Блок. Голоса скрипок. Прочтение

Виталий Литвин
Голоса скрипок
 


                Евг. Иванову

                Из длинных трав встает луна
                Щитом краснеющим героя,
                И буйной музыки волна
                Плеснула в море заревое.
 
                Зачем же в ясный час торжеств
                Ты злишься, мой смычок визгливый,
                Врываясь в мировой оркестр
                Отдельной песней торопливой?
 
                Учись вниманью длинных трав,
                Разлейся в море зорь бесцельных,
                Протяжный голос свой послав
                В отчизну скрипок запредельных.
                Февраль 1910






Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
«…В.М. Жирмунский замечал, что «В философской символике стихотворении  "Голоса крипок" ( ... ) тютчевский "мыслящий тростник" ("Певучесть есть в морских волнах ... ") заменен более привычным для Блока метафорическим иносказанием:

          Зачем же в ясный час торжеств
          Ты злишься, мой смычок визгливый,
          Врываясь в мировой оркестр
          Отдельной песней торопливой?

     Но искусство поэта в этих последних стихах заключается именно в том, – отмечает Жирмунский, – что он строит свое произведение как бы на самой границе соприкосновения двух миров – реального и сверхреального – так что переход из мира реальностей в мир символов ускользает от читателя, и самые обычные предметы как бы просвечивают  иным значением, не теряя, вместе с тем, своего вещественного смысла» (Жирмунский В.  Поэзия Александра Блока// Об А. Блоке. С. 142-143).

     Посвящено Иванову Евгению Павловичу (1879-1942) – другу Блока. (см. иллюстрацию) 
     [
     Евгений Павлович Иванов (7 (19) декабря 1879, – 4 января 1942 Ленинград) – российский публицист, детский писатель, мемуарист. Ближайший друг Александра Блока, автор воспоминаний о нём.
     Отец – Павел Александрович Иванов, личный дворянин, член Правления Волжско-Камского банка. Мать – Мария Петровна (урожденная Угрюмова), происходила из купеческого старообрядческого рода.
     В 1903 –1904 гг. публиковался в журнале «Новый Путь», в 1905 г. – в «Вопросах жизни». В 1907 г. – в альманахе «Белые ночи» (литературно-философский этюд «Всадник. Нечто о городе Петербурге»). Это эссе вызвало критические отзывы А.Блока и А. Белого («Весы», 1907, № 7). Публиковался также в журнале «Мир искусства», в газетах «Страна», «Утренняя заря».
     Автор книг для детей; публиковался в детском журнале «Тропинка». В 1924—1925 г. публиковался в детском журнале Воробей(Новый Робинзон) .
     Арестован по делу «Воскресения» 11 декабря 1929 г. как "участник к/р церковно-монархической организации А. А. Мейера «Воскресение». Осужден 22 июля 1929 г. Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ СССР по статье 58-10,58-11 УК РСФСР.
     В 1932 –1942 гг. после ссылки проживал в Ленинграде. В 1932 году поступил статистиком на завод киноаппаратуры. В последние годы жизни служил кассиром Музыкальной школы при Ленинградской консерватории.
     4 января 1942 г. умер в блокадном Ленинграде от голода.
                Википедия
     ]

     Стихотворение связано с символистской концепцией мира как воплощения  "духа музыки". Тема творчества как слушания "мирового оркестра" часто встречается в  статьях Блока: «Неустанное напряжение внутреннего слуха, прислушиванье как бы к  отдаленной музыке есть непременное условие писательского бытия. Только слыша музыку отдаленного  "оркестра" (который и  есть "мировой оркестр" души народной), можно позволить себе легкую "игру"» ("Душа писателя", 1909.– СС-85. с. 370-371).

     – «Зачем же ~ песней торопливой?» – Ср. в статье 1910  г. "Памяти В.Ф. Коммиссаржевской: "Расстроенная скрипка всегда нарушает  гармонию целого; ее визгливый вой врывается докучной нотой в стройную музыку мирового оркестра ... "
     »

     Добавлю, скрипки у Блока – это голос Хаоса.
     «В лиловом сумраке нахлынувших миров уже все полно соответствий, хотя их законы совершенно иные, чем прежде, потому что нет уже золотого меча. Теперь, на фоне оглушительного вопля всего оркестра, громче всего раздается восторженное рыдание: "Мир прекрасен, мир волшебен, ты свободен".
     …  Жизнь стала искусством, я произвел заклинания, и передо мною возникло наконец то, что я (лично) называю "Незнакомкой": красавица кукла, синий призрак, земное чудо.
     Это – венец антитезы. И долго длится легкий, крылатый восторг перед своим созданием. Скрипки хвалят его на своем языке.
     … В данный момент положение событий таково: мятеж лиловых миров стихает. Скрипки, хвалившие призрак, обнаруживают наконец свою истинную природу: они умеют, разве, громко рыдать, рыдать помимо воли пославшего их; но громкий, торжественный визг их, превращаясь сначала в рыдание (это в полях тоскует мировая душа), почти вовсе стихает. Лишь где-то за горизонтом слышны теперь заглушённые тоскливые ноты. Лиловый сумрак рассеивается; открывается пустая равнина – душа, опустошенная пиром. Пустая, далекая равнина, а над нею – последнее предостережение – хвостатая звезда. И в разреженном воздухе горький запах миндаля.»
 (Ал. Блок. «О современном состоянии русского символизма».)