Собиратель земли Русской

Равиль Байбурин
Период правления этого  великого князя Владимирского - хитрого, жестокого и умного политика - оценивается неоднозначно:
• Одни исследователи считают этого князя «великим собирателем земель русских», который заложил основы экономического и политического лидерства Москвы в русских землях
• Другие - предателем народа и ревностным служителем золотоордынского хана Узбека.
Его награждали эпитетами: «скупец», «лицемер», «вероломный татарский угодник».
Речь идёт об Иване Даниловиче Калите.
 Своё прозвище он получил, видимо, от привычки носить с собой постоянно большой кошелёк на поясе («калиту») с деньгами для раздачи милостыни - будто бы везде, где шёл, князь раздавал серебро нищим и прочим попрошайкам.

***

Будущий великий князь родился 8 ноября 1288 года в городе Москве.
Принадлежал он к династии Рюриковичей. А точнее, к потомству Всеволода Юрьевича Большое Гнездо, как и большинство других князей Северо-Восточной Руси.
Его отец - Даниил Александрович - являлся младшим из 4-х сыновей внука Всеволода - Александра Ярославича Невского.
Ребёнка крестили в честь святого Иоанна Предтечи, которого впоследствии всегда изображал на печатях в качестве своего небесного покровителя.
 Юность Ивана Даниловича Калиты прошла в тени его старшего брата - Юрия Даниловича, московского князя.
Иван Калита начал управлять Московской волостью ещё до смерти брата Юрия. Юрий часто находился в отъезде - то в Орде, то в Новгороде. И Калита практически правил в Москве.
 Но унаследовал Москву только в 1325 году по завещанию брата.
Иван был 4-м по счёту сыном московского правителя Даниила Александровича и долгое время не мог рассчитывать на московский престол.
Официально Иван Калита был женат дважды.
1-я его супруга – княгиня Елена, скончавшаяся в 1331 году, по-видимому, являлась его сверстницей.
О том, какого рода была княгиня, сведений нет. Однако известно, что родила она за период брака 4-х сыновей и 4-х дочерей, а перед кончиной приняла монашеский постриг и именовалась Соломонида.
Елена приходилась матерью Симеону Гордому, Ивану Красному и Андрею Серпуховскому.
2-я супруга Калиты - княгиня Ульяна. Известно, что княгиня была намного моложе Ивана Даниловича, родила дочь Марию и пережила мужа на двадцать лет. По завещанию князя ей достались немалые богатства и земли.

***

Политическая деятельность этого удивительного человека началась с оригинального и хитрого хода.
Калита заручился поддержкой митрополита Петра, переманив его многочисленными и щедрыми обещаниями из Владимира в Москву.
Ещё в 1299 году предшествующий митрополит Максим оставил опустошённый Киев, где не мог найти безопасности, и переехал на жительство во Владимир. Этот город не был особо выдающимся, однако пребывание митрополита во Владимире при тогдашней высокой значимости духовенства сообщало этому городу вид столицы.
В то время чрезвычайно важно было для какого-нибудь города, стремившегося к первенству, чтоб митрополит утвердил в нём свое пребывание. Ведь это придавало ему статус столицы всея Руси, ибо единство последней поддерживалось в то время единым митрополитом.
 Мало того, это способствовало его возрастанию и обогащению, ибо в него со всех сторон стекались лица, имевшие нужду до митрополита, который считался средоточием церковного управления.
Наконец, митрополит поддерживал того князя, в городе которого пребывал.
Калита сумел приобрести расположение митрополита Петра. Так что этот святитель жил в Москве больше, чем в других местах.
 
• Пётр уговаривал Калиту построить в Москве каменную церковь Богоматери и говорил:
 «Если меня, сын, послушаешься, храм Пречистой богородицы построишь, и меня упокоишь в своём городе, то и сам прославишься больше других князей, и сыновья и внуки твои и город этот славен будет, святители станут в нём жить, и подчинит он себе все остальные города».
Калита уже в ранние годы своего правления понимал всю силу церковного влияния на умы русского народа.
В 1325 году из Владимира в Москву была переведена митрополичья кафедра. После в Москву переехал и митрополит. Это сразу сделало Москву духовной столицей Руси и повысило её влияние среди других русских удельных княжеств.
В 1326 году на площади была заложена церковь Успения Пресвятой Богородицы. Это была 1-я каменная постройка в Москве такого масштаба.
Это был очень сильный шаг. Постройка храма делала Москву преемницей Киева и Владимира и, что не менее важно, преемницей Констанинополя, который был под покровительством Пречистой. Возведение Успенского собора и почитание Богородицы в Москве закрепляло за Московским княжеством особое покровительство Богоматери.
После упокоения митрополита Петра в 1326 году, он был похоронен в строящемся Успенском соборе и причислен к лику «Святых».
В 1326 году новый митрополит Феогност переехал в Москву.
Москва превратилась в  религиозный центр Руси.
При поддержке митрополита Феогноста в 1339 году святость митрополита Петра была признана и в Константинополе.
 Таким образом, Москва обрела своего Святого, что говорило об особом духовном значении Московского князя.

