В небе Киева - 1

Андрей Грачев 2
В новом цикле статей мы рассмотрим бои в небе Киева летом 41 года. Начнем разбор мы с 11 июля 1941 года. Но сначала поговорим о противоборствующих сторонах.

С Советской стороны здесь работала ВВС ЮЗФ. Основу её истребительного вооружения составляли устаревшие и-16 и и-153, правда были в крайне небольшом количестве и "Яки". Эти самолеты использовали и как истребители, и как штурмовики, и как разведчики. Основу бомбардировщиков составляли СБ и ДБ-3, но были и Пе-2. Также на вооружении ЮЗФ было довольно много "Илов", но летали они в одноместном варианте, и лётчики даже порой предпочитали Су-2.

Противостояла советским пилотам JG3 в полном составе. Эскадра эта считалась чуть ли не лучшей на Восточном фронте, наряду с JG77 и JG51. Ещё бы: ведь это было любимое детище Удета. Вместе с тем, как мы увидим, эскадра была плохо организована, а объективность её пилотов не была на высоте. В чем-то это, как кажется, отсылает к самому Удету, который был абсолютно нулевым организатором.

Также здесь работала I группа JG53. Знаменитые пиковые тузы. Впрочем, знаменитыми они стали в небе Сталинграда. В то время пиковые ещё ничем особенным не выделялись. В самой Германии JG3 считалась на тот момент гораздо более сильной эскадрой.

Итак, 11 числа третья эскадра успешно провела день. Была заявлена 31 победа. Свои потери тоже были, впрочем, ощутимые. Штаб эскадры потерял один самолёт, подбитый в бою. Он совершил вынужденную посадку в районе Полонное, но ремонту не подлежал. Кстати, велика вероятность, что его пилотировал сам командир эскадры Гюнтер Лютцов. Поскольку именно он вёл бой и заявил победу над и-16.

I группа потеряла два самолёта сбитыми и один сильно повреждённым. В воздушном бою сбит был пилот 2 отряда унтерофицер Ханс Кюппер, спасся с парашютом. Менее повезло лейтенанту Карлу Бергманну из 3 отряда. Утром он атаковал группу Пе-2, заявил сбитым один из них, а потом был сам сбит стрелками и погиб. На счету его было 11 побед.

Из II группы 6 отряд потерял унтер-офицера Хорста Байера, он, как и Кюппер, сбит был в бою с и-16, успев до этого одержать одну победу, однако, в отличие от Кюппера, погиб, имея 6 побед на счету на момент гибели. Ещё два самолёта того же отряда получили повреждения. Из 4 отряда был во время боя с V-11 (так немцы тогда называли ил-2) подбит вроде как огнем с земли лётчик Артур Хелм и при вынужденной посадке разбил самолёт. Наконец, III группа понесла одну, но неприятную потерю: при атаке на ДБ-3 ранен был командир 8 отряда оберлейтенант Винфрид Шмидт, имевший 19 побед на счету. На фронт он уже не вернулся.

Неплохо поработала и "пиковая" эскадра. Около 11 часов заявлено было 5 СБ. Потом около 13 часов был заявлен ДБ-3 лейтенантом Вольфгангом Тонне, будущим знаменитым асом, но и его самолёт получил серьёзные повреждения, ас посадил его на брюхо. Чуть позже в бою с теми же ДБ-3 погиб лейтенант Хайнц Риба из 1 отряда. Было заявлено ещё четыре бомбардировщика. Поздно вечером было заявлено два и-16, и в это же время примерно погиб в бою лейтенант Вильгельм Хельдемайер из 2 отряда. Итак, в общей сложности двумя эскадрами было заявлено 42 победы.

Обратимся теперь к советским документам. По этим документам, безвозвратные потери составили всего 11 самолётов. Немцы аж в четыре раза завысили успехи.

Так, СБ, Пе-2 и ДБ-3 потеряно не было вообще. Части 4 бак работали на редкость успешно, отбив в ходе нескольких боев все атаки бф-109, да ещё и заявив с радости 15 сбитых бф-109. Конечно, цифра эта сильно завышенная, что не отменяет факта общего успеха пилотов в боях с бф-109. Особенно учитывая, что на задания ходили без прикрытия. Стрелки сбили Шмидта и Бергманна из JG3, также Тонне и Рибу из JG53. Вероятно, кого-то ещё подбили. Немцы назаявляли 18 подобных самолётов, более всего отличились в оформлении липовых заявок III группа, которая, как мы увидим, вообще была склонна в тот период к "некотрому преувеличению успехов". Среди тех, кто оформил эти заявки, был и сам командир группы, хауптман Вальтер Оэзау, и известный ас Виктор Бауэр, который оформил сразу два бомбардировщика. Также постарались пиковые, которые тоже пока ещё не отличались особой честностью. Возможно, на них пагубно влияли удетовцы.

