Байки рудокопов

Сёстры Рудик
     В это время друзья Фёдора шахтёры принесли Валентине по мешку угля, и она в благодарность пригласила их в дом отобедать да посумерничать. Мужики с мороза для сугреву выпили по стопочке водки, закусили картофельной толчёнкой с горлодёром и завязались у них с хозяйкой разговоры о невесёлой доле. Кольша с Ваньшей тоже сидели за столом, ели толчёнку с молоком и с интересом слушали всё подряд.
- Хозяин и на новом месте не печётся о рудокопах, - жаловался дядька Макар. – Рукавицы не выдаёт.  Леса на укрепления выписывает не прочные. Сваи скоро гнить начнут. 
- Ну не ему же шахта на голову тубурухнет, - мрачно бросал дядька Егор и презрительно усмехался: - Он в шурф-то ни разу не спускался. Командоват только со второго этажа своего кабинета.
- Он, наверно, Шубина боится, вот и не ходит в шахты, – неожиданно брякнул Ваньша.
      Все посмотрели на него, а дядька Макар вдруг кивнул:
- Можа и Шубина боится. Ведь горный дух дюже не любит угнетателей шахтёров.
      Услышав про угнетателей шахтёров, Ваньша мигом прицепился:
- А вот ежли не шахтёры, а кто другой уголь добыват, Шубин прогонит его?
      Валентина мигом глянула на сыновей и насторожилась. Кольша тут же пнул под столом Ваньшу и, отвлекая внимание матери, спросил у мужиков:
- А этот Шубин взаправду есть или просто бают?
      Мужики маленько помялись, и дядька Егор пожал плечом:
- Трудно сказать. Кто баит, что это шахтёр, погибший из-за подлости товарищей. Другие баят, что это просто фамилия горного мастера, который запросто предугадывал опасность обвалов под землёй. Третьи утверждат, что это рабочий-газожёг, который выжигал скопления метана в шахтах и погиб на своей работе. Ну а в общем, чё-то есть. К примеру, в забое часто кто-то покашливат. Вроде как вода капат где-то, но слышится явный кашель.
- А наш старый дед Афоня, бывалый рудокоп, точно утверждат, что это хозяин всех подземелий и покровитель шахтёров! - совершенно серьёзно проговорил Макар и рассказал: - А Шубином его прозвали за то, что его, как шубой покрыват густая шерсть. Ещё дед баит, будто Шубин всегда бродит незамеченным и любит над кем-нибудь подшутить. Вот так деда в забое однажды как хватил за ногу, так у того вся душа в пятки и провалилась! А рядом никого не было, чтоб на какого-нибудь шутника подумать. В другой раз Шубин внезапно захохотал так, что чуть ухи не оглохли! Рудокопы обвала перепугались, кинулися бежать, а хохот смолк, будто ничё и не было. Вот такой он весельчак, этот горный дух.
- А я слышал, что он шибко раздражительный и злобный. А по отношению к срамникам жестокий и мстительный, – вспомнил дядька Егор.
      Тут с бесконечной надеждой в голосе вспомнила и Валентина, рассказывая:
- Когда мой муж сгинул, соседка бабка Матрёна меня заверяла, что Шубин к честным труженикам и беднякам добрый и очень шшедрый. И хоть под землёй он и может испужать или даже сбить с пути, а попавшим под завалы шахтёрам помогат, - и она тяжело вздохнула: - Так что глядишь, и мой муж выйдет живым из шахты.
     Мужики ничего не сказали. С того времени пошла третья неделя. Повздыхали, молча жалея овдовевшую Валентину, и ушли, не поминая Фёдора, как покойного. А после их помощи Кольше с Ваньшей больше не пришлось за углём бегать. Тех двух мешков и третьего, что они успели натаскать из «Волчьего лога», теперь хватало на растопку до майского тепла.

продолжение следует.......