***

Надо сказать, что вокняжению Ивана Даниловича предшествовала кровавая распря между его братом Юрием Даниловичем и Дмитрием Тверским, в результате которой Юрий был зарублен.
Немного позже Дмитрия Тверского убили в Орде, и княжеский престол перешел к Александру Михайловичу.
Молодой князь отказался от поездки к хану за ярлыком и заключил договор с Новгородом. Мятежного Александра поддержал Псков и жители Твери.
В 1327 году двоюродный брат золотоордынского хана Узбека Чол-хан (Шевкал, Щелкан) со своим войском напал на Тверь и стал грабить и притеснять её жителей. По городу разнёсся слух, что Шевкал хочет княжить в Твери, раздать другие города своим князьям, а россиян обратить в свою веру.
Возбуждённые граждане Твери стали требовать оружия и идти громить Шевкала и его воинов.

• Вот как описывал события Н. М. Карамзин:
«Общее волнение, шум и стук оружия пробудили Татар, они успели собраться к своему начальнику и выступили на площадь. Тверитяне устремились на них с воплем. Сеча была ужасна. От восхода солнечного до тёмного вечера резались на улицах с остервенением необычайным. Уступив превосходству сил, Моголы заключились во дворце. Александр обратил его в пепел, и Шевкал сгорел там с остатком Ханской дружины. К свету не было уже ни одного Татарина живого. Граждане умертвили и купцов Ординских»

В ходе восстания в Твери были зверски убиты татарский посол Чол-хан и весь его двор, включая слуг.
Купцы старые, ордынские, и новые, пришедшие с Шевкалом, были истреблены, несмотря на то что не вступали в бой с русскими:
• одних из них перебили,
• других перетопили,
• иных сожгли на кострах.
Хан Узбек очень рассердился, узнав об участи Шевкала.
Князь Московский Иван Калита, узнав об этих событиях,  решил воспользоваться сложившейся ситуацией для того, чтобы устранить своих политических противников – тверичей.
 И срочно отправился в Орду, чтобы выразить готовность помочь в расправе над виновными.
Это изъявление преданности привело к тому, что Узбек даровал Ивану Калите ярлык на великое княжение, право собирать самостоятельно дань для отправки в Орду.
Хан также  снабдил его 50-ти тысячным войском.
Калита выступил во главе карательного татарского отряда против собственного народа.
Под командование Ивана Даниловича  встали также суздальцы.
Карательные войска  под предводительством Калиты:
• подавили тверское восстание,
• пожгли города и сёла,
• людей повели в плен - в рабство и
• полностью разорили Тверскую землю, по выражению летописца «положили пусту всю землю Русскую».
Спаслась лишь Москва - отчина Калиты, да Новгород, который дал татарским воеводам 2000 серебра и множество даров.
 Александр, послышав о приближении татар, хотел бежать в Новгород, но новгородцы не захотели подвергать себя опасности из-за него и не приняли его.
Тогда Александр бежал во Псков, а братья его нашли убежище в Ладоге.

В следующем – 1328-м - году Калита, младший брат Александра - Константин, и представитель от новгородцев поехали снова в Орду.
 Благодарный Узбек дал великое княжение Калите, Константину Михайловичу дал Тверь и отпустил их с приказом отыскать князя Александра.
Вот таким макаром, 26 марта 1328 года престол Великих князей Владимирских достался Ивану Даниловичу Московскому.
Так что, великокняжеский престол Иван Данилович Калита получил кровью русского народа, хитростью и предательством.
Он сумел договориться с ханом, что будет собирать  дань для татар со всей Руси.
С этого момента ханские набеги на московскую территорию не повторялись.
Дань собиралась вовремя и регулярно направлялась Узбеку, хотя и была тяжела.
 Волнения Калита жестоко подавлял, собирая излишки в собственную казну. А это способствовало его личному обогащению.
 
 Тем временем во Псков явились послы от князей московского, тверского, суздальского и от новгородцев уговаривать Александра, чтоб ехал в Орду к Узбеку.
• Послы говорили ему от имени князей:
«Царь Узбек всем нам велел искать тебя и прислать к нему в Орду; ступай к нему, чтоб нам всем не пострадать от него из-за тебя одного; лучше тебе за всех пострадать, чем нам всем из-за тебя одного попустошить всю землю».
• Александр с достоинством и благородством отвечал:
«Точно, мне следует с терпением и любовию за всех страдать и не мстить за себя лукавым крамольникам; но и вам недурно было бы друг за друга и брат за брата стоять, а татарам не выдавать и всем вместе противиться им, защищать Русскую землю и православное христианство».
• Александр хотел ехать в Орду, но псковитяне, полюбившие благородного князя, не пустили его, говоря:
 «Не езди, господин, в Орду; что б с тобою ни случилось, умрем, господин, с тобою на одном месте». Надобно было действовать силою, но московский и прочие князья не любили действовать силою там, где успех был неверен; они рассуждали: «Псковичи крепко взялись защищать Александра, обещались все умереть за него, а близко их немцы, те подадут им помощь».
Тогда хитроумный Калита придумал другое средство: уговорить митрополита Феогноста проклясть и отлучить от церкви князя Александра и весь Псков, если они не исполнят требование князей.
Средство подействовало.
• Православный Александр сказал псковичам:
«Братья мои и друзья мои! не будь на вас проклятия ради меня; еду вон из вашего города и снимаю с вас крестное целование, только целуйте крест, что не выдадите княгини моей».
Псковичи поцеловали крест и отпустили Александра в Литву, хотя очень горьки были им его проводы.
 Тогда, говорит летописец, была во Пскове туга и печаль и молва многая по князе Александре, который добротою и любовью своею пришёлся по сердцу псковичам.
По отъезде Александра послы псковские вынуждены были отправиться к вероломному Калите с поклоном.
• Они сказали ему:
«Князь Александр изо Пскова поехал прочь; а тебе, господину своему князю великому, весь Псков кланяется от мала и до велика: и попы, и чернецы, и черницы, и сироты, и вдовы, и жёны, и малые дети».
 Услыхав, что Александр уехал изо Пскова, Калита заключил с псковичами мир вечный по старине, по отчине и по дедине.
 После этого митрополит Феогност с новгородским владыкою благословили посадника и весь Псков (1329 год).

