Легенда о Рамиме

Наиль Абдуллазаде Руфат
Во времена правления халифа Аль-Кадира в окрестностях Мосула жил человек, который каждый четверг после заката солнца ходил на кладбище, собирал различные кости и растирал их в ослепительно белый порошок. Из этого порошка он делал волшебное снадобье, которое тайно продавал колдунам, танцовщицам и евнухам. Этот человек был худой, как жердь, с сухими руками, которые не потели. У него было черное лицо и горящие глаза, как будто он проглотил огонь.
Однажды его жена случайно нашла торбу волшебного порошка и решила узнать что это – сахар или соль? Она попробовала кончиком языка – и сразу же погрузилась в бессознательное состояние. Когда вернулся человек с черным лицом, он увидел жену в таком состоянии, и спросил ее, что случилось. Она, придя в себя, ответила, что была вполне здорова, пока не поднесла к губам вот этот белый порошок. Когда  человек с черным лицом услышал это, он закричал: «Да будь ты проклята твоими родителями! Это волшебная смесь, и сейчас в твоем теле зарождается дьявол, так как я не произнес заклинаний!»
Через сорок дней женщина родила красивого сына, и назвала его Рамимом, что значит «истлевшие кости», чтобы как-то предохранить себя от волшебных чар. Она заботливо ухаживала за ним, пела ему колыбельные и умывала его лицо чистой родниковой водой. Рамим подрос и научился у отца искусству волшебства и гаданию. У него была очень белая кожа, которая даже под знойным солнцем не покрывалась загаром и черные как уголь волосы. В умении насылать болезни, завязывать языки, и соблазнять замужних женщин ему не было равных. В искусстве магии он превзошел своего отца с черным лицом и окрестных колдунов и танцовщиц. Вскоре его отец узнал, что Рамим занимается недостойными делами. Он узнал, что он соблазняет вдов и молодых девушек, обманом забирает имущество сирот, насылает на молодых людей глазные болезни и за деньги гадает чиновникам. Но самым страшным было то, что Рамим связался с шайтаном, жившим недалеко в горах, и завел с ним дружбу. Человек с черным лицом очень рассердился и начал ругать непутевого сына. Однако мать защищала его и говорила, что все эти проделки скоро кончатся: они приходят с юностью и уходят со зрелостью.
Однажды Рамим ехал верхом на верблюде по дороге за городом. Навстречу ему шел тот самый шайтан, с которым он водил дружбу и нес в руках какой-то сверток.
- Что это ты несешь в руках? ¬– спросил Рамим не здороваясь, ибо между дьяволом и его приспешниками не принято говорить друг другу приветствия.
- Это новорожденный сын шейха. Я украл его и несу к себе домой.
- Тебе тяжело в такой зной и ты устал. Дай его мне, я повезу твою ношу на верблюде. – Сказал Рамим.
Дьявол отдал ему ребенка и вытер пот со лба. Как только они подошли к вспаханному полю, Рамим погнал верблюда через поле в сторону Мосула. А шайтан не смог ступить на поле, так как боялся железного плуга. Он проклинал Рамима и кричал ему вслед:
«Ты умрешь от жажды у ручья!» - кричал шайтан Рамиму. Но, тот его не расслышал и погнал верблюда быстрее.
В тот же день семья Рамима вернула ребенка шейху, собрала вещи и, снадобья, волшебные камни и порошок и оставила Мосул. Они переехали в Хатру, чтобы жить среди древних развалин, теней, призраков и таких же, как они, людей с невидимым клеймом. Среди развалин Хатры жили колдуны, могильщики, бродяги, воры и танцовщицы. Новым домом Рамима стали руины, песок и могильные камни.
Через несколько месяцев Рамиму пришло письмо из Багдада, с просьбой приехать и завязать язык одному влиятельному человеку. В письмо был вложен один золотой дирхем и обещание доплатить еще больше, после того как дело будет сделано.
Рамим попросил мать помочь собраться ему в дорогу, но она испугалась и начала отговаривать его и придумывать разные хитрости и уловки, но они не возымели успеха.
Рано утром Рамим выехал на верблюде из дома и направился в Багдад. Но, когда он выходил из Хатры, услышал, как кто-то громко чихнул, что было плохим знамением для того, кто отправлялся в путь. Несмотря на это, Рамим не вернулся и пошел дальше.
