В угольных лабиринтах

Сёстры Рудик
       Кольша продуманно припрятал у речки рюкзак, кирку и отцовский фонарь, который удобно надевался на голову. Уголь собирали самый лучший, чтоб продать подороже. С проданной добычи собирали копейку к копейке, умалчивая обо всём перед матерью и пряча денежки в угол чулана в тряпицу. Валентина о ходках сыновей в шахты не подозревала ни сном, ни духом.
- Мам, мы погулям пойдём! – говорили они ей и смывались из дома на весь день.
       После своей работы они потом отмывались в речке, сбывали уголь и тогда уже шли домой усталые и довольные. Самое главное было то, что в этой шахте их никто не беспокоил. Ни задир не было, ни пугающих горных духов.
       Но вот братья снова пришли в шахту и только начали собирать уголь, как со всех сторон до слуха стало доноситься тихое потрескивание.
- Кольша - трещит! – мигом насторожился Ваньша и позвал: - Можа уйдём?
- Успеем! - отмахнулся брат. - Рюкзак доберём и уйдём. Деньги каждый день зарабатывать надо!
       Однако треск по закоулкам шахты уже перешёл в нарастающий гул. Будто кто-то сильно топал по потолку. На этот раз Ваньша уже перепугано дёрнул за фуфайку брата:
- Кольша, это Шубин бегат - о беде предупреждат! Тикать отсюдова надо!
- Теперя уже тикаем! – тоже забоявшись, забросил Кольша рюкзак за плечо, и они заспешили на выход.
      Упущенное время, однако, показало, что нельзя было терять ни минуты. Гул к тому моменту пошёл таким скрежетом и воем рушащейся породы, что мальчишки из шахты даже бегом во всю прыть выскочить не успели. Всё обрушилось и придавило обоих! Кольша хотел завопить со страху, да Ваньша первый заорал так, что в жилах похолодела кровь! Почувствовав к некоторому успокоению, что сможет вылезти из-под завала, Кольша с окриком затряс Ваньшу за руку, которая была в его руке:
- Ваньша, Ваньша, не ори так сильно, не то будет новый обвал и нас совсем завалит! Я сейчас выберусь и откопаю тебя! Только скажи – тебя не изувечило?!
- Ну! – к великой радости отозвался Ваньша и замолчал, перейдя на бурное всхлипывание плача.
- Ну вот и здорово! Главное – мы оба живы! – взбодрил его старший брат.
       Фонарь оказался целым и продолжал светить. Поправив его на лбу, Кольша сбросил с плеча рюкзак, выбрался из-под завала и быстро осмотрелся. Ваньшу завалило наполовину. Порода, под которой он был, к счастью, рухнула не большими слоями, а раскрошилась, и Кольша быстро его откопал.
- Баил я тебе «тикаем»! Шубин же предупреждал, что всё рухнет! Никогда ему сразу не веришь! – снова впадая в панику, с рёвом разнёс брата Ваньша, как только встал на ноги.
- Не гунди! – грубо отрубил тот, чувствуя, как виноват!
     Вина была только на нём. Подвело желание не упустить очередного калыма. Теперь ещё как выбираться отсюда, Кольша не представлял. В довершение жутко напрягало то, что раз произошёл обвал, он в любую секунду может продолжиться. А Ваньша ещё и прорыдал:
- Ежели мы сегодня же не выйдем отсюда, мамка с ума сдичат! Папка сгинул, ещё и нас не станет!
     И в этом он тоже был страшно прав! Его надо было как-то успокоить, и Кольша заверил, крепко сжав его ручонку:
- Ваньша, всё будет нормально! Нас завалило почти у самого выхода, и мы обязательно выйдем отсюдова, - и мало чего соображая, ещё раз тщательно посветил вокруг фонарём, увидел темнеющий сбоку тоннель и скомандовал, потащив туда брата: - Сейчас главное не растележиваться до нового обвалу, а тихо уйти с этого места! Вот какой-то тоннель, по нему и пойдём.
      А Ваньша, следуя за ним, опять заревел:
- Ага, и от выхода мы непонятно куды уйдём и совсем заблудимся!
      Тут до их слуха донеслось старческое покашливание, и малой испуганно затормозил, прошептав:
- Шубин!.. Опять о чём-то предупреждат!
      Кольша тоже замер, вслушиваясь в таинственные звуки, а потом шепнул:
- Ты помнишь, как бабка Матрёна мамке баила, что он помогат из шахты выйти? Идём за ним!
- Да ты трёкнулся?! Он же дух!!! – чуть не упал Ваньша в обморок!
     В то же мгновение впереди показалось слабое свечение и намного дальше от них вновь раздалось покашливание. Горный дух уходил вперёд. И на свой страх и риск Кольша указал туда:
- Ну и чё, что он дух! Глянь-ка – там свет!
      Увидев свет, Ваньша мгновенно наполнился надеждой на спасение, прекратил рыдать и твёрдо произнёс:
- Айда!
       Они осторожно пошли по тоннелю, в свете которого на какие-то секунды далеко от них то и дело показывалась фигура сутулого коренастого человека. Он вёл их, словно расчищая угрюмую тьму подземного лабиринта всё больше и больше нарастающим светом.
- Неужели выйдем?! – невольно вырвалось у Кольши.
- Ну вон же свет! Значит выйдем! – уже радостно указал вперёд совсем оживший Ваньша и сделал вывод: - Надо всегда слушаться Шубина!
      И вдруг на самом выходе очертание Шубина пропало, и они увидели фигуру человека, впереди которого двигалась ещё какая-то странная фигура на длинных карачках. Это точно уже был не Шубин.
- А это чё ещё тама за чертовщина?! – испуганно затормозил Кольша, дёрнув к себе напуганного брата.
- А если мы и правда идём к самим чертям в преисподнюю?! – ляпнул тот, совсем вогнав в панику.
     После такого предположения продвигаться дальше стало ужасно страшно! Братья стояли, затаив дыхание, а странные фигуры всё шли и шли на выход тоннеля. И вот они уже вышли на свет, и Кольша с Ваньшей вообще потеряли дар речи! Перед ними стоял их отец и их корова - обои целы и невредимы!
- Так то же наш папка! Он гнал перед собой Зорьку! – первым опомнился Кольша.
    И Ваньша кинулся вперёд с радостным криком:
- Па-аапка-аа!!!
       Так горный дух Шубин вывел из-под завалов семью Фёдора и его самого. Встреча шахтёра с женой Валентиной, конечно же, была неописуемо счастливой! А после всего этого Кольшина семья зажила лучше прежнего! Они всегда были с отличным углём, в тепле и сытости! И всё потому, что к предупреждениям горного духа ещё больше относились с огромным вниманием. За это Шубин их и оберегал.

       (Сказка основана на акценте сибирского говора).

(г. Суздаль 2022)