядом с входом в здание ,
а в конце ( на втором этаже ) почти упиралась в стену , противоположную входу в здание .
      Поднявшись на второй этаж по лестнице ,
я попал в большое , длинное , светлое ( многооконное ) помещение ,
которое , тем не менее , было в разы короче самого очень длинного здания .
      Проём , в котором была лестница , по которой я поднялся ,
был , как полагается , ограждён перилами .
Однако в углу , противоположном входу в здание ( т.е. двери , через которую я вошёл в здание ) ,
была ничем неограждённая довольно большая прямоугольная
то ли яма ( неглубокая ) , то ли дыра ( т.е. проём ) в полу второго этажа .
      Примерно посередине между лестницей ( по которой я поднялся )
и неограждённым проёмом в полу ( видимо , проёмом , а не ямой )
был проём в стене ( видимо , край коридора ) .
Из проёма в стене к проёму в полу довольно быстро вдоль стены двигалась вереница дышащих друг другу в затылок людей .
Подойдя к проёму в полу , люди как-то исчезали в нём .

      В этой веренице я заметил знакомого , с которым ездил в стройотряд ,
подошёл к нему и поздоровался .
— Здравствуй , малец . — ответил он и , видимо заметив тень оскорблённости на моём лице ,
спросил , — Ты школьник ? интернатский ?
— Я не школьник . Мы познакомились с тобой в стройотряде
            С этим человеком я познакомился , кончив первый курс физфака ЛГУ , в стройотряде .
                Точнее , в стройотряде после первого курса я узнал , как его зовут .
            А моё внимание он привлёк ,
            когда я учился во втором семестре , т.е. во второй половине ( после зимней сессии ) первого курса .
                Во второй семестр во мне возбудил любопытство юноша ,
            часто бывавший на физфаке , но не похожий на студента :
            скорее десятиклассник , возможно даже девятиклассник или восьмиклассник ,
            ( в первый семестр я не мог обратить на него внимание потому ,
            что многое новое , что было в студенческой жизни , но не было в жизни школьника , захватило всё моё внимание ) .
                Какой-нибудь школьник мог в течение семестра раз , два или три раза зайти на физфак :
            на олимпиаду школьников , просто из любопытства ,
            к какому-нибудь студенту или преподавателю ( например , если школьник родственник студента или преподавателя ) .
            Этот же юноша попадался мне на глаза , возможно , каждую неделю
            ( при том , что я , конечно , не искал его специально ) .
            Стало быть , он был студент .
                Он не был первокурсником :
            • он не был в моей группе ,
            • я ни разу не видел его на физкультуре ( на которой занимались несколько групп одновременно ) ,
            • я ни разу не видел его ни на экзаменах , ни на лекциях , общих для всего первого курса .
                Я решил , что он , наверно , второкурсник
            ( и , возможно , кончил школу досрочно : перепрыгнул через класс однажды , дважды или трижды ) .
                В стройотряде ( летом 1983 года ) мы с ним познакомились и отнеслись друг к другу с некоторой симпатией .
            Однако я не спрашивал его ни про его возраст , ни про его курс .
                Летом 83-го года наш стройотряд достраивал звероферму под Сыктывкаром .
            Однажды в выходной день мы с ним ( не вдвоём , а в составе небольшой группы ) поехали в Сыктывкар .
            В ту поездку он мне неожиданно сказал , что кончил четвёртый курс .
            — Я думал — второй , — отозвался я .
            — Молодой ?
            — Да .
            — Я знаю , что молодо выгляжу .
                Наша деци- , санти- или миллидружба после лета 83-го не продолжилась .
            Летом 84-го в стройотряд он не поехал ( после пятого курса — военные сборы ,
            однако летом того же 84-го в наш стройотряд приехал один его сокурсник после сборов ) .
            После того как он кончил физфак , мы встретились с ним только дважды , и то случайно .
                Первый раз мы встретились в вагоне метро в 92-м или 93-м году .
            Тогда я зарабатывал на жизнь тем , что продавал газеты в вагонах метро .
            Я прошёл вагон из конца в конец , громко анонсируя содержание продаваемых мною газет .
            Молча прошёл обратно ( также из конца в конец вагона )
            и ( также из конца в конец и также молча ) в том направлении ,
            в каком шёл , анонсируя газеты ; желающих купить газету в том вагоне не оказалось .
            Только при третьем проходе , в самом конце вагона , я заметил его
            ( он сидел , и выглядел не только не юным , но и старше , старее , своих тридцати с небольшим лет ) ,
            но , направляясь к выходу из вагона , даже не поздоровался с ним .
                Он однако как-то остановил меня ( возможно , схватил за руку ) .
            Его сосед по сиденью встал , чтобы выйти из вагона , я сел рядом с ним .
            Он ( мой стройотрядский приятель ) больше расспрашивал меня чем рассказывал о себе .
            Мы говорили не очень долго ( я пропустил только одну или две станции )
            и расстались , не обменявшись ни адресами , ни телефонами .
                Второй раз мы встретились в 96-м или 97-м году
            на проезжей части , переходя Невский ( шли навстречу друг другу ) .
            Не помню , кто поздоровался первым или единственным .
            Однако я хотел пройти мимо ,
            а он схватил меня за руку и завёл на тротуар
            ( на тот , на который шёл он , т.е. тот , с которого , до встречи , шёл я ) .
            Опять он больше расспрашивал меня чем рассказывал о себе .
            Опять мы не дали друг другу ни адресов , ни телефонов
            ( электронные почтовые ящики в Интернете тогда в России если и были , то были очень редки ) .
— Я не школьник . Мы познакомились с тобой в стройотряде в 83-м . Меня зовут
      Мой стройотрядский приятель меня почти или совсем не слушал .
Подошла его очередь исчезнуть в проёме пола , он лёг животом на наклонное перило вдоль стены и покатился вниз .
            Викисловарь утверждает , что существительное " перила " употребляется только во множественном числе ,
            но почему-то указывает , что оно среднего рода .
                По периметру проёма в полу , как уже сказано , никаких перил не было , т.е. от падения в проём ничто не защищало .
            Однако вереница людей , движущаяся от проёма в стене к проёму в полу ( так , что стена была слева ) ,
            скрывала нечто , что было перилом по геометрической форме , но не было перилом по функции .
                Это нечто представляло собой наклонную планку ,
            лежащую на ряду вертикальных столбиков .
            Каждый столбик был скошен .
            Кроме первых трёх или четырёх столбиков , стоящих на полу второго этажа ,
            каждый столбик стоял на полу первого этажа , высота столбиков уменьшалась от края проёма .
            Перило шло вдоль стены , т.е. было параллельно стене и близко к ней ,
            между перилом и стеной можно было свободно опустить ногу , не более того .
— Я не школьник . Мы познакомились с тобой в стройотряде в 83-м . Меня зовут
      Мой стройотрядский приятель меня почти или совсем не слушал .
Подошла его очередь исчезнуть в проёме пола , он лёг животом на наклонное перило вдоль стены и покатился вниз .
Я решил , что на перило ложатся ( чтобы сразу скатиться по нему ) , не дожидаясь , когда его освободит предыдущий ,
— и повторил его действия .

