Jazz

Ада Цодикова Горфинкель
Jazz. Это американская музыка – рождённая в миллионе американских противоречий: иметь, или не иметь; счастье, печаль; деревня, город; мужчина, женщина, чёрные, белые; наконец, Старая Африка, Старая Европа - и всё это могло случиться только в Новом Свете.
Это импровизация, рождённая в данный момент и следующая своей прихоти. Совсем как страна, породившая её.
Это самовыражение, которое требуется в сотрудничестве с коллективом.
Это традиция и собственные законы, и, тем не менее, каждый вечер нечто новое.
Это каждодневная жизнь с риском потерять всё, или найти любовь.
Джаз был очень популярен и в то же время переживал трудные времена. Но всегда был портретом американцев – всех американцев! – их лучших качеств.
«Джаз, - как любил говорить ударник Арт Блейки, - смывает пыль с каждодневной жизни.»
А главное, джаз раскачивается. (jazz swings).

Джаз, как музыка, как стиль, родился в Нью-Орлеане.
Как рождается гений – невозможно определить. Кто может объяснить гений Баха, или Пикассо? Или Луи Армстронга? Они возникают из нечто и посредством собственного воображения изменяют искусство.
Джазовая музыка принадлежит всем американцам и стала символом для всего мира всего лучшего, что характеризует их. Но рождена она была людьми, которым было отказано в самых элементарных правах. Отказано было быть американцами.
Эта музыка, в мельчайших своих проявлениях, росла и зарождалась в тысяче мест. Но родиться она могла только в Нью-Орлеане. На родине Луи Армстронга.

Когда в январе, 12, 1819 года, в порт Нью-Орлеана прибыл бриг Клио из Нью-Йорка, архитектора Бенджиамина Латроба, находившегося на борту, оглоушила странная какафония звуков. Он не сразу разобрался, что она доносилась с рынка, протянувшегося по всему побережью порта.

«Белые мужчины и женщины, коричневые лица всех тонов и оттенков и раззнообразных форм, от круглолицых янки до страшно худых испанцев, чёрные негры и негритянки, грязные, полу-обнажённые индейцы, курчавые и с прямыми волосами мулаты, длинноволосые квартеронцы всех оттенков кожи, женщины, одетые в платья кричаще-жёлтых и пунцовых расцветок, мужчины в шляпах и кепках... Думаю, что мои глаза увидели сразу не менее 500 продавцов и покупателей. И все они кричали во всю глотку, стараясь перекричать друг друга.»

Из этой какафонии звуков и родилась впоследствии знаменитая на весь мир джазовая музыка.

В середине 1890-гг в городскую музыку начали просачиваться новые формы, без которых невозможно было бы возникновение джаза.
Первым был рэгтайм. Музыка Афро-Афмериканцев, старая как мир. Импровизирующая «рваное» звучание в соединении с синкопированным ритмом очень подходящим для танцев. Молодые люди особенно полюбили новые танцы в стиле рэгтайма за то, что в них было дозволено танцевать близко друг к другу, парой, а не в группе.
Конечно, это новшество поначало было встречено в штыки. Так, эдитор журнала «Этюд» писал о нём: « Рэгтайм – это синкопированное безумие. И его жертвы, по моему разумению, нужно лечить, как лечат собак от бешенства.»
И дальше размышляет по поводу насколько временно это явление: « Что это? Всего лишь скоропроходящее явление в жизни нашего деградирующего искусства, или же инфекционное заболевание наподобии проказы? Только время сможет показать.»

А в это время поток чёрных эмигрантов с Миссисипи заполнял собой город. Это были люди, которым самая тяжёлая работа на дамбе реки была несравненно легче, чем подневольный труд на сахарных и хлопковых плантациях. Лучшей частью их скудного багажа были баптисткие церковные песнопения и блюзы.
Никто не знает и не сможет объяснить, когда и где впервые зародились блюзы.
«Нет такого Первого блюза», – как утверждал Нью-Орлеанский кларнетист «Биг Ай» Нелсон. – «Блюзы были всегда.»
Блюзы пели обо всём: о пустых карманах, о злом боссе, о самом дьяволе... Но главное, о чём повествовалось в блюзах – это отношения между мужчинами и женщинами. И от каждого исполнителя слушатели ожидали историю, от которой потом на душе становилось лучше. Но не хуже.