Князь Александр, бросив свою юную супругу, сбежал в Литву.
Полтора года пробыл Александр там.  И, когда гроза приутихла, возвратился к жене во Псков, жители которого приняли его с честью и посадили у себя на княжении.
Десять лет спокойно княжил Александр во Пскове, но тосковал по своей родной Твери. Псков по формам своего быта не мог быть наследственным княжеством для сыновей его. Относительно же родной области он знал старый обычай, по которому дети изгнанного князя не могли надеяться на наследство.
• По словам летописи, Александр рассуждал так:
«Если умру здесь, то что будет с детьми моими? все знают, что я выбежал из княжества моего и умер на чужбине: так дети мои будут лишены своего княжества».
В 1336 году Александр послал в Орду сына Феодора попытаться, нельзя ли как-нибудь умилостивить хана.
И, узнавши, что есть надежда на успех, в 1337 году отправился сам к Узбеку.
 «Я сделал много зла тебе, — сказал он хану, — но теперь пришёл принять от тебя смерть или жизнь, будучи готов на всё, что бог возвестит тебе».
Узбек сказал на это окружавшим: «Князь Александр смиренною мудростью избавил себя от смерти», — и позволил ему снова занять тверской стол.
 Князь Константин Михайлович волею или неволею уступил княжество старшему брату.
Александр вернулся и вновь вокняжился в Твери.
Но возвращение Александра служило знаком к возобновлению борьбы между Москвою и Тверью.
 Спор мог кончиться только гибелью одного из соперников.
 И коварный Калита решился окончательно погубить врага.
В 1339 году Иван поехал в Орду с доносом на своего врага - на Александра (обвинения в утаивании и присвоении ордынской дани, а также в измене). То есть, Калита оклеветал Александра Тверского перед ханом.
Как не раз уже бывало, оговорам московского князя поверили безоговорочно.
Тверской князь получил приказ явиться в Орду. Александр поехал, уже сознавая, что судьба его решена.
 И действительно - и он сам, и его сын Фёдор были казнены мучительным способом - четвертованы.
Калита вернулся в Москву в великой радости. И послал в Тверь, приказал снять и привезти в Москву колокол с тамошней церкви святого Спаса. По понятиям того времени это было очень чувствительное унижение, недвусмысленно свидетельствующее о том, что в соперничестве двух городов Москва получила полное торжество над своим противником.

***

Начало усиления Калиты было, по выражению летописца, началом насилия для других княжеств, где московский собственник распоряжался своевольно.
Иван Калита, жестко расправлявшийся с городами, посмевшими восставать против власти Москвы, для пресечения рецидива использовал и миграционные рычаги.

В 1328 году в мятежный Ростов Великий, который не хотел платить дань, Калита отправил двух наместников  — московских воевод Василия Кочеву и Мину. Со строгим наказом — изъять «в пользу Орды» всё.
Те ограбили Ростов и всё это богатое некогда княжество подчистую. Отнимали последнее. Разоряли всех подряд — и мужиков, и бояр.
 Ростовская земля оказалась на грани голода.
Горькая участь постигла знаменитый Ростов Великий. И старший из городов северных должен был испытать тяжкие насилия от младшего из пригородов: отнялись от князей ростовских власть и княжение, имущество, честь и слава, говорит летописец.
И тут Калита сделал по-настоящему ловкий ход. Он объявил, что Московское княжество готово принять всех разорённых, всех сирых и убогих на своих землях.
И не просто принять.
Каждому, кто поселится в пределах владений Калиты, были обещаны «леготные дачи». То есть буквально — «раздача льгот». Полное освобождение от налогов и поборов на 5, 10, а в некоторых случаях и на 20 лет. Сверх того — разовая материальная помощь хлебом.
В результате Ростовская земля, будучи ограбленной, ещё и обезлюдела — очень и очень многие ушли тогда к Москве.
Московский князь не только добился сбора дани, но и выселил многих ростовчан из города в московские области.
Именно тогда в подмосковном Радонеже оказались ростовский боярин Кирилл Иванчин с женой Марией - родители будущего подвижника православной церкви, главного небесного молитвенника за Московское государство, покровителя всех московских государей Сергия Радонежского.