      Я не вылетел с перила на пол :
неожиданно моё скольжение по перилу относительно плавно замедлилось и кончилось совсем .
Помня , что по перилу может скользить следующий , я быстро с него сошёл .
      Перило кончалось относительно коротким горизонтальным участком .
Угол между горизонтальной и наклонной частями перила был закруглён .
В конце горизонтальной части было небольшое шарообразное возвышение .
      На горизонтальной части перила немного наискось ( правое плечо ниже левого , левая нога ниже правой )
почти впритык к шарообразному возвышению лежал другой человек из того же стройотряда .
В отличие от скатившегося передо мной ,
в реальном 83-м он не был похож на школьника , а выглядел на свой , студенческий возраст .
      Перило проходило под его левой ключицей , его голова свешивалась
( удивительно , как я не стукнул её ботинком ни в конце скольжения , ни когда сходил с перила ) .
Руки его висели как плети . Правая нога , почти прямая , касалась пола носком ботинка .
Левую ногу он почти поставил на пол :
ступня ( почти горизонтальная ) касалась пола носком ,
нога в целом была довольно согнута в каждом из трёх суставов .
Впечатление , что он начал , но не смог сойти с перила .
      Я не стал ни стаскивать его с перила , ни выяснять , жив ли он ,
а стал искать приятеля , замечательно юного в реальном 1983-м ,
а в моём сне вполне взрослого и даже староватого , но не нашёл .
      Не найдя приятеля ,
я стал знакомиться с другими обитателями этого странного здания .

Через несколько часов я почувствовал себя почти как дома :
      все бывшие в Очень длинном здании говорили по-русски
и оказались советскими гражданами , приехавшими в " Нью-Йорк " работать .

Через несколько дней среди советских эмигрантов появился Игорь .
      Вполне реальный Игорь , мой одноклассник по физико-математическому интернату .
Прекрасно помню его фамилию , но , конечно , не объявлю её на весь мир .
В моём сне , Игорь — из тех , кого схватили парни в масках .
Он как-то сбежал из плена и попал в Очень длинное здание .

      Игорь и я , рядом друг с другом ,
как-то оказались среди 120 .. 150 советских эмигрантов
на втором этаже Очень длинного здания .
      Не в помещении с перилом со второго этажа на первый ,
а в нормальном , без проёма в полу , помещении , довольно большом .
      Игорь ( справа от меня ) и я
стоим , почти касаясь спинами стены ,
просто на полу , без какого-либо возвышения под нами .
Я как-то знаю , что это второй этаж , хотя никаких признаков этого не видно .
Перед нами , справа и слева от нас — 2 .. 4 метра свободного пространства .
За ним — широкое рыхлое полукольцо стоящих взрослых людей , в основном мужчин , но есть и женщины .
Все они вполне взрослые , но старых , старше 50-и , среди них нет .
      Среди них довольно много выше меня ростом ,
поэтому за рыхлым , но широким полукольцом я мало что вижу .
Непонятно , как возможно попасть в это помещение , :
никакого проёма ни в правой , ни в левой стене я не вижу .
      День светлый , солнечный : через широкие и высокие окна противоположной стены видно голубое небо .
В помещении также очень светло ,
хотя никаких признаков искусственного ( дополнительного к естественному дневному ) освещения нет .

Окружающие нас люди собрались заслушать наш доклад .
      Доклад начал я .
Я сказал , что Игорь и я ,
в составе небольшой группы учеников физико-математического интерната , приехали в " Нью-Йорк " по приглашению США ,
как всю нашу группу , кроме меня , на автобусной остановке схватили и увезли в " полицию " парни в масках ,
а что было с группой потом , расскажет Игорь .
      Игорь сказал ,
что не помнит , что было в фургоне и " полиции " ,
что весь период , который он помнит , их держали на втором этаже двухэтажного здания
в живописном месте посреди или на краю громадного , как Игорь выяснил при побеге , парка .
Каждого члена группы держали в отдельной квартирке с ванной , кухней и холодильником .
Содержали хорошо :
меняли постельное бельё , выдали довольно мыла , трусов , носков и футболок ,
есть предоставляли каждому в своей квартирке :
давали вдоволь негорячей , но почти готовой еды
( сахар , чай , сыр , молоко , фрукты , колбасу , хлеб , печенье , мармелад , копчёную рыбу ) ,
желающим готовить давали сырое мясо , сырую рыбу , яйца , подсолнечное масло , соль , лук , капусту , свёклу , картошку .
      Ходить друг к другу из квартирки в квартирку возможности не давали .
Однако во время недолгих , но ежедневных совместных выгулов ( прогулок ) общаться друг с другом никто не мешал .
Прогулки ( или , лучше сказать , совместные выходы из здания )
проходили в относительно большом и живописном дворе под окнами квартирок ( эти окна выходили на одну сторону здания ) .
Двор был огорожен высоким ( метра три ) забором ,
вдоль забора ( со стороны двора ) тянулась сплошная полоса шиповника .
В огороженном забором и шиповником дворе ( относительно большом )
песчаные дорожки , газоны с невысокой травой ( Игорь ни разу не видел , что её подстригают ,
видимо газоны были засеяны травами , которые не могли вырасти высокими ) , цветники ,
кусты смородины ( до побега Игоря ещё без ягод ) , скамейки .
На прогулке ,
хочешь — ходи по дорожкам , хочешь — сиди на скамейке , один или с одним или двумя товарищами .
      Несколько раз всех желающих собирали в комнате отдыха :
смотреть телевизор , 2 или 3 раза прочли короткие лекции , провели даже шахматный турнир .
В комнате отдыха перекинуться с товарищем двумя , тремя или десятью словами никто не мешал .
      — Меня не пытали , но давали дышать каким-то дымом , от которого человек тупеет , — кончил Игорь .