Поначалу блюзы не имели определённой музыкальной формы. Первые их исполнители были простые гитаристы, которые за копейки играли на дорогах Юга. Но потом, когда Нью-Орлеанские музыканты, а вслед за ними и многие другие музыканты по всей стране, стали исполнять блюзы на различных инструментах, а авторы песен обратили внимание на возможный коммерческий успех этой нового явления, между ними было согласована новая форма блюза: простой до предела блюз основывался всего лишь на трёх аккордах, заключённых зачастую в двенадцатитактовых повторениях темы, что оставляло большой простор для импровизации и выражения самых развличных эмоций и чувств.

Блюз был приятным времяпровождением. И потому казался религиозным людям порождением дьявола. В то же время, гимны, что распевали чёрные Баптисты в своих церквях, и блюзы зачастую смешивались в нечто одно единое. В них слышны были стоны и вздохи. А когда позднее, в 1890-х гг в церквях при исполнении гимнов стали использовать в качестве музыкального сопровождения тамбурины, барабаны, пианино, корнеты и даже тромбоны, чтобы сделать приятно уху Господа Бога, один Нью-Орлеанский музыкант заметил, что «Баптистские ритмы сходны с джазовыми ритмами, а пение – с блюзами.»


* * *
Интересно возникновение и изначальный смысл этого слова.
Jass, Jasz, Jazz….

“Jazz,” - писал знаменитый банд-лидер Пол Уайтмен в 1926 году, первоначально был “сленгом в преступном мире, и означал то, что нельзя было даже упомянуть с приличном обществе... Но, в конце-концов, оно проникло в светские салоны, благодаря своей мощи и импульсивности. Это слово было и существительным, и глаголом, обозначающим движение, или быстрое действие любого рода.”
Нью-Орлеанская музыка, со страшной скоростью проникающая во все углы американской страны, вначале называлась «крысиная музыка», «музыка с помойки», «горячая музыка». Но впоследствии, люди стали просто называть её “jass”, “jasz” и “jazz”, хотя никто не мог объяснить, почему так.
В 1906 году, спортивный репортёр из Сан-Франциско, использовал это слово для описания страстей на бейсбольном поле, и многие решили, что оно пришло из Западной Африки, обозначая скорость.
Другие авторитетные специалисты придерживались мнения, что этот термин, как и сама музыка, зародились в Нью-Орлеане от слова «жасмин» - были такие духи, которыми душились местные проститутки – или же от слова “jezebel” (интриганка; имя израильской королевы), так обычно называли проституток в девятнадцатом веке. Оно было также синонимом сексуального совокупления в Storyville, по названию местных борделей “jays’n houses”.
По мнению знаменитого трубача, Уинтона Марсалиса, «оригинальное значение слова джаз – творение.» В этом смысле джазисты сродни самому Творцу.
Трудно с ним не согласиться.

13 мая 1915 года белая группа в составе пяти человек прибыла в Чикаго из Нью-Орлеана по контракту играть шесть недель в подвале ресторана «Кафе Барашка».
Они именовали себя «Коричневой Бандой из Диксиленда» по имени своего тромбониста Тома Брауна (браун по-английски «коричневый»)
Музыка, которую они исполняли, была знакома чёрным обитателям города, но большинство белых Чикагцев никогда не слышали ничего подобного и поначалу воспринимали её без особого воодушевления. Бедная кассирша ресторанчика затыкала себе уши при первых же звуках приглашённого оркестра.
Оркестранты по очереди проходили в зал и объясняли посетителям, что это новая и очень хорошая танцевальная музыка из Нью-Орлеана. «Пожалуйста, попробуйте потанцевать под неё!» – упрашивали они людей. В течение шести вечеров всё было безрезультатно. Пока водевильная компания не зарезервировала кафе под свою вечеринку. Тогда по городу пронёсся слух, что они прекрасно провели время. И народ буквально повалил в ресторан слушать музыку «Коричневой Банды из Диксиленда».

* * *
Переводы избранных мест из книги "Jazz. A history of America's music" Geoffrey C. Ward.
Ада Цодикова Горфинкель