***

Иван  Данилович  был  рачительным и крепким  хозяйственником.
Несметные богатства, которые он скопил, собирая дань для хана, направлялись на расширение Московского княжества и укрепление его могущества.
 В начале правления территория княжества составляла всего 35 тысяч квадратных километров. А в конце Москва была уже одним из сильнейших центров Руси.
Часть земель, вошедших в Московское княжество, Иван Калита не завоевывал, а приобретал на условиях «купли».
Калита занимался скупкой небольших и средних участков земли и разорённых территорий своих соседей, расширяя тем самым границы своих владений.
Он покупал неспешно и в разных местах. Там — деревенька, там — сельцо, там — погост...
Московский князь покупал и выменивал целые села в разных местах: около Ростова, Костромы, Владимира, на реке Мете, Киржаче.
Куплены были сразу 3 города с округами - Углич, Белозерск и Галич.
А это были огромные лесные области. И они были чрезвычайно богаты пушным зверем. Ценные меха в дальнейшем составили главный источник пополнения казны Ивана Калиты. «Мягкое золото» в тот период вдруг стало сегодняшним аналогом «Чёрного золота».
Надо сказать, что именно в период правления Ивана Калиты цены на меха взлетели до небес. Потому как в Европе тогда происходило резкое похолодание.
Суровые зимы, летние заморозки и холод…
Небывалый холод пришёл в Европу. В Шотландии вымерзли виноградники, в Италии впервые выпал снег, замерзли Темза и каналы в Голландии.
Непривычные холода пришли в Германию и Францию, в Англию и Италию. В 1326 замерзло почти всё Средиземное море, из Италии в Африку можно было дойти по льду пешком.
Замерзающей Европе нужна была тёплая одежда.
И в структуре европейской торговли произошли резкие изменения. Самым востребованным товаром на европейском рынке оказался мех. Цена на него начала стремительно расти.
И умный дальновидный московский князь сумел этим воспользоваться…
Князь Иван был мудр.
 Он не мешал течь рекам «мягкого золота».
Он не мешал «караванам идти» и не разорял торговлю.

В принципе, «купли» тогдашним законом не возбранялись. Просто не все видели в таком вот «крохоборстве» смысл. А Калита видел.
 В результате все его «купли» представляли собой в совокупности княжество неслабого размера, распылённое по соседним землям. Это одновременно и солидный доход, и много-много плацдармов, с которых весьма удобно тихо душить соседей.

Кроме всего прочего, большие территории были отторгнуты у Твери в период подавления непокорного Александра и восставших.

Калита диктовал свою волю даже таким свободолюбивым городам как Псков и Новгород.
А также посылал сборщиков дани на Печору.
Не раз новгородцы пытались откупиться от Ивана Даниловича, но хитрый князь всегда оставался непреклонен.

***

Деятельность Ивана Калиты по «собиранию земель» включала в себя тонкую работу по привлечению к этому процессу боярских дворов.
Бояре охотно шли к Калите, он давал им земли и наделял полномочиями. Делал он это не только для укрепления авторитета, но и в целях осуществления своих амбициозных планов.
Так, Иван Калита активно содействовал своим боярам в приобретении владений в сопредельных княжествах. Сам он не мог покупать земли в той же новгородской земле, но боярам никто этого запретить не мог.
Таким образом, в землях, которые по планам Калиты должны были отойти Москве, основывались слободы, которые заселялись верными Калите людьми.
Были места, где князьям запрещалось покупать деревни — владения Господина Великого Новгорода.
Но Калита нашёл лазейку и здесь.
Князьям нельзя?
Ну и ладно.
 Боярам же можно?
 И вот, извольте. Внезапно на Новгородчине появляется целый кулёк сёл и деревень, принадлежащих московским боярам.
 Купили, и всё тут.
А на чьи деньги  — на свои, или же многоумный Иван Калита ссудил, это уж никого не касается.
Слух о богатстве московского князя расходился по соседним волостям. Бояре оставляли своих князей, переходили на службу к Калите и получали от него земли с обязанностью службы.
 За боярами следовали вольные люди, годные к оружию.

Калита не брезговал даже аморальными средствами, поэтому особой любви русского населения не заслужил.
Тем не менее, нельзя отрицать, что именно благодаря его политике Москва приобрела влияние на всей территории Северо-Восточной Руси.

***

Как отмечает историк Николай Борисов «проводя последовательную политику возвышения Москвы на Руси, Иван Калита прибёг к древнему, испытанному способу – династическим бракам по расчёту» .
От двух жен (Елены и Ульяны) Калита имел семеро детей, в том числе дочерей – Евдокию, Марию, Фетинью и Феодосию.
Больше всего московский князь стремился укрепить власть в Ростовском и Белозерском княжествах.
Лаврентьевская и Суздальская летопись сообщают, что:
• Калита выдал свою дочь Марию за Ростовского князя Константина Васильевича.
• Свою дочь Евдокию Иван отдал за Ярославского князя Василия Давыдовича.
• Феодосию — за Белозерского князя Фёдора Романовича.
• Сын Ивана Калиты Андрей женился на представительнице Галицкой династии, отчего Галич оказался крепко привязан к московской земле.
 Характерно, что при заключении браков своих дочерей Иван Калита поставил условием самовластное распоряжение уделами зятьёв.

***

Во внутренней политике Иван Данилович проявил себя не менее успешно.

• Хозяйственный и экономный князь контролировал расходы, стараясь привлечь как можно больше торговых людей, развивая ремесло и сельское хозяйство.

• Калита не жалел  средств на армию.
 Неудивительно, что в московской армии очень скоро оказались такие новинки военной техники, как пушки и арбалеты.
 А татар в московской армии служило по временам даже больше, чем у самого татарского хана. Такова особенность больших денег.

• Князь укрепил  Москву.
При нём был построен  дубовый Кремль в Москве, мощные дубовые стены защищали от врагов центр города и посад.

• Иван Данилович способствовал дальнейшему развитию культуры.
При Иване Калите шло активное строительство.
Только за 7 лет - с 1326-го по 1333-й год - Иван Калита построил в московском Кремле 5 роскошных  белокаменных храмов:
-   Архангельский собор,
-   Успенский собор,
-   Церковь Иоанна Лествичника,
-    Собор Спаса на Бору,
-   Собор в честь апостола Петра.