      На первом этаже Очень длинного здания
( во сне я как-то всегда знал , на каком этаже нахожусь )
я заметил медленно идущего человека с жезлом , таким же как у парней в масках ,
догнал его и , поставив перед ним левую ногу , правой рукой сильно ударил его в верхнюю часть спины .
Он упал , прокатился по полу полметра или метр и , наверно , помер .

      Игорь и я
опять как-то оказались среди 120 .. 150 советских эмигрантов на втором этаже Очень длинного здания ,
в этот раз довольно далеко друг от друга ( даже не могли видеть друг друга ) и в другом помещении :
ни в помещении с перилом со второго этажа на первый , ни в помещении , в котором мы делали доклад .
      Это другое помещение , в отличие от помещения , в котором Игорь и я делали доклад ,
было не прямоугольным , а состояло из большого прямоугольника
и менее ( раза в 2 ) широкого и менее ( в 3 .. 5 раз ) длинного прямоугольного светлого ( с окном ) закутка .
      День пасмурный .
Я стою , прислонясь спиной к длинной глухой ( без окон ) стене , почти в углу помещения .
Напротив меня — ещё более длинная стена с четырьмя или пятью высокими широкими окнами .
Стена , к которой я прислонился , немного короче потому , что , как уже сказано ,
помещение состоит из большого прямоугольника и приставленного к нему прямоугольного закутка .
Ближняя ко мне ( и слева от меня ) боковая стена совершенно глухая :  ни окна , ни проёма , ни двери .
      Между мной и углом помещения — только проём в стене .
Я как-то знаю , что проём ведёт к лестнице на первый и третий этажи .
Я также как-то знаю , что этот проём — единственный вход в помещение .
      Я как-то знаю ( всеведание сна ) всю геометрию помещения .
Помещение ограничено шестью стенами — тремя продольными и тремя поперечными ( перпендикулярными продольным ) :
• Самая длинная продольная ( и вообще самая длинная ( из всех шести ) ) стена — стена с несколькими окнами напротив меня .
• Средняя по длине продольная стена — стена , к которой я прислонился .
• Самая короткая продольная стена — стена закутка напротив самой длинной стены .
• Самая длинная поперечная стена соединяет самую длинную стену с продольной стеной закутка .
• Средняя по длине поперечная стена соединяет самую длинную стену со средней по длине продольной стеной .
• Самая короткая поперечная стена соединяет продольную стену закутка со средней по длине продольной стеной .
      Каждая поперечная стена совершенно глуха :  ни окна , ни проёма , ни двери .
Самая длинная стена многооконна .
Средняя по длине продольная стена ( к которой прислонился я )
глуха в том смысле , что в ней нет ни одного окна ,
однако в ней есть проём , ведущий к лестнице на первый и третий этажи .
В продольной стене закутка нет ни проёма , ни двери ,
но есть одно и только одно окно ( в углу с самой длинной поперечной стеной ) .
      Я как-то знаю ,
что Игорь стоит , почти касаясь спиной подоконника этого окна .

      Через проём слева от меня
в помещение входит зрелая ( 40 .. 50 лет ) женщина
( я как-то знаю , что она спустилась с третьего этажа , а не поднялась с первого ) .
За ней идут 2 молодых ( до 30 лет ) мужчины , то ли охранники , то ли помощники .
      Пройдя мимо меня ,
зрелая женщина , держа в руке лист бумаги , громко читает :
— Шмаков
— Я , — громко отзываюсь я .
      Зрелая женщина , оглянувшись ( очень кратко , бросив взгляд ) на меня , молча идёт дальше ;
дойдя до закутка , громко называет фамилию Игоря .
— Я , — громко отзывается он .
Женщина идёт в угол , где стоит Игорь .
      Я тоже иду туда .
Подхожу к ним . Женщина что-то вполголоса говорит Игорю .
— Я , я Шмаков .
      Женщина оглядывается на меня ( на более долгое время , даже поворачивается немного корпусом ) :
— И ты туда же . Молоко на губах не обсохло
      Я понял , почему парни в масках меня не схватили , :
я показался им слишком юным для десятиклассника
      Тут я проснулся , повернулся на другой бок и вскоре заснул снова .

      Не буду рассуждать , какой символический смысл имеет этот сон .
Какой-то смысл он , несомненно , имеет .
Однако отмечу , что :