Кому действительно досталось в тот день, так это су-2 и Илам-2. 74 шап в районе Коростышева потерял 5 "Илов", которые шли без сопровождения и были целью лёгкой. А 62 ад потеряла два Су-2. Немцы, не особо затрудняя себя, заявили все эти победы как V-11, американский лёгкий бомбардировщик, напоминавший су-2 с виду. Заявки эти оформила в основном II группа, заявив 6 побед, и ещё две первая. В целом довольно точно. Причём отличились не известные асы, а обычные чернорабочие.

С истребителями тоже вышел явный перебор. Потери составили два Яка из состава 20 иап, также 2 и-16. Немцы Яки вообще не заявили, решив все сбитые идентифицировать как и-16. Зато уж меры не знали. Было заявлено 17 таких истребителей. Справедливости ради, некоторые советские истребители в бою получили достаточно существенные повреждения.

Однако советские истребители были куда скромнее, в общей сложности мы насчитали пять побед, заявленных ими. В принципе, это практически совпадает с реальными потерями немцев, особенно если брать и тяжело повреждённые. Мы можем сказать, что в тот день советские истребители немцам не уступили, а дальние бомбардировщики и вовсе выиграли серию боев.

Тяжёлый бой выдержала шестёрка и-153 91 иап в районе Ревное. Немцы атаковали долго и упорно, но в итоге всё же удалось избежать потерь и одержать победу, один из бф-109 был сбит отличным асом Ковтюлевым Дмитрием Филипповичем. Сопоставив район боя с местами потерь, мы можем установить, что в прицел Советского аса попал Хорст Байер. Победу эту записали асу задним числом, когда было получено подтверждение. Так вот на чайках был выигран бой у бф-109. Кажется, Кюппер и Хельдемайер сбиты были пилотами 20 иап, которые сбили двух немцев и потеряли два своих самолёта, ещё два были повреждены. Такой же боевой ничьей закончился бой и-16 из 36 иад против бф-109 потерей двух самолётов с каждой стороны. Судя по всему, эти пилоты имели дело с лётчиками из штаба эскадры и нанесли роковые повреждения одному самолету. Если сопоставить все данные, то мы можем предположить, что "Яки" были сбиты в боях с I группой JG3 и имеют отношение к пяти заявкам пары из 3 отряда Олейника и Шиффера, которые, конечно, свои успехи здорово завысили. Один из и-16 сбил определённо Лютцов, командир эскадры. Второй, возможно, пилоты JG53, которые тоже понесли потерю в бою.

А вот все заявки III группы, а их было 12, являются обычным пшиком. Они не подтверждаются данными советских потерь. И вообще день был для немцев очень неудачный, если не сказать провальный. Этот провал они решили замаскировать липовыми заявками.

12 июля.

В этот день пилоты эскадры провели работу над ошибками и взяли реванш за неудачи прошлого дня. В частности, им удалось полностью уничтожить два звена 223 дбап, летавшего на ДБ-3. Немцы воспользовались тем, что при атаке на цель огнём ЗА советские бомбардировщики были повреждены и не смогли сохранить строй. По советским данным, два ДБ-3 вообще были сбиты ЗА, что, возможно, и ошибка. Как бы то ни было, было уничтожено шесть ДБ-3. Ребята из III группы с радости оформили аж 16 заявок. Виктор Бауэр вообще наоформлял три победы. Помимо них, в этом уничтожении участвовали пиковые тузы, заявив ещё две победы. По сути же немецкие летуны попросту добили уже подбитые огнём ЗА самолеты.

Особенно отличался хауптман Вальтер Оэзау, командир III группы. Он наоформлял целых семь побед. В первом случае он заявил V-11, сразу две штуки, ещё одну заявил начинающий ас Георг Шентке. Это явно была атака по 74 шап, который, несмотря на заявки немцев, никаких потерь не понёс.