Он ехал по бесконечной пустыне и заметил шатер из черной шерсти. Когда Рамим приблизился к шатру, навстречу ему вышла седая старуха и подала большую кружку шанины, которую он начал жадно пить. Вдруг он услышал жалобный стон, от которого затрепетало его сердце. Рамим посмотрел по сторонам и увидел юношу, напоминающего зеленый и стройный бамбук, привязанного к столбу у шатра.
- Кто это? ¬– Спросил Рамим у старухи.
- Это мой единственный сын, - печально ответила она. ¬– Вот уже пять лет он в таком состоянии, и начинает стонать каждый раз, когда к шатру подлетает черный ворон!
Рамим понял, что черный ворон – причина несчастья этого парня, и что проклятую птицу надо убить.
- У тебя есть какая-нибудь сеть? – Спросил он у старухи.
Старуха молча принесла сеть. Рамим спрятался в таком месте, где собирается всякого рода нечисть. Как только ворон подлетел близко, Рамим поймал его и с птицей в руках подошел к сыну старухи, который тут же горько зарыдал. Рамим острым ножом перерезал ворону шею и выпустил его кровь на горячий песок. Тут же волшебные чары покинули парня, и его душа возвратилась в тело.
- Почему ты так возбуждался, стонал и плакал, когда видел эту птицу? – Спросил Рамим.
- Какую птицу? Я видел, что ко мне подходит шайтан с черным лицом и горящими глазами. Он накидывал на меня сеть, словно я птица и тащил мою душу в горы вокруг Мосула.
Глаза Рамима почернели, когда он услышал это. Он вспомнил про письмо и про золотой дирхем и про чихание в начале его пути. Он поспешно попрощался со старухой, взял две лепешки, забрал черного ворона и положил его в сумку, привязанную к горбу верблюда, и тронулся в путь.
Но ворон остался жив и принялся околдовывать душу животного. Каждый раз, когда Рамим опускался на землю, верблюд поднимал голову, рычал, плевался и убегал далеко в сторону. Потом он возвращался, и Рамим садился на него и продолжал свой путь.
Через несколько дней повстречалась ему небольшая река. Рамим спустился с верблюда, отвязал бурдюк, и подошел к воде. И в это время верблюд подпрыгнул на месте, как-то странно закричал и скрылся за песчаными дюнами. Рамим подумал, что он вскоре вернется, как обычно, но верблюд не показывался, и поиски его ни к чему не привели!
Наступила ночь. Рамим уснул на берегу реки. На следующий день наступил сильный зной, словно небо было раскалено от жара солнца, но верблюда нигде не было. Вдруг с того направления, где находился Мосул прилетел черный ворон, сел на скалу рядом с Рамимом и сказал: «Раньше я жил внутри сына той старухи, а теперь буду жить в твоей душе!»
Но Рамим не обратил внимания на эти слова и продолжал жить надеждой на приход каравана или возвращение верблюда. А жара становилась невыносимой.
Рамим с ужасом заметил, что вода в реке с каждым днем убывает, и стал думать, как запастись живительной влагой. Он начал собирать яйца страуса, очищать их, заполнять водой и закапывать в песок, а черный ворон парил над самой его головой.
С каждым днем вода в реке убывала, пока ее русло не высохло полностью под палящим солнцем и не стало раскаленным как пустыня. Когда Рамим хотел воспользоваться запасами воды в страусиных яйцах, он с ужасом обнаружил, что все они разбиты, а над ним летает черный ворон. Тогда он понял, что смерть его неминуема.
От зноя глаза Рамима побелели, на него нашло безумие. Он потерял надежду на помощь и спасение. Он стал видеть перед собой призраки смерти, читающих заклинания колдунов, кружащихся в диком танце танцовщиц и евнухов, бесстыдно показывающих свое уродство. До его слуха долетали крики сов, вой шакалов и карканье черного ворона. От безнадежности Рамим начал копать землю в поисках живительной влаги, но безуспешно. Умирая, он вспомнил, что у того ворона, которому он перерезал шею были горящие глаза, как будто он проглотил огонь.