      Прежде всего ,
кое в чём подражать персонажам описанного сна ( как прямо описанным , так и подразумеваемым ) — смертельно опасно .
      Оставлять проём в полу неогороженным — нельзя :
кто-нибудь в него обязательно упадёт ( и , скорей всего , разобьётся насмерть ) .
      Ещё важнее ( гораздо важнее ! ) отметить ,
что съезжать ( т.е. скатываться ) по перилу — смертельно опасно
( падение на нижний пролёт бетонной лестницы , если случится , будет , скорей всего , смертельным ) , :
мало кто может оставить проём в полу неогороженным ( так как мало кто участвует в каком-нибудь строительстве ) ,
а возможность съезжать по перилу имеет почти каждый .
      В семидесятые годы скатывание советских мальчишек по перилам не было экзотичным ( очень редким ) явлением .
В 1974 , 1975 или 1976 году в какой-то детской книжке я читал :
Сколько раз вам говорила
Не съезжайте по перилам
Вы съезжаете опять
Говорю последний раз .
В эти же годы я был свидетелем скатывания мальчишек ( 9 .. 13 лет ) по перилу в городе Мезень Архангельской области .
      После , в крайнем случае , 1979 ( возможно , после 1976 ) года
в реальной жизни ( а не к кино или рекламном ролике ) я ни разу не видел , чтобы кто-нибудь скатывался по перилу .
Надеюсь ,
поветрие на это опасное развлечение кончилось .
      Если Вы всё-таки скатывались по перилам в детстве , не повторяйте это теперь :
Ваша нынешняя ловкость ( скоординированность движений ) почти наверняка уступает Вашей же ловкости в детстве ;
даже если Вы скатывались по перилу ( хотя бы раз ) в 12 лет , а теперь Вам всего 16 ,
возможно , что Вы стали значительно менее ловки .
      Если же Вы всё-таки покатились по перилу , помните ,
что с перила Вам , по крайней мере в России , почти наверняка придётся сходить на правую ногу ,
а не на левую как с перила со второго этажа на первый Очень длинного здания в моём сне .
            По крайней мере в России , лестницы почти всегда ставят так ,
            чтобы перило было слева при подъёме по лестнице и справа при спуске .
            Так как в России правостороннее движение ,
            то при таком расположении
            перило может помочь спуститься , но не может ( если идти по правой стороне ) помочь подняться по лестнице .
                Человеку не старому ( до 40 .. 50 лет ) такое правило кажется , как правило , идиотским :
            он обычно считает , что спускаться легче чем подыматься
            и поэтому лестницы следует ставить так , чтобы перило было справа при подъёме
            и подымающийся старый ( или не старый , но не вполне здоровый ) человек мог за него держаться .
                На самом деле ,
            старому человеку обычно легче подыматься чем спускаться .
            Спускаться сложнее , точнее — больнее :
            спуск на ступеньку — микропадение , болезненное , если больны суставы .
            Лестницы ставят так , чтобы перила помогали спускаться , потому ,
            что людей с больными суставами в разы больше чем людей с очень слабыми сердцем или мышцами ног .
                Лестницы опасны ( или безусловно вредны ) не только для старого и  / или больного человека ,
            они опасны и для человека вполне здорового :
            при быстром подъёме или спуске по лестнице даже вполне здоровый человек может оступиться и упасть .
            Оступиться при спуске более вероятно чем при подъёме .
            Кроме того ,
            в случае оступления более вероятно падение вперёд чем падение назад .
            В случае подъёма по лестнице падение вперёд будет падением на идущую вверх лестницу ;
            в случае спуска — падением на идущую вниз лестницу , гораздо большим и травматичным .
                Здоровый человек за перило , конечно , не держится ,
            но обязательно схватится за него ( если оно будет рядом ) инстинктивно в начале падения
            ( а если не схватится , то он не вполне здоров ) .
Если же Вы всё-таки покатились по перилу , помните ,
что с перила Вам , по крайней мере в России , почти наверняка придётся сходить на правую ногу ,
а не на левую как с перила со второго этажа на первый Очень длинного здания в моём сне .
      Схождение с перила не на правую , а на левую ногу — ещё один аспект странности Очень длинного здания .
При описании этого Очень длинного здания я , ради краткости и легкочитаемости текста , выпустил немаловажную деталь :
лестница с первого этажа на второй при входе в Очень длинное здание была прижата к торцу здания ,
так что перила ( нижнего пролёта , площадки между пролётами и верхнего пролёта ) были при подъёме справа .
Таким образом ,
странное во многих отношениях Очень длинное здание было странно также и расположением перил .
      Замечание об опасности подражания персонажам моего сна
не будет полным , если не отметить , что
строить большое ( на несколько сот человек ) помещение на втором этаже ( вспомните конец моего сна )
с одним выходом — нельзя .

      Во-вторых ,
настоящее произведение — не пародия на повесть Гоголя " Нос " или какое-нибудь другое " ерундовое " произведение .
      В-третьих ,
настоящее произведение не является
ни сознательной ( умышленной ) критикой ( или , лучше сказать , характеристикой ) пиндосов ( граждан США ) ,
изображающих себя нашими друзьями , а на самом деле нам враждебных ,
ни сознательной критикой нашей ( российской , советской , постсоветской ) доверчивости к ним .
При написании настоящего произведения я не ставил себе цель критиковать кого бы то ни было .
      В-четвёртых ,
при написании настоящего произведения я не ставил себе цель
доказать , обосновать , внушить или хотя бы изложить
какую бы то ни было научную , философскую , публицистическую , нравственную , религиозную идею .
      В-пятых ,
при написании настоящего произведения я не ставил себе цель
писать интересно или смешно , красиво , завораживающе , воодушевляюще ,
т.е. я не ставил себе цель доставить читателю эстетическое удовольствие .

      Настоящее произведение — мемуар , воспоминание ,
научный труд ( если к такому короткому произведению применимо слово " труд " ) ,
научное , безпристрастное , максимально точное описание реального факта моей психической жизни — моего сна .
      Описать этот сон совершенно точно и полно было если и возможно в принципе , то очень трудно :

Один из нас сказал , что нам , видимо , надо перейти в такой же соседний павильон ,
стоявший там , где дорога сужалась до своей обычной ширины ,
что мы и сделали .
      " Один из нас " — совершенно реальный мой одноклассник
с конкретными именем и фамилией ( довольно необычной ) ,
с определёнными внешностью , привычками , характером .
Полное описание моего сна требует
описания этого моего одноклассника , моих отношений с ним ,
которое растянуло бы мемуар , не дало зацепить читателя быстрым развитием сюжета .
      Кто-то , возможно , сочтёт это противоречием с написанным чуть выше .
На самом деле противоречия нет :
писатель ( или учёный , учёные же пишут статьи и монографии ) может
ставить себе цель написать не что-то интересное , а что-то нужное ,
но стремиться при этом к интересности ( или хотя бы к краткости ) , чтобы написанное им читали .
Эстетика может быть не целью , а средством писателя .

      Я подошёл к " полиции " и несколько раз обошёл её .
Затем , не зная , что делать , побрёл от " полиции " и аэропорта
по совершенно пустой улице .
      Неожиданно я заметил моего одноклассника по интернату , который не поехал с нами , а остался в Ленинграде .
Несомненно , это был мой одноклассник , хотя выглядел не на свой возраст ,
а был вполне взрослый , возрастом , на вид , далеко за двадцать лет .
      В чужом и непонятном городе увидев своего , советского человека ,
я очень обрадовался , подбежал к нему и , на краткое время схватив за руку ,
стал подробно рассказывать , что с нами произошло .
— Беги отсюда не оглядываясь , — прервал мой длинный рассказ одноклассник
и быстро пошёл прочь , от дороги и почти перпендикулярно к ней .

      Этот мой одноклассник — тоже совершенно реальный человек
с конкретными именем и фамилией , с определёнными внешностью , привычками , характером .
Он был однофамилец со значимым деятелем Горбачёвской Перестройки
и , в отличие от всех других в моём классе , был не из РСФСР , а то ли из Литвы , то ли Латвии .
Мне говорили , что он погиб ( утонул при купании ) в нолевые годы .
      Получилась его небольшая характеристика , но она , конечно , не полная .

