Мысли о мысли

Игорь Барнет
1
Не род ли это спеси - делать предметом мысли саму мысль?

2
Любая мысль - всегда до какой-то степени обман, имеющий целью держать душу в напряжении (естественно, речь идёт о собственной мысли человека, мысли-процессе). Последнее самое важное, а сформулированная мысль уже мертва и по большому счёту бесполезна, по крайней мере для породившей её души.

3
Все "оригинальные" мысли имеют общий недостаток: они неглубоки. То же и музыка. О подлинной музыке разве скажешь: "Это оригинально"? - Как только в чём-то оригинальном начинает преобладать глубокое, оригинальность там сразу начинает восприниматься как нечто естественное и должное, даже необходимое, и в качестве такового перестаёт быть "оригинальной".

4
A la Nietzsche. - Есть такая степень заядлого бесстыдства в мышлении, когда мыслительный процесс сам по себе доставляет сильнейшее наслаждение.

5
Практически любая мысль имеет конечной задачей уговорить человека не чувствовать того, что её порождает. Так, мысль, рождённая горем, призвана внести в душу гармонию и уменьшить это горе - хотя бы ценой сведения к нему всего мира; мысль, рождённая радостью, должна напомнить человеку, что радость его в высшей степени поверхностна и несерьёзна - это называется "предрассудком" или "настороженным отношением к жизни". Любая мысль в каком-то смысле  о т р и ц а е т  тот или иной род чувства, во всяком случае стремится создать для него некое "контрзаполнение". В этом смысле любая мысль пессимистична.

6
Pro et contra. - В каждом человеке существует его contra. Чтение - восприятие  м ы с л и  обслуживает именно эту сторону его души, оппозицию внутри него. Напротив, чтение - восприятие  о б р а з а  должно соответствовать его pro, иначе оно будет внутренне отвергнуто, отторгнуто. Мысль, соответствующая pro человека станет ему скучна, образ, соответствующий contra - неприятен. Бесспорно, как pro, так и contra, есть чётко фиксированные установки единой целостной личности, одна из которых существовать без другой не может. Но разница тут чисто "экономическая": дело идёт о влиянии, о большинстве голосов во "внутреннем парламенте". Есть, однако, вопросы, по которым необходим консенсус. Есть вопросы по ту сторону pro et contra.

7
Мысль как функция переживания. - Заинтересованность чувства в создании мысли на собственной основе говорит - для желающих услышать! - о первичной нечистоте (этой) мысли.

8
Мысль в потоке. - Одно дело - порождение единичной мысли, и совсем другое - если мысль появляется как часть некоей более общей целостности. Тогда, при условном равенстве "силы" (или же "качества") двух этих мыслей, мысль во втором случае, при рассмотрении её как частного явления, почти всегда будет требовать от порождающего её интеллекта несоизмеримо меньших затрат энергии и даже "гения" (если позволительно так выразиться), нежели в первом случае. Происходит же следующее. Во втором случае, т.е. в условиях существования мыслительного потока, данная частная мысль как бы пользуется тем энергетическим толчком, той силой инерции, которые были сообщены всему процессу при его формировании как некоей динамической целостности, и возникает не через прямую связь между явлением и "изживающим" его в душе человека подобным образом (т.е. посредством мысли) пониманием, а через опосредованную связь с  н е к и м  явлением (иногда лежащим весьма и весьма далеко от конкретного предмета мысли), являющимся центральным для данного мыслительного потока, пролегающую через цепочку всех прочих мыслей, относящихся к этому потоку. Подлинность и оригинальность суждения в этом втором случае (если только оно проделывается в отдалённой сфере) неизбежно ставится под сомнение - подлинность в любом аспекте, но прежде всего, естественно, в аспекте адекватности суждения душе породившего его человека как таковой. В этом втором роде мысли может присутствовать некая независимость условий (или обстоятельств) её порождения. И нельзя заранее сказать - чтО перевесило в данном конкретном случае: подлинность частного понимания или инерция общего (и достаточно отвлечённого) понимания. - Здесь, конечно, взят наиболее неблагоприятный случай из возможных; обыкновенно же частный предмет мысли и общий предмет мыслительного потока коррелируются между собой в такой степени, которая позволяет признать и принять практически любое частное суждение.