В короткий срок его Москва преобразилась и стала одним из богатейших городов Европы.
• Правителя отличала тяга к вере. Незадолго до смерти Иван написал Сийское Евангелие.

• Несмотря на видимую приверженность к канонам православия, Калита в решении вопросов о приёме на службу придерживался принципа веротерпимости.
 Предпочтение получали люди с выдающимися деловыми качествами. В Москву стекались татары, православные литовцы, русские, спасавшиеся от гнева удельных правителей.

• Иван заботился о внутренней безопасности, строго преследовал и казнил разбойников и воров, и тем самым давал возможность ездить торговым людям по дорогам.

• Большое внимание уделил Калита и законодательству в сфере гражданского оборота, в особенности наследованию.

Заслугой «беспринципной», как называют её некоторые исследователи, политики Ивана Даниловича стало сорокалетнее спокойствие русских земель.
Набеги прекратились, так как ордынский хан получал установленную им дань регулярно и в полном объёме. А дружеские отношения с Калитой позволяли оставаться Узбеку и его окружению уверенными в своём могуществе.
Иван Данилович сумел воспользоваться географическими преимуществами Москвы, сделав её не только политическим, но и духовным, а также экономическим центром.

***

В области внешней политики главными направлениями деятельности Ивана Калиты были:

А) Сотрудничество с Золотой Ордой с целью предотвращения набегов золотоордынцев, сохранения ярлыка на великое княжение в своих руках.

• Калита участвовал в карательной операции Золотой Орды против Твери и помог подавить восстание в Твери в 1327 году.
• За это получил ярлык на великое княжение в 1328 году.
• Добился права самостоятельно собирать дань со всей Руси.
• Находился в хороших отношениях с ханом Узбеком.
Князь часто ездил в Орду, что принесло ему доверие и расположение правившего в то время хана Узбека.
Если остальные княжества страдали под гнётом ордынских баскаков, то земли московские, остававшиеся относительно спокойными, постепенно стали пополняться людьми, переселявшимися туда из других местностей.

Б)  Налаживание отношений с Литвой.

• 1331-й год -  заключил сепаратный мир с литовским князем Гедимином, женил своего сына Симеона на литовской принцессе.
• 1336-й год - поход в Ливонию-вотчину Гидемина, т.к. последний совершил набег на Новгородские земли.
• 1336-й год -  пытался присоединить Новгород, начав против него военные действия. Но, это предприятие оказалось не слишком удачным для Калиты.
 И князю пришлось заключить мир с  Новгородом, став Новгородским князем.
• 1340-й год - совершил набег на Смоленск, князь которого был  в союзе с Гидемином и отказался платить дань Орде.
По приказу ордынского хана, войско отправлено в земли непокорного Смоленского князя Ивана Александровича.
 Земли Смоленска были опустошены московскими воинами и отрядами ордынцев.

***

Хотелось бы привести  мнения известных историков об этом князе:

• По мнению Н. М. Карамзина («История государства Российского»), московский князь Иван Данилович был, прежде всего, исключительно хитрым удельным владетелем.
Этой хитростью он «снискал особенную милость Узбека и, вместе с нею, достоинство великого князя».
С помощью той же «хитрости» Иван «усыпил ласками» бдительность хана и убедил его:
• во-первых, не посылать более на Русь своих баскаков, но передать сбор дани русским князьям,
• а во-вторых - закрыть глаза на присоединение многих новых территорий к области великого княжения Владимирского. То есть на приращение к Москве чужих земель.
«Несмотря на коварство, употребленное Иоанном к погибели опасного совместника, Москвитяне славили его благость и, прощаясь с ним во гробе, орошаемом слезами народными, единогласно дали ему имя Собрателя земли Русской и Государя-отца: ибо сей Князь не любил проливать крови в войнах бесполезных, освободил Великое Княжение от грабителей внешних и внутренних, восстановил безопасность собственную и личную, строго казнил татей и был вообще правосуден.
Отменная набожность, усердие к строению храмов и милосердие к нищим не менее иных добродетелей помогли Иоанну в снискании любви общей. Он всегда носил с собою мешок, или калиту, наполненную деньгами для бедных: отчего и прозван Калитою. Кроме собора Успенского им построены еще каменный Архангельский (где стояла его гробница, и где с того времени погребали всех Князей Московских), церковь Иоанна Лествичника (на площади Кремлевской) и Св. Преображения, древнейшая из существующих ныне и бывшая тогда Архимандритиею, которую основал еще отец Иоаннов на берегу Москвы-реки при созданной им деревянной церкви Св. Даниила; Иоанн же перевел сию обитель к своему дворцу, любил более всех иных, обогатил доходами; кормил, одевал там нищих и в ней постригся пред кончиною. Украшая столицу каменными храмами, он окружил ее (в 1339 году) дубовыми стенами и возобновил сгоревший в его время Кремник, или Кремль, бывший внутреннею крепостию или, по старинному именованию, детинцем. ;…;»
Он долго оставался в тени при старшем брате, но когда последнего не стало, успешно продолжил его политику. Восемнадцать лет правления Калиты были эпохой невиданного усиления Москвы и её возвышения над остальными русскими городами. Главным средством к этому опять же было особенное умение Ивана ладить с ханом. Он часто ездил в Орду и приобрёл полное расположение и доверие Узбека. В то время как другие русские земли страдали от татарских вторжений и постоев, а кроме того подвержены были другим бедствиям, владения князя Московского оставались спокойными, наполнялись жителями и, сравнительно с другими, находились в цветущем состоянии».