      В этой веренице я заметил знакомого , с которым ездил в стройотряд ,
подошёл к нему и поздоровался .
— Здравствуй , малец . — ответил он и , видимо заметив тень оскорблённости на моём лице ,
спросил , — Ты школьник ? интернатский ?
— Я не школьник . Мы познакомились с тобой в стройотряде
      Этот знакомый — единственный персонаж моего сна довольно описанный .
Довольно , но недостаточно , неполно :
За два месяца в стройотряде мы с ним говорили , конечно , не только о его моложавости , возрасте и курсе .
В настоящем мемуаре ничего не сказано о том ,
как он работал в стройотряде , что говорил обо мне , когда думал , что я не слышу .
Даже пространная характеристика может быть далеко не полной .

— Я не школьник . Мы познакомились с тобой в стройотряде в 83-м . Меня зовут
      Мой стройотрядский приятель меня почти или совсем не слушал .
Подошла его очередь исчезнуть в проёме пола , он лёг животом на наклонное перило вдоль стены и покатился вниз .
            Викисловарь утверждает , что существительное " перила " употребляется только во множественном числе ,
            но почему-то указывает , что оно среднего рода .
                По периметру проёма в полу , как уже сказано , никаких перил не было , т.е. от падения в проём ничто не защищало .
            Однако вереница людей , движущаяся от проёма в стене к проёму в полу ( так , что стена была слева ) ,
            скрывала нечто , что было перилом по геометрической форме , но не было перилом по функции .
                Это нечто представляло собой наклонную планку ,
            лежащую на ряду вертикальных столбиков .
            Каждый столбик был скошен .
            Кроме первых трёх или четырёх столбиков , стоящих на полу второго этажа ,
            каждый столбик стоял на полу первого этажа , высота столбиков уменьшалась от края проёма .
            Перило шло вдоль стены , т.е. было параллельно стене и близко к ней ,
            между перилом и стеной можно было свободно опустить ногу , не более того .
— Я не школьник . Мы познакомились с тобой в стройотряде в 83-м . Меня зовут
      Мой стройотрядский приятель меня почти или совсем не слушал .
Подошла его очередь исчезнуть в проёме пола , он лёг животом на наклонное перило вдоль стены и покатился вниз .
Я решил , что на перило ложатся ( чтобы сразу скатиться по нему ) , не дожидаясь , когда его освободит предыдущий ,
— и повторил его действия .

      Не знаю , каждый ли читатель поймёт , что
рядом с наклонным перилом была только стена
( для лёгшего на перило животом ( так , что голова выше ягодиц ) справа ) ,
слева от перила не было ничего : ни лестницы , ни сетки , ни сплошной наклонной плоскости ,
так что , упав с перила налево , человек упал бы на пол первого этажа ( в начале скольжения с высоты более трёх метров ) .
      Для почти всех читателей это пояснение совершенно излишне .
Однако для некоторых ( не тупых , а склонных к сомнениям , иногда оправданным ) это пояснение необходимо .

      Я не вылетел с перила на пол :
неожиданно моё скольжение по перилу относительно плавно замедлилось и кончилось совсем .
Помня , что по перилу может скользить следующий , я быстро с него сошёл .
      Перило кончалось относительно коротким горизонтальным участком .
Угол между горизонтальной и наклонной частями перила был закруглён .
В конце горизонтальной части было небольшое шарообразное возвышение .

      По Фрейдовой " теории " подсознания и сексуальности
( слово " теории " я заключил в кавычки потому ,
что " теорию " Фрейда многие считают ненаучной ) ,
шарообразное возвышение — символ .
      Так как я не только описыватель , но и автор ( продуцент , творец ) сна ,
то для полноты описания сна следовало бы изложить ,
что я знал и " знал " из " теории " Фрейда к 10 августа 2023
( к этой дате я прочёл как несколько произведений Фрейда ,
так и очень много отзывов на них и пересказов их ;
что-то из произведений Фрейда я действительно знал ,
а что-то " знал " , т.е. как бы знал , знал искажённо ) .
      Следовало бы то следовало ,
только это изложение может получиться длиннее всего настоящего мемуара .

      На горизонтальной части перила немного наискось ( правое плечо ниже левого , левая нога ниже правой )
почти впритык к шарообразному возвышению лежал другой человек из того же стройотряда .
В отличие от скатившегося передо мной ,
в реальном 83-м он не был похож на школьника , а выглядел на свой , студенческий возраст .
      Перило проходило под его левой ключицей , его голова свешивалась
( удивительно , как я не стукнул её ботинком ни в конце скольжения , ни когда сходил с перила ) .
Руки его висели как плети . Правая нога , почти прямая , касалась пола носком ботинка .
Левую ногу он почти поставил на пол :
ступня ( почти горизонтальная ) касалась пола носком ,
нога в целом была довольно согнута в каждом из трёх суставов .
Впечатление , что он начал , но не смог сойти с перила .
      Я не стал ни стаскивать его с перила , ни выяснять , жив ли он ,
а стал искать приятеля , замечательно юного в реальном 1983-м ,
а в моём сне вполне взрослого и даже староватого , но не нашёл .
      Не найдя приятеля ,
я стал знакомиться с другими обитателями этого странного здания .

      Этот персонаж моего сна — тоже совершенно реальный человек
с конкретными именем и фамилией , с определёнными внешностью , привычками , характером .
Он был очень высок ,
пожалуй был самым высоким в нашем стройотряде ( в котором было около 40 юношей ) ,
что характеризует высоту горизонтального участка перила .
Он был комиссаром стройотряда .
Его отец был преподавателем ( в том числе и моим ) на физфаке .
      Получилась его небольшая характеристика , но она , конечно , не полная .

Через несколько дней среди советских эмигрантов появился Игорь .
      Вполне реальный Игорь , мой одноклассник по физико-математическому интернату .
Прекрасно помню его фамилию , но , конечно , не объявлю её на весь мир .
В моём сне , Игорь — из тех , кого схватили парни в масках .
Он как-то сбежал из плена и попал в Очень длинное здание .