9
Необходимая гигиена мысли. - "Кто ясно мыслит - ясно излагает": выражение, которое мог составить лишь человек, сам никогда не мысливший, или высказано оно было им неискренне... По крайней мере, неприемлемо буквальное понимание этих слов. - В действительности всё происходит ровно наоборот: первое проявление мысли ("мысль для себя") образуется в голове человека в столь неопределённой и индивидуальной форме, что с величайшим трудом может быть понято другими людьми (если вообще может быть понято). Человек даже инстинктивно боится записать её в таком вот виде; он тратит множество энергии, чтобы сделать свою мысль понятной, доступной другим людям. Это как бы общественно необходимая гигиена мысли. - Но  п е р в о е  проявление мысли всегда самое неопределённое, самое толерантное... Дальнейшая конкретизация неизбежно сужает поле данной мысли, отсеивает многие из возможных её обертонов, смыслов, ассоциаций. Происходит селекция её содержания (в наиболее общем и отвлечённом понимании). Так и в поэзии: черновик подчас не менее значим, нежели окончательный вариант (как у О. Мандельштама в армянском цикле). Пусть кристаллизация мысли и необходима, но всё же в первичном "продукте" есть своя прелесть, своё неповторимое: широта охвата; тысячи путей там, где затем остаются два-три. Таков Гераклит Тёмный; может быть по лености, а возможно и из-за презрения к людям вообще, он имел обыкновение не доводить собственные мысли до общепринятой нормативной ясности. Это как раз то  л и ч н о е,  что в обычной ситуации служит сырьём, исходным пунктом (исходным - хотя и наиважнейшим, можно сказать ключевым) для последующих обработок. Но, быть может, у него была просто душевная склонность к подобному образу мышления. Во всяком случае, его мысли именно поэтому настолько  п е р в и ч н ы,  поэтому носят характер скорее  в н у т р е н н е г о  употребления, и поэтому столько веков они доставляют людям радость - как минимум, в двух планах: во-первых, находить в них что-то личное, родное и невысказанное, и, во-вторых, самим проделывать "недоделанную" их автором работу - кристаллизовывать эти понятия уже "для себя", исходя из своего собственного внутреннего контекста.

10
Сома и зародышевая плазма мысли. - В любом достаточно развитом и успешном мышлении, манифестированном некоторой "теорией", как и в живом существе (по знаменитой вейсмановской мысли) присутствует как сома, так и зародышевая плазма. Первая по сути своей смертна, вторая же виртуально бессмертна, содержа в себе идею будущих воплощений в неких новых формах посредством соединения с иными столь же бессмертными сущностями. Теория всегда подразумевает в качестве своих составляющих основание, субстрат, порождающий и обеспечивающий выводы, с одной стороны, и сами эти выводы, неизбежно отделяющиеся в дальнейшем от собственных обоснований и начинающие жить независимо от последних, с другой. В таком виде выводы воздействуют на сознание последующих эпох, на само первичное мировосприятие людей, и способствуют зарождению новых теорий. Притом почти всегда процесс освобождения от оснований сопровождается потерей значительной доли первоначально присущего выводам смысла. Во всяком случае, процесс этот приносит с собой крайнее упрощение мысли. Вот примеры. Дарвин: естественный отбор; человек произошёл от обезьяны. Маркс: классовая борьба; отчуждение прибавочной стоимости; общественно-экономическая формация; надстройка и базис. Ницше: аполлоническое и дионисийское начала в искусстве; вечное возвращение; воля к власти; сверхчеловек. Фрейд: вытеснение; подсознательное; либидо; Эдипов комплекс; сублимация. И так далее.

11
Рассадник либо интенсификация. - Иногда та или иная работа мыслителя представляет собой рассадник идей; последние в этом случае остаются лишёнными внутреннего развития, разработки. Иногда же, напротив, в работе присутствует всего одна или две мысли, но развиты они здесь до последнего предела. И ни один из этих вариантов не будет хуже или лучше другого.

12
При изложении материала иногда  н а м е р е н н о  следует допускать нечёткость - но только конечно же не в смысле затуманивания собственного неуяснения. Скажем, зыбкость общего построения работы (той сферы её осуществления, которую в отношении сновидения Фрейд именует "вторичной обработкой") ведёт иногда к тем бОльшему выявлению определённых её деталей, так что  ц е л о е  за счёт этого только усиливается. - Вообще, создание крупного целостного произведения мысли предполагает перманентный процесс отыскания верной пропорции между его внутренними целями и внешними взаимовлияниями разных порядков его общей структуры и частных подструктур. Причем в каждом случае точка равнодействия всех сил будет пребывать в совершенно новом, индивидуальном месте. Так что если в произведении, признаваемом гениальным (напр., КЧР), с точки зрения привычных канонов чрезвычайно нарушено, скажем, его общее построение, общая "архитектура", это означает только то, что и на более низких порядках его организации размерения соответствующим образом изменились.