• Д. И. Иловайский («История России». т. 2. «Московско-Литовский период, или Собиратели Руси») называя Калиту «собирателем Руси», в то же время дал  ему весьма не лестную характеристику:
«...с одной стороны, является перед лицом истории с неприглядными чертами человека жестокого и пронырливого, который раболепствовал в Орде, чтобы снискать милость хана, и прибегал ко всяким козням, чтобы погубить своего соперника. С другой стороны, мы видим умного, заботливого хозяина своей земли, водворившего в ней спокойствие и безопасность от татарских разорений».
«Необыкновенно расчётливый и осторожный, он пользовался всеми средствами к достижению главной цели, то есть возвышению Москвы за счёт её соседей».
Московский князь «часто ездил в Орду с дарами и раболепно кланялся хану; он получал от хана помощь в борьбе с соперниками, и таким образом самих татар сделал орудием для усиления Москвы… Присвоив себе право собирать дань с удельных князей и доставлять её в Орду, Калита искусно пользовался этим правом, чтобы увеличить свою собственную казну».
«Для подчинения себе удельных Ростовских князей он пользовался также семейными связями. Так он выдал двух своих дочерей за Василия Давыдовича Ярославского (внук Федора Черного) и Константина Васильевича Ростовского. Последний из них, т.е. Константин Ростовский, находился в совершенном повиновении у тестя: Московские бояре распоряжались в его стольном городе».
«Как истый хозяин и скопидом, Иван Данилович Калита хотя значительно увеличил собственное Московское княжение, но совершил это увеличение не оружием и кровопролитием, а денежною куплею. Он «примыслил» от соседних княжений несколько городов и волостей с большим количеством сел и слобод, которые покупал у обедневших князей, бояр и монастырей. При нем Московская земля, во-первых, заключала в себе все течение реки Москвы с городами: Можайском, Звенигородом, Москвою и Коломною; далее на юго-запад она простиралась от Коломны вверх по Оке, с городами Каширою и Серпуховым; а на северо-восток владения Московские охватывали уже часть Поволжья, заключая в себе волжские города Углич и Кострому. Они перешли далеко на северную сторону Волги: Калита купил у обедневших местных князей (потомков Константина Всеволодовича Ростовского) не только Углич, но также Галич Мерский и Белозерск; впрочем пока оставил их во владении наследственных князей, довольствуясь полной покорностью последних…

• Костомаров Н. И. («Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей». Т.1.):
«В первых же годах своего правления Иван дал Москве нравственное значение переводом митрополичьей кафедры из Владимира в Москву».
Калита был «человек характера невоинственного, хотя и хитрый».
«Восемнадцать лет его правления были эпохою первого прочного усиления Москвы и её возвышения над русскими землями».
По Костомарову, московский удельный князь был типичным человеком своего времени - он как и все прочие русские князья как мог собирал землю и власть. Только преуспевали в этом немногие, и больше всех преуспевал «мешок с деньгами» Иван Данилович.

• Соловьёв С. М.:
«С тех пор, говорит летописец, как московский князь Иоанн Данилович стал великим князем, наступила тишина великая по всей Русской земле и перестали татары воевать её. Таково было непосредственное следствие усиления одного княжества, Московского, на счёт всех других; в одном древнем памятнике деятельность Калиты обозначена тем, что он избавил русскую землю от воров (татей) - видно, что предки наши представляли себе Калиту установителем тишины, безопасности, внутреннего наряда, который до тех пор постоянно был нарушаем сперва родовыми усобицами княжескими, потом усобицами князей или, лучше сказать, отдельных княжеств для усиления себя на счёт других, что вело к единовластию.
Калита умел воспользоваться обстоятельствами, окончить борьбу с полным торжеством для своего княжества и дал современникам почувствовать первые добрые следствия этого торжества, дал им предвкусить выгоды единовластия, почему и перешёл в потомство с именем собирателя Русской земли».

• Ключевский В. О. («Курс русской истории»):
«Приобретение великокняжеского стола московским князем сопровождалось важными последствиями для Руси. Московский удельный владелец, став великим князем, первый начал выводить русское население из того уныния, в какое повергли его внешние несчастья».
«Так Москва стала церковной столицей Руси задолго прежде, чем сделалась столицей государственной. Богатые материальные средства, которыми располагала тогда русская Церковь, стали стекаться в Москву, содействуя ее обогащению. Еще важнее было нравственное впечатление, произведенное этим перемещением митрополичьей кафедры на население северной Руси. Это население с большим доверием стало относиться к московскому князю, предполагая, что все его действия совершаются по благословению старшего святителя русской церкви… В следствии того, церковное русское общество стало сочувственно относиться к князю, действовавшему об руку с высшим пастырем русской Церкви. Это сочувствие церковного общества, может быть, всего более помогло московскому князю укрепить за собою национальное значение в Северной Руси. Политические успехи московского князя освящались в народном представлении содействием и благословением высшей духовной власти Руси».
«Очевидно, политические успехи московского князя освещались в народном представлении содействием и благословлением высшей церковной власти на Руси. Благодаря тому эти успехи, достигнутые не всегда чистыми средствами, стали прочным достоянием московского князя».