      Игорь долго шёл по жизни близко от меня , хотя и не совсем рядом :
два года учился в одном со мной классе физико-математического интерната ( хотя мы и не жили в одной комнате ) ,
затем мы оба одновременно учились на физфаке ЛГУ , хотя и в разных группах ,
( далеко не все из нашего класса стали поступать на физфак ЛГУ ) .
      Он был ( видимо , не зная об этом ) в некотором отношении эмоционально значим для меня ,
хотя мы не только не дружили , но и были в непересекающихся тусовках .
      После физфака мы с ним встретились лишь однажды , в начале нолевых .
Тогда каждому из нас было чуть меньше 40 лет ;
он , с глубокими горизонтальными морщинами на лбу , выглядел намного старше .

Теперь об Игоре как персонаже сна и общих свойствах снов .
      Сон больше похож на кино- или видеофильм , чем на реальную жизнь .
Почти каждый более-менее продолжительный фильм отличается от реальной жизни тем ,
что содержит много или очень много мгновенных скачков во времени и пространстве .
Например : персонаж фильма
положил в карман кошелёк , взял и вынес к выходу из квартиры сумку , надел кроссовки
и , начав , но не кончив завязывать шнурки , вдруг оказался в магазине
или
( как в " Москва слезам не верит " ) лёг спать в 60-ые , а проснулся в 80-ые .
      Каждый или почти каждый длинный и содержательный сон ( например , описанный в настоящем мемуаре )
содержит много подобных скачков , этим он похож на фильм .
Технически хороший
( технически хорошо снятый и не ветхий , не требующий реставрации ) фильм — отличается от сна всевИдением .
      Каждый кадр фильма можно описывать очень долго :
каждый персонаж , как правило , узнаваем ( хорошо видны черты лица ) ;
хорошо , чётко видны его причёска , одежда , выражение лица ;
хорошо виден каждый персонаж фильма ; хорошо видна обстановка :
если действие происходит в помещении , то можно определить его тип :
подвал , чулан , комната ( с окнами или окном ) , коридор , кухня , большой зал ,
— определить , что за окном ( ночь , сумерки , пасмурный день , солнечный день ) ;
если день солнечный , часто видно , заглядывает ли в помещение солнце ;
если заглядывает солнце , можно оценить его высоту над горизонтом ;
если показана кухня , то виден её тип :
кухня деревенская — с дровяной печью , с умывальником ( а не водопроводным краном )
или городская — с электро- или газовой плитой , с водопроводным краном , с паровым отоплением ;
видно , какая плита :
электрическая или газовая , сколько конфорок , есть ли духовка , какие ручки ;
плита пуста ( свободна ) или на ней что-то стоит : чайник , кастрюля ( или кастрюли ) , сковорода , ковшик ;
видны форма , размеры , текстура стоящих на плите предметов
( эти предметы , чтобы описать полно , придётся описывать долго :
например , кастрюля может быть большой или поменьше , высокой или приземистой ,
цилиндрической , пузатой или квадратной , с ручками большими или малыми , прикреплёнными к верху кастрюли или пониже ,
может быть с металлическим блеском ( т.е. не покрашенной никак ) , покрашенной однотонно ( в какой цвет ? ) или с рисунком ,
чистой или грязной ( грязной в какой степени и каким образом  ? ) , стоять на плите кастрюля может
с крышкой или без , с опущенной в неё ложкой ( или поварёшкой ) или без , стоять над конфоркой или в центре плиты ,
повёрнутой так или этак , крышка кастрюли может быть прозрачной , металлической или крашеной , плоской или выпуклой ,
с ручкой дугообразной , цилиндрической или грибообразной , с паровыпускающим отверстием или без оного ,
паровыпускающее отверстие может быть
почти горизонтальным ( прикрытым крышечкой ) или перпендикулярным поверхности крышки ,
из кастрюли может идти или не идти видимый " пар " ( горячий туман ) ) ;
если показана кухня , то
можно оценить её размеры , обычно видны две или три стены , часто видны окно или окна ,
если показано окно , то обычно видно , с занавесками ( или занавеской ) оно или без
( каждую занавеску можно описывать тягомотно ( долго )) , открыто ( распахнуто ) , закрыто или полуоткрыто
( окно может быть закрыто в целом , но при этом может быть открыта или полуоткрыта форточка ) ,
окно может быть пластиковым или с деревянной рамой ( заклеенной или не заклеенной ) ;
занавеска ( занавески ) может ( могут )
полностью закрывать окно ( если плотная ( плотные ) и задёрнута ( задёрнуты )) ,
закрывать окно частично ( если намеренно дырявая или дырявые ( тюль ) или сдвинута ( раздвинуты ) к краю ( краям ) ) ,
не закрывать окно совсем ( если отсутствует ( отсутствуют ) или сильно сдвинута ( раздвинуты ) ) ;
если занавеска ( занавески ) закрывает ( закрывают ) окно только частично или не закрывает ( не закрывают ) совсем , то
в окно может быть вообще ничего не видно ,
т.е. стёкла могут быть совершенно чёрными ( не блестяще чёрными ,
не тёмными или очень тёмными зеркалами , а именно совершенно чёрными ) ,
если за окном ночь , кухня освещена , а киноэпизод снят ( возможно , намеренно ) технически не очень качественно ,
если за окном ночь , кухня освещена , а киноэпизод снят технически хорошо , то
в окно могут быть видны :
только отражение кухни ( двойное , тройное , четверное или шестерное , с отражением персонажа ( персонажей ) или без ) ,
отражение кухни и луна , отражение кухни и балкон ( примыкающий к окну кухни ) , отражение кухни , балкон и луна ,
отражение кухни и яркая звезда ( или несколько ярких звёзд ) , отражение кухни , луна и яркая звезда
( луна может быть полной , почти полной , половинной или тонким серпом ,
растущей или убывающей ( разъяснение , как понять , растёт луна или убывает , займёт несколько строк ) ,
необычно крупной ( суперлуние ) или поменьше ) , отражение кухни и светящиеся окна дома напротив ,
отражение кухни , фонарь и освещаемая им листва , отражение кухни , фонарь и освещаемая им детская площадка
и т.д. ( вариантов и подвариантов может быть очень много , каждый вариант можно описывать очень долго ,
полное описание варианта практически невозможно , может быть невозможно в принципе ) .
      Днём в простом для описания случае в окно может быть видна только или почти только листва рядом растущих деревьев .
Но даже в этом случае полно описать вид из окна будет не совсем просто :
листва совсем густая или сквозь неё видны ветви ( насколько видны , сколько ветвей , каких , где именно ) ,
листва вся зелёная ( лето и деревья чувствуют себя хорошо ) или есть жёлтые и / или красноватые листья
( осень , или летняя засуха , или во дворе слишком много асфальта или плотно утоптана почва ) ,
даже если она вся зелёная , могут быть разные оттенки зелёного ,
в солнечный день листва может по-разному освещаться солнцем :
может быть так , что
солнце за листвой , деревья растут в несколько рядов ( или в один ряд , но кроны мощные ) , так что солнце никак не видно ,