13
Необходимое чувство меры. - При формулировании и отделке мысли необходимо ощущать тот предел, за которым дальнейшая работа над ней становится недопустимой. То же относится и к развёртыванию общей темы. Угроза, появляющаяся при отсутствии этого качества - неоправданная и недопустимая экстенсификация выражения.

14
Уловка. - Если человек создал нечто в сфере мысли и не уверен в самом образе его запечатления (например, с точки зрения недостаточности, якобы, разработки его основной идеи), он может создать что-то ещё в том же ключе - но в гораздо меньшем объёме. При сопоставлении первого со вторым первое бесспорно выигрывает, и неуверенность в его авторе ослабевает. То есть заведомое принесение в жертву репутации второго в собственных глазах автора повышает репутацию первого.

15
Степень сговорчивости читателя. - Мыслитель  н и к о г д а  не может настолько согласовать все свои идеи, так привести их к непротиворечивому целому, чтобы по ходу его труда сплошь и рядом не высовывались различные несогласованности и нонсенсы. Но на фоне общего потока мысли они обычно не слишком заметны, и "средний" читатель (даже, подчас, чрезвычайно глубоко понимающий этого мыслителя) глотает их только так. Замечать все эти нюансы - в этом есть некий "аристократизм мысли", но это качество вряд ли можно счесть полезным. Ведь у любого мыслителя подобные неувязки встречаются гораздо чаще, нежели это можно себе представить. Человек, тотально их регистрирующий, лишает себя плодов понимания этого мыслителя, причём сразу в двух аспектах: по делу - ведь при таком типе "ознакомления" за деревьями рано или поздно становится не видно леса, за частностями несущественного порядка теряется подлинная суть; и, затем, ещё и с точки зрения мысли как искусства - человек, постоянно спотыкаясь на мелких просчётах, лишает себя наслаждения в  п о н и м а н и и  мыслителя - как музыки, гармонии... Так что нужно ещё  у м е т ь  глотать мыслительные "обмолвки" и случайные недочёты, если ты хочешь, конечно, вообще понять автора, если тебе нужен автор и его идеи, а не ты сам, не тренировки и упражнения  т в о е г о  мозга. Компромисс и сговорчивость, умение видеть и  н е  в и д е т ь  - необходимы!

16
Различать концепцию и теорию. - Концепция суть мифологизация явления; теория - его моделирование.

17
Гигиена понимания. - В понимании мыслителя всегда следует отстранять от себя крайние проявления эмоций: суждения критиканские, как и суждения эйфорические, обычно не бывают подлинными выражениями значения мыслителя для человека.

18
Зигмунд Фрейд и Фридрих Ницше. - У Фрейда: наслаждение утончённейшей логикой, игра нюансов и смыслов, точнее - переосмыслений. Воспитание гибкости мысли. Мысль, как пластическая форма. - Ницше:  я д  внутреннего наслаждения мыслью, самим процессом мышления, "дикое мясо, сумасшедший нарост". В некотором смысле это тоже формализм, потому что неважно, каков предмет и точка приложения деятельности мысли. Но мысль здесь берётся изнутри, точнее -  п р о ц е с с  мысли берётся изнутри. Здесь важно уже не устремление, не ход, полёт (как у Фрейда), то есть не важно какое-то конкретное направление, не подразумевается какая-то цель  в н е  мысли. Мысль Ницше - мысль-в-себе, самодостаточная и самоуглубляющаяся, углубляющая смысловое пространство  п о д  собой. Отсюда: афоризм.

19
Теория сублимации З. Фрейда  к а к  м и н и м у м  не противоречит идее духовности человека. Точно так же в противоречии духовному можно было бы обвинить, к примеру, теорию пищеварения.

20
Лев Гумилёв. - Если бы Л. Гумилёв был  п р о с т о  учёный, он вряд ли оказался бы способен захватить воображение содержанием своих идей (как - в ещё большей степени - и З. Фрейд). Но здесь - настоящая симфония мысли! Своя логика - даже со своеобразным привкусом разложения, немного приторным запахом распада. С точки зрения "обычной" логики - совершенно необъяснимое построение мысли, поэтому сперва даже трудно попасть ему в резонанс. Но попав - начинаешь ощущать  е г о  закон,  е г о  вибрацию, - с одной стороны, грандиозные до симфоничности, с другой - внутренне тонкие, трудноуловимые, танцующие... Логика танца и поступь танковой колонны! Именно по Гумилёву делается понятна вся огромность, необозримость человеческого "опыта". История открывает горизонты, спрятанные за обычным европейским школьным образованием. Европа съёживается...