Затем ас за бой заявил три и-16 и два СБ. Это явно был бой против пары разведчиков 86 сбап, которых сопровождала пара Мигов из 87 иап. Сразу скажем, что никаких и-16 в тот день не было вообще потеряно. Просто немцы не очень заморачивались над типами сбитых. В ходе боя МиГи были связаны и потеряли из виду СБ. Оба СБ не вернулись, очевидно их сбил Оэзау. А вот остальные три заявки на истребители он оформил просто от большого желания. То есть из его семи заявок подтверждаются всего две. Как говорится, каков командир, таковы и подчинённые.

Весьма сомнительные заявки на четыре ДБ оформил и II отряд. Скорее всего, это были никакие не ДБ, а СБ из 224 бап, которые были, по отчётам, повреждены ЗА.

А вот I группа отработала удачно, сбив четыре Яка из состава 36 иад. Двое советских пилотов погибло. Ещё двое были ранены. Было честно заявлено четыре победы, две из них как и-17. Обе эти победы одержал оберлейтенант Макс Бухгольц, достаточно сильный ас. Ещё две победы одержали пилоты 2 отряда.

От пиковых ещё одну заявку на и-153 оформил Вольфганг Тонне, но потерь чаек в боях не зафиксировано.

Потерю понесла 3-я эскадра на сей раз всего одну, однако неприятную и глупую. Стрелки ю-88 умудрились сбить командира 4 отряда оберлейтенанта Карла Фауста в районе Черняхова, имевшего 15 побед на счету. Он спасся с парашютом, но был убит советской пехотой. От советских пилотов заявок на него не последовало, так что примем немецкую версию. 53 эскадра потерь не имела.

13 июля.

В этот день эскадра вовсе потерь не понесла. А заявок оформила много.

Из первой группы яркий день был у Макса Бухгольца. Он заявил пять побед. Оберлейтенант Детлеф Ровер отработал тоже успешно - три СБ за бой. Кроме них, один и-16 заявил Роберт Олейник. Из второй группы отличился только её командир, знаменитый Гордон Голлоб, тогда ещё начинающий ас, сбивший утром и-153. Как всегда, впереди всех была III группа. Утром блеснул командир 8 отряда оберлейтенант Франц Байер, он заявил три неких ZKB-19, и в том же бою 9 отряд заявил два и-15. Потом около 10 часов пару СБ сбил командир 7 отряда оберлейтенант Курт Сохатци. А затем около 11 часов было заявлено 11 ДБ-3, три из которых заявил Виктор Бауэр, ещё один известный ас. От пиковых одну заявку на и-153 оформил оберфельдфебель Ханс Корнатц, 2 отряд.

Из всего этого многообразия заявок нам удалось найти на основе имеющихся документов только три реальных потери. К примеру, Байер явно атаковал Су-2, которые в указанное время совершали вылет (226 ббап), однако никакого ущерба они не понесли. Заявки Бухгольца и Ровера, очевидно, относятся к 17 ад. Бой и-153 и бомбардировщиков с истребителями место имел, а вот потерь в нем понесено не было. Так что на сей раз Бухгольц соврамши. Как и Корнатц. Многочисленные заявки III группы на ДБ, судя по всему, относятся к 18 ад, и не имеют никакого основания под собой. Реально два СБ, вылетавших на разведку, потерял 138 сбап, и, если следовать логике, скорее всего оба самолёта сбил Сохатци. Ну и, наконец, в районе Святошино был сбит и-153 из состава 92 иап, лётчик спасся на парашюте. Осмелюсь предположить, что сбил его Голлоб. В остальном заявки немцев были просто фантазией.

14 июля.

В этот день немцы оформили немного заявок. Пилоты I группы отчитались о 4 сбитых ДБ-3, три из которых записал на свой счёт командир группы Ханс фон Хан. II группа вовсе заявок не оформила, один из её самолётов был подбит в бою. А III группа в районе Киева оформила пять заявок на и-16 и на и-153 за один бой, потеряв в этом бою один свой самолёт. Пиковые заявок не оформили.

По советским данным, 224 бап в воздушном бою потерял три своих СБ. Очевидно, это как раз те самолёты, которые сбил фон Хан, оформив как ДБ. Что до боя III группы, то по данным 36 иад сводная группа действительно вела бой с большой группой бф-109, в котором сбила один бф-109 и потеряла одну "Чайку", пилот которой спасся с парашютом. То есть, если советские пилоты точно оценили свои успехи, то немцы завысили в пять раз.

Подводя промежуточные итоги, мы видим, что советские пилоты выглядели достойно в боях с бф-109 и практически не уступали немцам. А вот немцы из JG3, особенно из III группы, врали от души.