Кто убил генерала Рохлина?

Евгений Полуэктов
 Лев Я;ковлевич Ро;хлин (6 июня 1947, Аральск, Кызылординская область, Казахская ССР, CCCР — 3 июля 1998, дер. Клоково, Московская область, РФ) — советский и российский военный и политический деятель, депутат Государственной думы РФ II созыва, председатель Комитета Государственной думы РФ по обороне (1996—1998), генерал-лейтенант (1993)[2]. Основатель и первый председатель Движения в поддержку армии (1997—1998).


  И хоть точка в этом деле давным-давно поставлена официальным следствием и прошло уже четверть века после рокового выстрела, ясности в убийстве генерала Льва Рохлина нет и поныне. Слишком много странных моментов, несостыковок, подозрительных деталей, которые следствие не приняло во внимание.

 А главное, смерть генерала произошла в очень нужное время для тех, против кого он боролся. Вот прямо ни раньше, ни позже. Именно Лев Рохлин организовал волну народного протеста против режима Ельцина, собирался лишать его власти и имел действительную, а не мнимую поддержку населения. И тут — выстрел 3 июля 1998 года на даче генерала. Рохлин мертв. Убийца рядом и сознался во всем. Это жена Тамара, которая выстрелила в состоянии аффекта и плохо помнит подробности.

 Было начато следствие. Причем, параллельно с официальным его вели друзья генерала и журналисты. И у всех была своя версия и свои подозреваемые. Вот только реальным обвиняемым по делу прошла лишь Тамара Рохлина. Она же и получила срок, впрочем, крайне мягкий. Остальные версии так и остались словами, не подтвержденные фактами и доказательствами. Но прежде чем их рассматривать, стоит вкратце напомнить, кем же был генерал Лев Яковлевич Рохлин.

 Он не был потомственным военным. Родился в 1947 году в семье ссыльных в казахском Аральске. После окончания школы поступил в Ташкентское общевойсковое училище. Потом Афганистан, участие в боевых действиях, серьезное ранение и долгое восстановление. После выздоровления — учеба в академии Генштаба и должность начальника военного гарнизона Волгограда.

 Во время Первой чеченской войны генерал-лейтенант Рохлин участвовал в штурме Грозного и взятии президентского дворца Дудаева. Он, наверное, один из немногих генералов, который вышел из этой мясорубки с незапятнанной репутацией. Офицеры и солдаты потом вспоминали, что Рохлин никогда не прятался за их спинами, не отсиживался в тылах. Позднее генерал отказался от звания Героя России, которым его наградил Ельцин за успешное взятие Грозного с минимальными потерями. «В гражданской войне полководцы не могут снискать славу. Война в Чечне — не слава России, а её беда», — вот его слова.

 С 1995-го Лев Рохлин окунулся в политику. Два года он состоял в провластной партии "Наш дом — Россия", а потом вышел из нее и организовал собственную политическую силу: "Движение в поддержку армии, оборонной промышленности и военной науки" (ДПА). В 1998 году его имя не сходило со страниц газет. Рохлина считали главным оппозиционером шатающемуся режиму Бориса Ельцина. А он и не скрывал, что его целью является свержение президента. ДПА пользовалось большой поддержкой общества — ветераны, шахтеры, казачество, бюджетники, рабочие видели в Рохлине действительно лидера правительства народного доверия, которое должно было поднять Россию с колен и дать людям уверенность в завтрашнем дне.

 И вдруг выстрел на втором этаже дачи в поселке Клоково Наро-Фоминского района. Рохлин мертв. "Убили!" — загудела вся страна. "Да, — отвечала власть. Убили. Но к политике это не имеет никакого отношения. Так как убийца сознался и это жена генерала". Вот с этой официальной позиции и начнем знакомство со всеми версиями до сих пор гуляющими в обществе.

 Версия официальная. Убийство на почве неожиданно возникшей неприязни
2 июля у сына Рохлина Игоря (инвалида I группы) был день рождения. Генерал вернулся из Москвы поздно и без подарка. Тамара Рохлина обиделась на него за это. Когда гости разошлись, а муж лег спать на втором этаже дачи, Тамара, будучи в сильном подпитии, взяла пистолет, поднялась наверх и выстрелила в висок супруга. После чего разбудила охранника, созналась ему и стала спокойно дожидаться приезда полиции.

 Таков ход событий по версии следствия. Причем, осталось много неясных деталей. Например, откуда на первом этаже дачи след еще от одного выстрела, пуля от которого застряла в стене? Почему пистолет, которым застрелили генерала, оказался за забором участка, вымытый бытовой химией? Как так получилось, что после громкого выстрела пришлось будить охранника, хотя его комната находилась рядом со спальней Рохлина?