• Платонов С.Ф. («Полный курс лекций по русской истории»):
«Именно этому князю приписывается та важная заслуга, что он исхлопотал себе разрешение доставлять «выход» в Орду своими средствами, без участия татарских сборщиков дани. Таким образом был уничтожен главный повод для въезда татар в Русские земли и было достигнуто внутреннее спокойствие и безопасность на Руси».

• Борисов Н. С. («Иван Калита»):
«Между двух гигантов-бойцов - Александром Невским и Дмитрием Донским - мрачной тенью стоит Иван Калита.
Внук одного героя и дед другого, Иван стал воплощением хитрости, вероломства и других далеко не героических качеств. Этот миф о Калите родился около ста лет назад. Историк-разночинец Василий Ключевский, не любивший аристократию вообще и старых московских князей в частности, высказал ехидное предположение, что своё оригинальное прозвище князь Иван получил… за скупость. Между тем древние исторические источники (в частности, Волоколамский патерик) сообщают, что князь был прозван Калитой за то, что всегда носил на поясе кошель - «калиту», из которой в любую минуту готов был подать милостыню нищим…
…Как истинный основоположник, Иван был человеком идеи. Да и могло ли быть иначе? Ведь только вера в святость цели могла хотя бы отчасти успокоить его раненную совесть. И чем больше зла приходилось творить Ивану, тем более значительной и высокой была для него цель…
…И за свои грехи он дал ответ перед Богом. Но люди той эпохи, взвесив его добро и его зло на незримых весах своей памяти, дали ему имя ещё более точное, чем Калита. Как свидетельствуют источники, они называли его Иван Добрый…»

• В. В. Мавродин:
«Поборы с населения, с торговых операций, присваивание татарской дани сделали московского князя самым богатым из всех русских князей. «Сумой, а не мечом он прокладывал себе дорогу», - говорит о Калите К. Маркс».
«При нём была заложена основа могущества Москвы».

• Черепнин Л. В.:
 «Иван Калита действовал как властный князь-вотчинник, неуклонно стремившийся к расширению территории своего княжества и к подчинению своей власти других русских князей. В его деятельности отсутствуют мотивы национально-освободительной борьбы. Он не боролся против гнёта Золотой Орды, а откупался от хана исправной уплатой «выхода», доставляя Руси некоторую передышку от татарских набегов. Его политика грабежа денежных средств с населения русских земель была неуклонной и жестокой, сопровождавшейся крутыми мерами…
…Но, обеспечив себе если не покровительство, то, во всяком случае, признание ордынского хана, Калита использовал его для укрепления на Руси своей власти, которую в дальнейшем московские князья употребили против Орды».
«Это был сын своего времени и класса, правитель жестокий, хитрый, лицемерный, но умный, упорный и целеустремлённый». …
«Этот князь (Калита) жестоко подавлял те стихийные народные движения, которые подрывали основы господства Орды над Русью...
Жестоко расправляясь со своими противниками из числа других русских князей, не брезгуя для этого татарской помощью, Калита добился значительного усиления могущества Московского княжества».

• Греков И.Б., Шахмагонов Ф.Ф.:
 «В историографии отнюдь не одинаков взгляд на действия Ивана Даниловича. Не раз выдвигались обвинения в его адрес, что вот-де тверичи восстали, а он по злобе на тверских князей, в борьбе за великокняжеский стол навёл на Русь ордынскую рать. Раздаются сожаления, что Тверь не поддержали другие русские города. Сожаления, конечно, имеют право на существование. Но нельзя не принимать в расчёт, что Русь ещё не была готова к свержению ордынского ига, не имела на это сил, в то время как Орда при Узбек-хане переживала апогей своего могущества.
Ордынская рать и без Ивана Калиты пришла бы на Русь, двигаясь на Тверь, она опустошила бы и Рязанскую, и Владимиро-Суздальскую земли. У Ивана Даниловича не было выбора: или идти вместе с татарской ратью покарать Тверь и тем самым спасти Москву, Владимир, Суздаль, или потерять всё».

• Тихомиров М. Н. («Древняя Москва. XII-XV вв.»):
«И замечательнее всего, что оценка деятельности Калиты у его современников сходится с тем, что говорит такой проницательный историк, каким был К. Маркс. По его словам, Калита пре¬вратил хана Золотой Орды «в послушное орудие в своих руках, посредством которого он освобождается от опаснейших соперников и одолевает любое препятствие, встающее на победоносном шествии его к узурпации власти»

***

Иван I Калита умер 31 марта 1340 года.
Буквально перед самой смертью Иван принял постриг.
 Чтобы не допустить вражды между наследниками, Калита ещё при жизни распределил всё имущество.
«Собиратель земель русских»  не мог допустить, чтобы Московское княжество раздробили после его ухода в мир иной. Поэтому основную часть наследства получил его старший сын -  Симеон Гордый. Ему досталось две трети всего наследства. К тому же он должен был позаботиться о младших детях.
Он дал политический наказ своим сыновьям – сохранить любыми средствами ту «великую тишину», под покровом которой шло медленное «собирание Руси» вокруг Москвы. Две составляющие этой «великой тишины» – мир с Ордой и мир с Литвой.
• Вот какие наказы даёт в романе Дмитрия Балашова «Бремя власти»  Иван Калита своему старшему сыну и наследнику престола, в будущем — московскому князю Симеону Гордому:
 «Запомни, затверди как молитву, как «Отче наш», три основы всякой власти, три условия, три камени краеугольных, коими упрочает всякая власть на земле и без коих не постоит и погибнет.
Первое – сугубое единение всех граждан земли твоеЯ, единение в любви, в совокупном содружестве!
Второе – уважение к родной старине, к навычаям и заветным преданиям.
И третье – всегда должно опору свою находить в большинстве языка твоего, в труждающих, в работниках добрых!»