может быть так , что солнце за листвой ,
деревья растут в один ряд и кроны их не очень мощные , так что солнце разбивается на множество золотистых бликов ,
солнце может освещать листву сбоку , слева или справа ,
или поверх крыши дома ( из которого снят киноэпизод ) , в этом случае листва будет освещена вверху , а внизу будет в тени
( верхний край тени не обязательно будет горизонтальным ) .
      Если листва закрывает весь вид из окна ,
то она достаточно близка , чтобы определить ( если киноэпизод снят технически хорошо и стёкла окна достаточно чистые ) ,
умыта ли она идущим или недавно прошедшим дождём или покрыта пылью .
Если не ограничиться только одним кадром , а просмотреть миникиноэпизод хотя бы в 5 секунд ( возможно , даже в секунду ) ,
то по колебаниям листьев ( или отсутствию колебаний ) можно определить , шёл ли дождь в момент съёмки ,
дул ли ветер , насколько сильный , с какой стороны .
      Даже если густая листва закрывает весь вид из окна , описать этот вид полно не совсем просто .
Однако вид из окна обычно намного информативнее .
      Пусть , например , за окном
не ночь ( т.е. значительно светлее чем в ясную ночь при полной луне : солнце взошло и ещё не зашло
( но , возможно , скрыто облаком или облаками ) или вот-вот взойдёт или только что зашло ) ,
не зима ( нет ни снега , ни даже инея ) ;
за окном нет никакого ( ни застеклённого , ни простого ) балкона ;
стёкла окна совсем или почти совсем чистые , т.е. грязи на них нет " совсем "
( " совсем " , конечно , условно , так как полного отсутствия грязи быть не может ) ;
нет никакого тумана , т.е. из окна видно далеко
( начало настоящего абзаца значительно , восемь строк ,
хотя чисто негативно , т.е. говорит только то ,
что чего-то : ночи , зимы , балкона , грязи , тумана — нет ) .
Пусть , далее , из окна видны только
небо , море и неширокая полоса суши до обрыва
( строить дом на самом краю обрыва к морю нельзя , чтобы прибой не вымыл грунт под домом ) .
      Даже такой простой вид полно описать не просто :
Во-первых , чтобы полно описать вид из окна , необходимо кое-что сказать о самом окне .
В простейшем для описания случае :
нет никаких штор ( в том числе и тюля ) ,
стёкла чистые ,
окно не прикрывает паутина ,
нет никакого балкона ,
на подоконнике нет предметов достаточно высоких , чтобы закрывать ( хотя бы частично ) стёкла окна ,
окно — правильный прямоугольник , в котором нет дополнительных непрозрачных элементов :
окно одностворчато , неподвижных ( т.е. не открываемых ) остеклённых частей окна нет , створки в створке ( т.е. форточки ) нет
тоже , т.е. в окне только одно ( одинарное , двойное или тройное ) сплошное прямоугольное стекло ,
не разделённое никакими дополнительными ( помимо планок по периметру стекла ) планками ,
это единственное стекло не закрывает ( частично ) ручка для открывания-закрывания и закрепления окна .
      Вид из такого ( простейшего для описания ) окна — прямоугольная картинка , обрамлённая рамой окна .
Если через такое окно мы смотрим на море , то в простейших случаях видим пять , четыре или три полосы .
Пять полос :
ниже всего ( не в трёхмерном пространстве , а в прямоугольной картинке из окна ) — полоса земли до обрыва к морю ,
над ней ( не в трёхмерном пространстве , а в прямоугольной картинке из окна ) — полоса пляжа
( часть пляжа , примыкающая к обрыву ( почти вертикальному склону ) , конечно , не видна ,
но пляж может быть достаточно широк , а окно на достаточно высоком этаже , чтобы часть пляжа была видна ) ,
над полосой пляжа — полоса ( или , лучше сказать , линия ) прибоя ,
над линией прибоя — море ,
над морем — небо .
Четыре полосы — то же самое без линии прибоя .
Три полосы — то же самое без линии прибоя и пляжа , т.е. :
внизу ( не в трёхмерном пространстве , а в прямоугольной картинке из окна ) — полоса земли до обрыва к морю ,
вверху — небо , между ними — море .
      В идеально простом ( но совершенно не реальном ) случае
трёхполосный вид — трёхцветный , три полосы разного цвета с прямыми границами ,
каждая полоса совершенно одноцветна , без градиента цвета , без текстуры .
Попытаемся полно описать простой ( но реально возможный ) вид из окна на море :
            Вид из окна в этом кадре прост .
                Верхнюю примерно половину окна с единственным ( возможно , двойным ) , прямоугольным и чистым стеклом
            занимает пасмурное небо .
            Оно равномерно серое в том смысле , что нет пятен или полос
            более или менее светлых , более серых или более синеватых .
            Однако заметен градиент цвета :
            в верху окна небо совершенно серое ,
            в середине окна ( т.е. у линии горизонта ) — синеватое и более тёмное .
                Примерно треть окна занимает море .
            Волн на море не видно .
            Граница между небом и морем ( т.е. линия горизонта ) пряма и горизонтальна , но еле заметна :
            около горизонта
            небо синевато-серое и чуть светлее ,
            море синевато-голубовато-серое и чуть темнее .
                Нижнюю примерно шестую часть окна занимает полоса земли до обрыва к морю .
            Граница между полосой земли и морем не совсем ровная .
            Однако нет ни портика , ни смотровой площадки , ни даже перила или перил спуска к морю .
            Так что границу между полосой земли и морем можно считать прямой . Прямой и горизонтальной .
                Как и в небе ,
            на море заметен градиент цвета :
            около горизонта море синевато-голубовато-серое и темнее ,
            на границе с полосой земли зеленовато-голубовато-серое и светлее .
                Вся полоса земли покрыта травой .
            Её зелёные листья частично или полностью закрыты более высокими желтовато-серыми стебельками .
            Рядом с нижним краем окна ( т.е. ближе к дому ) листья стебельками закрыты меньше и трава кажется зеленее .
            Дальше от дома листья стебельками закрыты больше и трава кажется менее зелёной .
            Рядом с обрывом ( т.е. на границе с морем ) трава совершенно желтовато-серая .
                Этот вид идеален , как идеальны идеальный газ или абсолютно твёрдое тело :
            ни птица в небе , над морем или над сушей ,
            ни самолёт или вертолёт в небе ,
            ни теплоход , парусник или баркас ,
            ни островок или скала ,
            ни волнорез или буёк ( хотя бы один ) на море ,
            ни дорога или тропка ,
            ни человек , конь , собака , кошка , коза или другое животное ,
            ни дерево или куст ,
            ни даже пятно цветущей или хотя бы более зелёной травы на суше
            не освежают этот простой и скучный вид .
Это довольно длинное ( 38 строк ) описание можно считать относительно полным .
Относительно потому , что :