 На эти вопросы следствие так и не дало внятных ответов. Зато ответы были у друзей генерала, которые провели собственное расследование. Причем, факты его оказались настолько серьезными, что их даже пришлось опровергать Генеральной прокуратуре РФ.

 Версия неофициальная. Убийство неизвестными людьми

 Сторонники этой гипотезы указывают на ряд очевидных фактов, которые прошли мимо внимания следствия и могут свидетельствовать о невиновности Тамары Рохлиной.

 Первое — это звуки выстрелов. На даче ночью было четверо — супруги Рохлины их сын Игорь и охранник Александр Плескачев. Ни он, ни ребенок звуков не слышали. Вполне логичным было использование глушителя, которого на оружии генерала не имелось.

 Второе — убийство произошло в середине ночи. За час до него Тамара звонила подругам, была в хорошем настроении и с теплотой говорила о муже. Что такого могло случиться, что настроение женщины за один час сменилось с любви на ненависть?

 Третье — при осмотре леса, прилегающего к участку был обнаружен "насест" — оборудованная площадка в ветвях деревьев, с которой предположительно велось наблюдение за дачей Рохлина.

 Четвертое — в том же лесу были найдены сожженные трупы нескольких человек, предположительно исполнителей убийства.

 По неофициальной версии в генерала стреляли "неизвестные в масках", которые потом под угрозой жизни сына Игоря заставили Тамару Рохлину оговорить себя. Косвенно в пользу этой гипотезы может служить то, что жена генерала на следствии полностью отказалась от данных ранее показаний и заявила, что она мужа не убивала.

 Однако Генеральная прокуратура опровергла эту версию. Часть фактов были признаны субъективными, а сожженные трупы появились в результате бандитской разборки. По этому поводу было проведено следствие, найдены и наказаны виновные.

 Стоит упомянуть и ее. Политические враги Рохлина при содействии израильских врачей определенным образом зомбировали Тамару. Когда она проходила лечение в Израиле, в ее голову вложили установку убить супруга. Триггером должна была стать фраза или слово, произнесенное, например, при телефонном звонке. Методики спецслужб позволяют это сделать. По крайней мере в это верят многие обыватели.

 Версия фантастическая. Убил сын

 Сын Льва и Тамары Рохлиной Игорь тяжело болел. В детстве он перенес менингит, был на грани смерти и впоследствии отставал в умственном развитии. По мнению журналистов одного из телеканалов, убийство совершил он, потому что винил отца в том, что тот постоянно кричит на мать и доводит ее до слез.

 После убийства Тамара взяла вину на себя, но потом, когда поняла, что следствие сына даже не подозревает, отказалась от своих показаний и стала настаивать на "неизвестных в масках".

 Свои догадки журналисты изложили в документальном фильме «Тамара Рохлина. Приговор», который вышел в 2019 году. Но сразу после эфира каналу прилетел иск от Тамары и ее дочери Елены. Они обратились в суд с делом о защите чести и достоинства. В итоге была признана правомерность иска и суд обязал канал удалить из фильма порочащие Рохлиных сведения.

 Вот такие разные гипотезы убийства генерала Рохлина. Нелишним будет вкратце рассказать, как сложилась судьба его жены. В ноябре 2000 года Наро-Фоминский суд признал ее виновной и приговорил к восьми годам колонии. Адвокаты подали апелляцию, и уже в декабре Московский областной суд сократил срок до четырех лет.

 Но защита настаивала на невиновности Тамары. И добилась своего — в 2001 году Верховный суд приговор отменил и отправил дело на доследование. Рохлину выпустили под подписку о невыезде. Выйдя на свободу, Тамара подала жалобу в Европейский суд по правам человека, обвиняя российское правосудие в затягивании сроков рассмотрения дела и длительность пребывания под стражей. Итог — компенсация в 8000 евро.

 Однако в 2005 году все тот же Наро-Фоминский суд вторично признал Тамару Рохлину виновной и назначил ей наказание в виде 4 лет лишения свободы условно. Свою вину она отрицает до сих пор.

 Сейчас Тамаре Рохлиной 74 года. Она продолжает ухаживать за больным сыном, интервью не дает и на публике не появляется. Женщина по-прежнему убеждена, что генерала убили неизвестные люди, а ее под страхом убийства сына Игоря заставили оговорить себя. Кто же это мог быть и кто заказчик — на эти вопросы мы вряд ли когда получим ответы.