Нет, не для себя старался дальновидный и смекалистый князь Иван Калита — для нас всех, нашего будущего, для всей Руси.

• Балашов:
«Помни: то прочно, что принято большинством и труждающему любо. Мыслишь что изменить – не ломи, гни. Приучай, воспитывай. Да узрят многие пользу, тогда сами воспримут новое. Посему не спеши. Сие, последнее, труднейшее прочих».

Быть настойчивым в достижении своей цели, проявлять гибкость в отношениях с людьми — всему этому учил святой благоверный князь Иван Калита.

Иван даже перед смертью думал об интересах государства.

• В летописном сообщении о кончине князя Ивана сквозь обычную риторику некролога пробивается искреннее чувство осиротелости:
 «…А на площади у храма теснился плачущий, перепуганный московский народ, потерявший своего защитника и предводителя».
Люди той эпохи, взвесив его добро и его зло на незримых весах своей памяти, дали ему имя ещё более точное, чем Калита.
Как свидетельствуют источники, они называли его «Иван Добрый»…

***

Подводя итоги, повторюсь, что Иван Калита - Великий князь Владимирский, князь Московский, князь Новгородский - вошёл в историю как «Собиратель земли русской».
Он был самым богатым и сильным князем на Руси того времени.
Это был умный, дальновидный, хотя и жёсткий в своих действиях политик. А также талантливый дипломат, экономист и психолог, неустанно работавший на перспективу, закладывая основы будущего могущества Москвы.
Его характеризуют такие черты, как настойчивость, гибкость в политике, хитрость.
При нём Московское княжество оставалось спокойным, население и его благосостояние постоянно росли.
Эпоха правления Ивана Калиты — это эпоха усиления Московского княжества, возвышения его над остальными.
В годы правления Калиты монгольское владычество над Русью значительно ослабло, почти на полвека прекратились татарские набеги.

«Перестали поганые воевать русскую землю, - говорил летописец, - перестали убивать христиан; отдохнули и опочили христиане от великой истомы и многой тягости, и от насилия татарского; и с этих пор наступила тишина по всей земле».

 При Калите Русь обрела гораздо больше самостоятельности в отношениях с Ордой.
Дань теперь собирали и возили в Орду сами русские князья, что значительно облегчило жизнь народа.
Русь хоть и оставалась под верховной властью Орды, но приобрела более высокий статус и постепенно укреплялась и централизовалась, что, в конечном итоге, позволило обрести ей самостоятельность.
За время правления Ивана Калиты маленький окраинный город Владимиро-Суздальской земли (захолустный городишка) превратился в один из богатейших и сильнейших городов Восточной Европы, стал политическим и духовным центром Руси.
Если в 1325 году Ивану досталось крохотное, бедное княжество, сильно разорённое и открытое всем ветрам, то  своим наследникам Иван в 1340 году оставил прекрасный город, с ломящейся от денег казной.
Динамика, заданная Иваном Калитой, превратила со временем Москву в главный город могущественной империи.
В условиях ордынского ига на пустом месте сформировалось сильное русское княжество, с успешно налаженной торговлей, развитым землепашеством и градостроительством
Все силы и средства посвятил он служению своему родному, своему любимому городу.
При Иване Калите Московское княжество стало сильнейшим на Руси, могучим в экономическом отношении, сильным в политическом.
Он присоединил ряд княжеств, значительно расширив территорию.
Он добился тесного союза великокняжеской власти и церкви, сделал Москву религиозным центром Руси.
Он значительно повысил авторитет московского князя, усилилась его власть.
Он ввёл новую систему наследования от отца к старшему сыну, что предотвращало распри уездных князей.
Он активно содействовал развитию культуры, при нём велось строительство церквей и храмов.
Он проводил умную и продуманную политику с ханами Золотой Орды, добился тишины в стране. При нём не было опустошительных набегов на Русь.
Правление Ивана Калиты однозначно отмечено усилением Московского княжества, из которого через полтора века выросло независимое Русское государство.
Об этом писал русский историк Н. М. Карамзин в «Записках о древней и новой России в её политическом и гражданском отношениях»: «Сделалось чудо. Городок, едва известный до XIV века, возвысил голову и спас отечество».
И всё началось с того, что на московский стол сел князь Иван Данилович Калита - «Собиратель земли Русской».
Митрополит Киприан в письме к Дмитрию Донскому назвал Калиту «благочестивым и приснопамятным» и даже «святым».
По словам Василия Ключевского, Калита «первый начал выводить русское население из того уныния и оцепенения, в которое повергли его внешние несчастия. Образцовый устроитель своего удела, умевший водворить в нём общественную безопасность и тишину, московский князь, получив звание великого, дал почувствовать выгоды своей политики и другим частям Северо-Восточной Руси. Этим он подготовил себе широкую популярность, то есть почву для дальнейших успехов».
Историк придал большое значение «великой тишине», наступившей при Калите: благодаря ей к середине XIV века выросло первое поколение, «начавшее отвыкать от страха ордынского, от нервной дрожи отцов при мысли о татарине».

***

В 2001 году по благословению Святейшего Патриарха Алексия II князь Иван Калита был причислен к лику местночтимых святых города Москвы в чине благоверного.