      Во-первых , не указаны ни относительные , ни абсолютные размеры окна .
Не указано отношение высоты окна к его ширине ,
это относительные размеры окна , отношение его размеров ( высоты и ширины ) друг к другу .
Абсолютные размеры окна — это их отношения к чему-то другому :
возможно , к метру ; возможно , к сантиметру ; возможно , к росту персонажа
( юноши , девушки , мальчика ( какого возраста ? ) , девочки ? ) .
      Сообщить отношение высоты окна к его ширине просто ( т.е. совсем кратко ) , но при этом понятно и содержательно
не получится , так как слово " кадр " многозначно .
      Совсем кратко . Кадром можно назвать :
1.  то , что снято
2.  то , что снято ( в другом смысле )
3.  то , что показано
      Подробнее . Кадром можно назвать :
1.  что-то реальное , на что была направлена кино- или видеокамера
2.  то , что зафиксировалось в кадре киноплёнки или памяти компьютера
в результате съёмки ( а не то , что было сделано из этого потом )
3.  то , что показано зрителям или зрителю на экране
      Иначе говоря , кадром можно назвать :
1.  то , что было реально
2.  то , что зафиксировано
3.  то , что показано
      Кино и видео — кривое зеркало . Кривое всегда !
Переход от того , что было реально , к тому , что зафиксировано , всегда даёт шум ( случайные изменения ) .
Переход от того , что зафиксировано , к тому , что показано , всегда даёт шум также .
Шум может быть большим или малым , но не может быть нолевым , т.е. не может отсутствовать , шум есть всегда .
Плохая техника даёт большой шум , хорошая малый , но не может не давать шум совсем .
Кроме шума бывают умышленно сделанные модификации .
      То , что показано , может очень сильно отличаться от того , на что была направлена камера .
Дилогию " Москва — Кассиопея " и " Отроки во Вселенной " я смотрел дважды :
в 70-е годы в широкоформатном кинотеатре
и в настоящем ( 2023-м ) году видео из Интернета .
Я посмотрел существенно разные дилогии .
      В широкоформатном кино ( по сравнению с видео из Интерната )
юные персонажи были широколицы , широкоплечи и казались крепче и взрослее ;
вершители были очень широколицы ( ширина лица больше его высоты ) и были больше похожи на роботов ( а не людей ) .
            Современное видео к тому , что было реально , на что была направлена камера ,
            несомненно ближе чем широкоформатное кино 70-х .
                Редакторы современного варианта дилогии , видимо , решили
            " улучшить фильм , убрав искажения и сделав фильм ближе к реальности " .
            На самом деле , киновариант 70-х лучше , художественно сильнее современного видео :
                Во-первых , многие кадры ( возможно , все ) киноварианта растянуты по ширине ( т.е. по горизонтали ) ,
            многие предметы и существа ( например , мышь ) растянуты по горизонтали и выглядят необычно ,
            а космический , фантастический фильм и должен быть необычным , непохожим на повседневность .
                Во-вторых , в киноварианте 70-х
            широкоплечие ( в сравнении с видеовариантом ) главные персонажи фильма выглядят крепче , взрослее , больше ,
            внушают большее уважение и вызывают больший интерес ( к себе и фильму ) .
                В-третьих , в киноварианте 70-х
            запредельно широколицые вершители не воспринимались как люди ,
            кем они и не были по сюжету фильма .
      На фото , в кино- и видеофильмах
изображения часто растянуты или сжаты ( случайно , " шумно " , или специально ) по горизонтали .
Если описывая кадр фильма мы сообщаем
отношение высоты ( т.е. вертикального размера ) окна ( или другого предмета ) к его ширине ( горизонтальному размеру ) ,
мы сообщаем это отношение для того , что было реально ( т.е. на что была направлена камера ) , или для того , что показано ?
      Отношение высоты окна к его ширине в описании кинокадра — пример того ,
что лучше ( не только короче , но и понятнее и фактически точнее )
не сообщать совсем , чем сообщить слишком кратко , лапидарно , скомкано .

      Во-вторых , фраза : " Граница между полосой земли и морем не совсем ровная " , — явно не полна .
Не ровная конкретно как ?
Граница суши и моря не ровная — значит где-то суша вдаётся в море , где-то море в сушу .
Сколько таких вдаваний на всю ширину окна ?
Эти вдавания распределены по ширине окна равномерно ? или их больше в середине , у левого края , у правого края ?
Какую форму имеет отдельное вдавание
( для полной полноты описания требуется описать каждое вдавание ) : треугольника , прямоугольника , трапеции ?

В-третьих .
                Этот вид идеален , как идеальны идеальный газ или абсолютно твёрдое тело :
            ни птица в небе , над морем или над сушей ,
            ни самолёт или вертолёт в небе ,
            ни теплоход , парусник или баркас ,
            ни островок или скала ,
            ни волнорез или буёк ( хотя бы один ) на море ,
            ни дорога или тропка ,
            ни человек , конь , собака , кошка , коза или другое животное ,
            ни дерево или куст ,
            ни даже пятно цветущей или хотя бы более зелёной травы на суше
            не освежают этот простой и скучный вид .
      В этом длинном предложении слово " идеален " употреблено
не в смысле " хорош " , " прекрасен " , " желанен " ,
а в смысле , в каком употребляется в физике ,
т.е. в смысле " максимально , предельно упрощён , простейший " .