Зенитная самоходная установка ЗСУ 57-2

Кросс Роуд
Офицерская  служба. У меня 8 мастеров, высокого класса, есть даже "лекальщики" - это специалисты самого высшего разряда. Один мастер на спор сварил маникюрные ножницы. Приходили любоваться работой целые толпы! 
Я отвечаю за техническое состояние и руковожу ремонтом зенитной артиллерии танковой дивизии. В большой артиллерийской мастерской (небольшой завод) у меня свой цех. 

И вот приходит приказ - мне лично  выезжать с эшелоном зенитчиков на полигон для учебно-боевых стлельб.  Моя главная задача - технически обеспечить боевое применение тогда ещё секретной зенитной самоходной установки: ЗСУ 57-2. Проще говоря, это была спаренная автоматическая зенитная пушка С-60, калибра 57 мм, установленнвя в полуоткрытой поворотной башне на облегчённой платформе (без одного катка) танка Т-54.

Самое забавное было то, что никто в дивизии этих установок даже не видел, устройства не знал, а я только раз осмотрел эту новинку, не забираясь во внутрь.
Спасением было то, что пушку С-60 я знал отлично, ну и думал, что эту "спарку" освою.

Это, конечно, я понадеялся зря, пришлось изучать и некоторые детали танка, бортовое питание, проводку, систему предохранителей, гидро-моторы и гидро-насосы, идущие к орудиям, электро-магнитные усилители, пульты управления, переключатели, тумблеры и всё остальное...
Экипаж установки - 6 человек - об усторйстве ЗСУ тоже ничего толком не знал, так что мне пришлось надевать комбинезон и несколько дней до начала стрельб по конусу(это такая "колбаса", тянущаяся на тросе  за самолётом), учиться самому и учить  ребят.
Но свои обязанности на постах во время прицеливания, заряжания и стрельбы они знали неплохо. Облегчением было и то, что орудия  не были связаны ни с Прибором управления арт.зенитным огнём (ПУАЗО), ни с РЛС.

И вот - день стрельб. "Моя спарка" работает  как часы! Остальные колёсные пушки тоже. Да так круто, что боезапас снарядов заканчивается. А по громкой связи по полигону объявляют - готовится ещё один боевой вылёт!

Стоявший недалеко  руководитель учениями - генерал, замечает на мне офицерскую фуражку и кричит: "Машину водить умеешь??! Дааа!!! - ору я". Генерал говорит - садись - вон грузовик стоит - жми пулей  на склад и вези вот это всё. И даёт мне бланк, с печатью, его росписью и перечнем нужных боеприпасов.

Путь напрямик был через вспаханное поле. Я его никогда на забуду! Моя голова подлетала и ударялась в потолок крыши...И тут я понял все преимущества танкового шлема! Но приказ был - "пулей".

На складе всё сделали быстро и я погнал по своей колее обратно, чуть медленнее.
Груз же у меня опасный!

Генерал крепко сжал  мне руку и сказал: "Спасибо, сынок!"

Весь комлект я доставил быстро, все успели зарядить, проверить прицелы и   орудия, кабели подключения к РЛС и ПУАЗО (Для колесных орудий). Успели ещё и перекурить! Ну и мои орлы тоже всё подготовили в темпе, видя, наверное, как я, их начальник, гонял на грузовике через поле на склад!

п.с.Для действий в городах эти установки были совершенно неприспособлены. Летящие с верхних этажей зданий в открытую башню гранаты, толоые шашки и просто кирпичи, раскатывались по днищу, как в ловушке, поражая расчёт.
Потом было принято решение - продавать ЗСУ в арабские страны, где они использовались просто как мощные скорострельные наземные  орудия.
А у нас, на смену ЗСУ, пришла эффективная, маневренная и защищённая "Шилка".
Но это уже другая тема.

А.Домин
8.08.2023